Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2012 г. 20:17

3K

4

Всем любителям пожалеть бедных и несчастных американцев - посвящается.
Как страшно жить!

Россия. День сегодняшний.
Это самый настоящий современный антироман. В то время, как с экранов телевизоров и с огромных уличных постеров мелькают белозубые, счастливые лица и загорелые плотно-стройные тела – эдакая матрица успеха и легкости жизни; в то время, как отовсюду мелькают лозунги: бери от жизни всё – эдакая конъюнктура успешности, - Роман Сенчин пишет роман о неудачниках, о тех, о ком и писать-то не принято, о тех, кто оступившись однажды, медленно стал падать на социальное дно, каждый раз думая, что нащупал его…ан, нет. Дно проваливается под ногами и проваливается и кажется, что конца этому падению не будет. Так вот Роман Сенчин, в отличие от американщины и многих российских авторов, которые умело спекулируют на чувстве жалости - так и давят, так и давят на слезовыжималку, выжимая и выжимая жалость из читателя, - так вот Сенчин ни на какую жалость не давит, он рассказывает страшную историю падения обычной, среднестатистической семьи. Более того, он рассказывает историю намеренно упрощенным языком, с погрешностями, без привычного мата и чернухи. Обыденная повседневность, от которой волосы встают дыбом, дышишь как в липком и обволакивающем тумане, а жизнь Елтышевых и тебя втягивает, как в болото. Да и герои, не то что жалости не вызывают, а практически на каждой странице фыркаешь: Сами виноваты!
Это вам конечно не бедные и несчастные фермеры-лапочки. А простая обычная русская семья. Попробуйте их полюбить или посочувствовать им. Не выходит? Слишком не глянцевые? Слишком обычные? Невозможно нащупать за что сочувствовать? Конечно, кто ж неудачникам сочувствовать будет.

Современная деревня, как модель социального гетто для неудачников, для тех, кому деваться больше некуда, для тех, кому удача изменила в какой-то момент, для тех, кого жизнь придавила так мощно, что сдвинуть эту глыбу практически невозможно. Чудовищный деревенский быт без воды, без возможности заниматься фермерством, без возможности вести нормальный образ жизни, потому что нет работы, нет досуга, нет денег. Нет ничего! И это не 19 век, это современная Россия, это современная российская деревня, где пьют, дерутся, воруют и убивают друг друга. Такая жизнь. Вот такая. Падение по социальной лестнице, которое началось для Елтышевых в тот момент, когда Николая Михайловича уволили с работы и отобрали ведомственную квартиру, когда младшего сына посадили в тюрьму за драку, когда семья была вынуждена переехать в жалкий домик к тетке Татьяне в родную деревню Валентины, вроде бы, остановилось, потому как появились планы и домик построить, и баню. Однако с каждым предложением и с каждым абзацем понимаешь: не-а, ничего у них не получится. Ни-че-го!

Елтышевы это, конечно, не положительно-прекрасные герои романа - они спиваются, они духовно деградируют, они, по сути, ничего не делают, чтобы спастись. Я-то частенько себя ловила на том, что сердито покрикиваю: да делайте же что-нибудь! У вас два здоровых мужика, можно что-то придумать.
А потом приходит осознание, то, что хотел мне – наивной чебурашке, - рассказать Сенчин. Елтышевы, особенно Николай Михайлович, который по сути – убийца, в прямом и переносном смысле – порождение этой среды, его поступки в той среде лежат не в плоскости аморальности, а в плоскости нормальности. И это самое страшное. Когда среда так засасывает, затягивает человека, что ему выдохнуть невозможно, только ждать покуда смерть не приберет к рукам.

Катилась жизнь под откос стремительно и неостановимо. И лишь огрубение души, какой-то, пусть слабенький, но панцирь на ней не давал совсем отчаяться, свалиться и умереть. Да, может, и хорошо бы вот так умереть, как древние греки или былинные русские богатыри, но не получалось. Приходилось мучиться дальше и дальше, и неизвестно зачем.


Не ждите от романа глубокой философии или какой-то там сверхидеи, он как летописец, просто констатирует факт вымирания деревни, факт духовного вымирания российского народа. Это наша реальность. Сегодня. Сейчас. Страшный роман. Безысходный. Финальная сцена в романе - одна из самых страшных. Помочь ей было некому...

Наташа, громадное тебе спасибо! За тот список с русскими современными авторами.

Ветка комментариев


Насчет красивой зарубежной демократии и их кукольного мировоззрения не все так гладко. Просто у них и правда другой менталитет и книги о том, как все отвратительно, когда люди не люди уже, по большому счету, писать не принято. Или их просто не переводят. Хотя знаю я парочку...

Если выйти из своей зоны комфорта, высунуть нос, и вникнуть, то лабильность психи может не спасти. Как не спасла она многих русских общественных деятелей, которые что-то пытались менять, показывать и доказывать. Это ведь не бич современности все эти Елтышевы, просто они раньше носили другие фамилии, и аморальность лежала в той же плоскости нормальности просто под другим углом немного... Это какая-то дикая особенность российского менталитета, вечная бесконечная деградация, на фоне растущего благополучия отдельных личностей. И никакого среднего класса, где-то бегала зашуганная интеллигенция, но ее почти не видно. Как-то так. Страшно это все, вы правы.


Яна, безусловно, и с красивым мировоззрением не все так однозначно. Взять, к примеру, фильм Иньяритту ''Бьютифул'' с Бардемом. Вот уж точно ни в какое ''красиво'' не вписывается. И ведь в том мире есть свои законы и свой кодекс чести. Просто потому, что это другой мир, хотя и находится он в одном мире с миром, скажем, моды или кино. Как изнанка успешности. Так было и так будет всегда.

А Елтышевы...не знаю, мне кажется, что они именно порождение нашего времени. Когда люди с образованием, нормальной работой ( библиотекарь и милиционер ), вдруг оказываются за чертой и возврата уже нет. Меня вот что поразило. Валентина, жена Елтышева, сама деревенская, но окончила библиотечный техникум, переехала в райцентр, была заведующей в районной библиотеке, а когда случилось вернуться в деревню, там возможность была заработать продавая ягоды, грибы, жимолость на рынке и она вот стоять на рынке застеснялась...Не стала после первого раза. Стыдно ей было. А ведь сама оттуда, из деревенских. Кстати, в жизни знаю некоторых людей, которые будут от голода умирать и детей своих голодом морить, но не опустятся до ''торговать на рынке" или ''мыть полы''. Почему..для меня загадка.
Вот этой лабильности приспособиться к новым жизненным обстоятельствам тоже у них не было.

Да, менталитет у нас другой. Абсолютно. Поэтому никакие законы демократии у нас не действуют.


Извините, что опять присоединился к диалогу.
Но, к примеру, фильм Балабанова "Груз 200" о 80-х годах и СССР, как раз говорит об обратном. Деградация - это наше всё. И началось оно не вчера. :(


Тут соглашусь с Вами, а еще... гложут меня подозрения, что разорившаяся дврянка или девочка из интеллигентной семьи веке в 19 вряд ли пошла бы ягодами торговать, даже, если ей угрожала бы реальная опасность помереть от голода сейчас же. Это даже не признак деградации это... какая-то неуместная гордость, вроде как учился, человеком был, а тут в поломойки, нет лучше умру как герой. Или тисну чего у кого... а чего у медали всегда две стороны, почему у меня их быть не может?

Мне всегда казалось, что наше русское, российское, советское, да все наши общества подчинялись всю жизнь, исключительно, закону броуновского движения. Какая уж там демократия)