Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2012 г. 20:17

3K

4

Всем любителям пожалеть бедных и несчастных американцев - посвящается.
Как страшно жить!

Россия. День сегодняшний.
Это самый настоящий современный антироман. В то время, как с экранов телевизоров и с огромных уличных постеров мелькают белозубые, счастливые лица и загорелые плотно-стройные тела – эдакая матрица успеха и легкости жизни; в то время, как отовсюду мелькают лозунги: бери от жизни всё – эдакая конъюнктура успешности, - Роман Сенчин пишет роман о неудачниках, о тех, о ком и писать-то не принято, о тех, кто оступившись однажды, медленно стал падать на социальное дно, каждый раз думая, что нащупал его…ан, нет. Дно проваливается под ногами и проваливается и кажется, что конца этому падению не будет. Так вот Роман Сенчин, в отличие от американщины и многих российских авторов, которые умело спекулируют на чувстве жалости - так и давят, так и давят на слезовыжималку, выжимая и выжимая жалость из читателя, - так вот Сенчин ни на какую жалость не давит, он рассказывает страшную историю падения обычной, среднестатистической семьи. Более того, он рассказывает историю намеренно упрощенным языком, с погрешностями, без привычного мата и чернухи. Обыденная повседневность, от которой волосы встают дыбом, дышишь как в липком и обволакивающем тумане, а жизнь Елтышевых и тебя втягивает, как в болото. Да и герои, не то что жалости не вызывают, а практически на каждой странице фыркаешь: Сами виноваты!
Это вам конечно не бедные и несчастные фермеры-лапочки. А простая обычная русская семья. Попробуйте их полюбить или посочувствовать им. Не выходит? Слишком не глянцевые? Слишком обычные? Невозможно нащупать за что сочувствовать? Конечно, кто ж неудачникам сочувствовать будет.

Современная деревня, как модель социального гетто для неудачников, для тех, кому деваться больше некуда, для тех, кому удача изменила в какой-то момент, для тех, кого жизнь придавила так мощно, что сдвинуть эту глыбу практически невозможно. Чудовищный деревенский быт без воды, без возможности заниматься фермерством, без возможности вести нормальный образ жизни, потому что нет работы, нет досуга, нет денег. Нет ничего! И это не 19 век, это современная Россия, это современная российская деревня, где пьют, дерутся, воруют и убивают друг друга. Такая жизнь. Вот такая. Падение по социальной лестнице, которое началось для Елтышевых в тот момент, когда Николая Михайловича уволили с работы и отобрали ведомственную квартиру, когда младшего сына посадили в тюрьму за драку, когда семья была вынуждена переехать в жалкий домик к тетке Татьяне в родную деревню Валентины, вроде бы, остановилось, потому как появились планы и домик построить, и баню. Однако с каждым предложением и с каждым абзацем понимаешь: не-а, ничего у них не получится. Ни-че-го!

Елтышевы это, конечно, не положительно-прекрасные герои романа - они спиваются, они духовно деградируют, они, по сути, ничего не делают, чтобы спастись. Я-то частенько себя ловила на том, что сердито покрикиваю: да делайте же что-нибудь! У вас два здоровых мужика, можно что-то придумать.
А потом приходит осознание, то, что хотел мне – наивной чебурашке, - рассказать Сенчин. Елтышевы, особенно Николай Михайлович, который по сути – убийца, в прямом и переносном смысле – порождение этой среды, его поступки в той среде лежат не в плоскости аморальности, а в плоскости нормальности. И это самое страшное. Когда среда так засасывает, затягивает человека, что ему выдохнуть невозможно, только ждать покуда смерть не приберет к рукам.

Катилась жизнь под откос стремительно и неостановимо. И лишь огрубение души, какой-то, пусть слабенький, но панцирь на ней не давал совсем отчаяться, свалиться и умереть. Да, может, и хорошо бы вот так умереть, как древние греки или былинные русские богатыри, но не получалось. Приходилось мучиться дальше и дальше, и неизвестно зачем.


Не ждите от романа глубокой философии или какой-то там сверхидеи, он как летописец, просто констатирует факт вымирания деревни, факт духовного вымирания российского народа. Это наша реальность. Сегодня. Сейчас. Страшный роман. Безысходный. Финальная сцена в романе - одна из самых страшных. Помочь ей было некому...

Наташа, громадное тебе спасибо! За тот список с русскими современными авторами.

Ветка комментариев


А зачем он нужен этот выход из зоны собственного комфорта?
В своем городе контрастов живу в таком районе где рядом, как два полюса одного магнита: практически спившиеся люди (разве что не бомжуют), у которых долги за квартиры превышают даже неплохой доход в городе, и тут же, во дворе припаркованы машины такой стоимости, сколько семье со средним достатком лет 5 так неплохо копить, от всего отказываясь.
Думаете, эти две полярности друг друга не видят? Еще как видят! Только эмоционального потрясения что-то не вижу ни у той, ни у этой стороны.
Не принято в нашем разобщенном обществе решать чужие проблемы. Каждый сам за себя.


Я думаю, что большинство нормальных и адекватных людей в нашей стране, всё видят и всё понимают. У нас каждый город - город контрастов, особенно контрастно смотрятся, к примеру, дорогие иномарки на раздолбаных дорогах. Да и много чего ещё контрастного, думаю, что вы и сами видели и знаете :)
Мы говорили немного о другом, знаете, очень многие, особенно те, кто находится за границей, имеет красивое демократическое мировоззрение о правах и свободах, о достоинствах и прочем, немного не понимают, что вот жизнь Елтышевых в деревне, их пьянство, драки, убийства - беда, лежит в плоскости нормальности той среды. Причем, люди могут опускаться не своей воле, обстоятельства будут сильнее (я и сама частенько говорю: сами виноваты). Что у нас, на нашей территории не действует красивое мировоззрение, потому что мы тут живем иначе, у нас менталитет другой. Ведь Елтышев - бывший мент, после 90-х годов попал из отделения в вытрезвитель. И самая главная его мечта, чтобы попался богатенький алкаш - деньги у него взять ( вон Иван Иваныч уже новую иномарку купил на этих богатеньких алкашах), то есть он - мент, - и вот так мыслит. Он изначально уже изуродован и его уродство уже лежит в плоскости нормальности.
И для того, чтобы это понять, нужно выйти из своей зоны комфорта.
Вот как-то так.


Любой социум, в силу разных причин, сам определяет границы своей нормальности. Так было всегда и так будет. Вас же, насколько я понимаю, беспокоит (правильнее, наверно сказать, берет за душу) не то что это всё, описанное в книге, происходит "где то там за МКАДом", а то что такой социум и такие границы нормальности практически рядом - "за углом".
С другой стороны, когда такая "нормальность" становится доминирующей в нашем современном гражданском обществе (точнее, государстве), какое право имеем мы считаться нормальными?
Только потому, что наша плоскость нормальности больше попадает под определение красивого демократического мировоззрения "где то там"? Тогда почему мы здесь? И какое право мы имеем, чтобы судить этих людей?


мммм...Мне кажется, что вы немного не поняли, что я имела в виду.
Да, вы абсолютно правы, что любая социальная группа людей определяет свои границы нормальности и свое мировоззрение, как и каждый человек в отдельности. И я скажем не считаю, что я вправе судить других людей, особенно, если они пытаются как-то выживать, если они сами устанавливают между собой и остальными некую демаркационную линию. Но, самое удивительно, что люди с красивым мировоззрением не понимают того, что здесь у нас, жизнь другая, страна другая, где это самое ''красивое'' не прокатывает в силу наличия огромного количества причин. И заморскую красоту на нашу жизнь не натянешь. Так вот я много раз слышала и мне самой неоднократно говорили, что это ( в том числе и то, о чем я написала в рецензии - философия неудачников, то бишь быдла). То есть это совсем не входит в красивое мировоззрение и в общем-то в какой-то степени его разрушает, потому что показывает, что есть бедность, есть безработица и есть вымирание нации.
Что далеко ходить: мой друг, которые последние 15 лет прожил в Лондоне и только недавно вернулся в Россию, когда читал эту книгу говорил, что все это ерунда и выдумки. Так не бывает с нормальными людьми, а если так случилось, то они сами виноваты - слабаки. Мечтаю ему тур организовать по деревням и районным центрам России, а то он думает, что жизнь заканчивается на МКАДе.


Долго думал, что Вам ответить. :)
О чистоте красивого демократического мировозрения (с) можно говорить только тогда, когда человек действительно ничего кроме него никогда не видел. А вот с этим, насколько я понимаю, не всё чисто. Даже в тех странах, которые мы по привычке считаем лучше и демократичнее, есть не совсем нэйтив пипл (и доля их не так уж мала), жизнь которых, конечно не сравнится с российской глубинкой, но тем не менее тоже не такая же безоблачная как у коренных, с высшим образованием и полным набором демократических прав и т.п.
Беспорядки в Лондоне в 2011 году кто устроил - средний класс в силу своего мировозрения? Бессон фильм "13 район" снял исключительно под воздействием галлюцинагенных препаратов? Про США и их политкорректность, так вообще молчу - примеров сотни, если не тысячи.
Дело не в мировозрении, дело в личном восприятии этой действительности и самоидентификации. Незачем выходить из своей зоны комфорта, но и отрицать, что кроме своей личностной зоны комфорта других социумов не существует, как минимум некорректно.
И при всем уважении к Вам и Вашему другу, но человека, который большую часть рос и жил в нашем совместном менталитете, и вдруг в одночасье весь на 100% проникшийся чужим (точнее сказать перекрасившимся) мировозрением, кроме как ренегатом я назвать не могу. Надеюсь Вы не обидитесь.
зы: деградация это не только наша проблема, это есть у всей западной (европейской и северо-американской) цивилизации. Россия в силу ряда причин просто идет в авангарде.


Так я ж не спорю :) Более того, я пишу о том же самом что и Вы, только иными словами. На самом деле, к огромному сожалению, именно наши соотечественники, уехавшие за границу и как бы присоседившись к тому самому красивому мировоззрению, и говорят о том, что иные соц. группы - как водка, матрешка и медведь. Национальная особенность. Они их так воспринимают. И когда пытаешься объяснить, что это не так, что Россия объемная, разная, что не нужно на нее натягивать то, что хорошо там, не нужно лезть сюда с тем, что есть на западе. Что каждая социальная группа существует в рамках своих правил. И это нормально. Так везде. Знаете что мне ответили? Что я фашистка :)))


На счет МКАДа, чтобы Вы меня правильно поняли :)
У каждого города, да и городка, в нашей стране есть свой "МКАД" и термин "заМКАДье" уже не имя собственное, а имя нарицательное. Безотносительно от фактического своего расположения и названия города, находящегося как бы внутри "МКАДа"


Да я поняла :)) ''заМКАДье'' может начаться и в соседней квартире :)