Больше рецензий

26 сентября 2020 г. 15:17

379

3.5

В общем и целом неплохо, хотя и минусов много (о них чуть позже). Рассчитана на аудиторию 10-14 лет, я так думаю. Не сомневаюсь, что тогда бы мне очень понравилось. Похожа на книжки Р. Л. Стайна, либо "Байки из грота". Читается также очень быстро, не в последнюю очередь благодаря объему. Рассказ скорее расслабленный, нежели динамичный.

Отзыв этот, полагаю, выйдет довольно спойлерным - я пишу больше для себя в будущем, так что имейте ввиду!

История начинается с того, что мальчика пятнадцати лет засовывают в психбольницу и он в последние свободные минуты, до того как придут санитары, судорожно пытается написать что-то на пяти последних листах бумаги. Сумасшедшим его посчитали собственный родители, так как подумали, что он убил свою собственную младшую сестру. В общем-то, так оно и было... Он напугал своими рассказами сестру настолько, что её страх открыл тоннель в другое измерение, проложив в детскую комнату проход для Бабая.

Книга построена довольно интересным образом: в начале каждого раздела цитируется книга, которую напишет когда-то в будущем главный герой. Сначала я подумала, что это тот самый безымянный мальчик, который в прологе спешит что-то записать на пяти листах бумаги, и описываемые события происходят задолго до того, как родится его сестра, но в середине книги главный герой, Назар Лившиц, находит те самые пять листов бумаги и становится понятно, что он и тот безымянный мальчик это отдельные люди.
Ещё в конце есть отзыв на ту самую цитируемую в начале каждого раздела книгу, и в нём что-то вроде: "такое ощущение, что это автор пережил на собственном опыте". Наверное, таким образом Борис Левандовский намекает на свой собственный опыт.

Сам образ Бабая обыгран довольно неплохо, если закрыть глаза на ту дичь, которая стала происходить на последних двадцати страницах, включая описание берлоги Бабая. Та схватка бати Назара и Бабая это совсем уж какая-то шутка (особенно как мужик одним ударом кулака опрокинул Бабая на землю - у меня первая мысль "Ну и треш!"). Даже как-то обидно за Бабая стало! Комичность, как по мне, лишняя вещь в книге/фильме, когда ты пишешь/снимаешь хоррор... Вот как, например, в "Оно 2" (2019), когда герои побеждают Оно. Когда герои побеждают зло, это уже не совсем хоррор, а скорее, сказка. Блин, ну даже не хоррор, а просто какие-то детские страшные сказки, там для главных героев должен быть ощутимый ущерб, а тут всё обошлось одним перепугом и нервным срывом, а ещё и каким-то магическим образом Назар с батей смогли "собрать подписи врачей" для того, чтобы высвободить того безымянного мальчика из психушки! Может, кстати, этот момент я неправильно поняла, и они собрали подписи только на посещение, но...? (вообще, думаю, для детей важен именно хороший конец, это уже мне не подходит такое :)

А теперь о других минусах на заметку:
1. Текст явно плохо вычитан (много описок, криво построенных предложений).
2. То, что Назар мыслит иногда не по годам. Ему 8-9 лет, а у него иногда рассуждения, как будто лет на десять старше. Конечно, разные дети взрослеют по-разному, но иногда это прям напрягает и выглядит крайне неправдоподобно.
3. Постоянные нелогичности (например, то, что бабай выше двухметрового мужика, и в то же время мальчик восьми лет способен ударить его стулом по голове... как, интересно?)
4. Остался без ответа вопрос о том, что есть малиновое свечение у букашек и в берлоге Бабая.
5. Употребление матов детьми отнюдь не сделало книгу лучше... По собственному опыту знаю, что бывают компании, где дети вот так спокойно говорят "хрен его знает" и "бля", н можно было обойтись, тем более, что в книге они же вроде как из приличных семей.