Больше рецензий

19 сентября 2020 г. 14:57

582

3

Чернышевский является одной из самых трагичных фигур русского освободительного движения. Особенно четко это становится ясным после прочтения "Пролога" - одной из частей незавершенной автобиографической трилогии, которую Николай Гаврилович писал в Александровском заводе в 1868-1870 гг. В статьях о литературном творчестве Чернышевского данной книге уделяется как правило мало внимания, и это частично обосновано - книга представляет часть незавершенного замысла, поэтому воспринимать ее как художественное произведение очень сложно.

"Пролог" интересен прежде всего для понимания настроений позднего Чернышевского и той части разночинцев, которая придерживалась подобной позиции. А позицию эту можно выразить грустной фразой, взятой из книги: "...он не считал себя борцом за народ: у русского народа не могло быть борцов, по мнению Волгина, оттого что русский народ не способен поддерживать вступающихся за него; какому же человеку в здравом смысле бывает охота пропадать задаром?". Крестьянская реформа обернулась обманом, власть без особых проблем разогнала собрания столичных студентов и литераторов, крепостной мужик - коммунист по своему инстинкту - тяги к революции не проявил. Все это Чернышевский опишет емкой фразой, которую он вложит в мысли Волгина: "Жалкая нация, жалкая нация! — Нация рабов, — снизу доверху, все сплошь рабы...".

Нет, он не разочаровался в социализме или русском крестьянине. Напротив, он приобрел более реалистичный взгляд на него. На фоне идеализации крестьянства со стороны части народников в начале 1870-х гг., голос Чернышевского из далекой Сибири касался упадническим пессимизмом. Критика предпочитали помнить по роману "Что делать?", по которому русская молодежь пыталась перестроить социальную реальность. Но не является ли проявлением огромного гражданского мужества открыто высказанная мысль о том, что революционеры в 1860-е гг. не получили народной поддержки и закономерно проиграли? Вместо того, чтобы бросать в горнило борьбы новые жертвы, не лучше ли оглянуться вокруг себя и честно сказать, что время для открытой схватки еще не пришло и поэтому нужно копить силы? Сложный и неразрешимый для меня вопрос в ракурсе событий 1860-1870-х гг.

В любом случае Чернышевский дал очень жесткий и честный критический анализ иллюзий русской интеллигенции касательно крестьянской реформы. Такому подходу нужно учиться: не обливать только других помоями, а до конца разобраться в собственных ошибках и заблуждениях.