Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 мая 2012 г. 00:41

1K

5

Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Александр Соболев ''Бухенвальдский набат''

История любой страны пишется миллионом таких историй, как рассказал в своём романе Анатолий Рыбаков, из множества частных судеб складывается эпоха, время. Чтобы писать такие книги в то время и чтобы их издали, нужно обладать филигранным мастерством слова, умело маскировать то, что явно никак не рассказать, не написать. Рыбаков это делает мастерски. Он не отрицает то хорошее, что было сделано при коммунизме (социальные достижения – ведь смог бы простой парень из украинского городка, внук и сын сапожника, получить высшее образование при царизме?), но не отрицает и плохого ( история старшего Левы – этот партийный фанатизм, неявный отказ от отца, комсомольские собрания с ''разбором'', арест Якова за халатность и антисоветскую деятельность). Всё это очень здорово и тонко выписывает Рыбаков в ''Тяжелом песке''. Мне кажется, что тут партийности и советскости ровно настолько насколько это было в антураже времени. Было такое время…И в этом времени простые люди жили, работали, любили, умирали, предавали.

Он вложил историю одной большой еврейской семьи, историю настоящей и большой любви, историю гетто в небольшом украинском городке, - в уста одного из сыновей Рахили и Якова, вложил так потрясающе точно, что я слышала хрипловатый мужской голос, который простым, чуть суховатым и скупым языком рассказывал мне историю своих родителей, сдерживая боль и слёзы. И можно ли их сдержать? История одной семьи, одного городка в чудовищной мировой статистике: столько-то сожгли в печах, столько-то замучены, столько-то расстреляны в гетто…Но это просто статистика. Чудовищная, но обезличенная. История Рахленко-Ивановских – это частная история. Первая Мировая, революция 17-го года, годы НЭПа, коллективизации и, наконец, война. Та самая жизнь, что состоит из боли, волнений, но и радостей, радостей любви, детства, близости родных. Та жизнь, за которую воевали во Вторую Мировую. Не за Сталина, не за коммунизм, а вот за этот украинский лес, за кефир в лесу, за поцелуи и расставания, за любовь. За – Жизнь. За то, за что пошел воевать сам Рыбаков, отсидев в 33 году за ''Контрреволюционную агитацию и пропаганду'', но, тем не менее, пошел воевать не за Сталина, а за жизнь. Но там, на полях сражений каждый из солдат знал за что воюет, отдает жизни, но знали ли те, кто остался в небольшом украинском городке за что их сначала поселили в гетто, а потом… За что?

Как красиво, точно и с необыкновенным юмором и теплотой выписан каждый герой романа: глава семьи – Авраам Рахленко (твердый, справедливый и мудрый старый еврей), тихая, неприметная и мудрая бабушка Рахленко, Иосиф – мелкий, скандальный, подлый, Яков – благородный швейцарский еврей, честный, умный, работящий, и, наконец, на мой взгляд, самый сильный и красивый образ – Рахиль. Она была непростая, гордая, упрямая, стальная, цельная. Но она была такая. Красивая в своей стальной упрямости. Так же, как красив Яков в своем благородстве. Они умели жить, любить, они умели не смирятся с обстоятельствами. Они вдвоем сумели выстроить свой мир, мир их детей и внуков, который так страшно был разрушен войной. История поломанных судеб и несбывшихся мечтаний, история предательства и мужества.

А ещё пока читала, меня мучил один вопрос: почему? Ну почему семь тысяч человек дали себя вот так убить? Потому что против чудовищ нет средств борьбы? Почему?

Ветка комментариев


Я не собираюсь вешать на Вас ярлыки.
Просто сам автор книги отвечает на подобные вопросы. И с чего вы вообще взяли, что люди дали себя убить??
В том, то и дело, что люди боролись за свою жизнь и жизнь близких и умирали свободными людьми. И неизвестно как бы поступил каждый из нас, ныне живущих, и рассуждающих подобным образом окажись он там. Может, нужно было бежать на автоматы и кричать: «Нас мало, но мы в тельняшках!»? Рыбаков и рассказал, КАК истребляли людей только на примере одного гетто, а сколько их еще было?
Люди не давали себя убить.
Извините, если оскорбила Вас.


И неизвестно как бы поступил каждый из нас, ныне живущих, и рассуждающих подобным образом окажись он там.


Я именно об этом и писала чуть выше в разговоре со shlomy . Я понимаю, что Вы пишите на эмоциях, прекрасно Вас понимаю, когда читаешь о таком бесчеловечном уничтожении одних людей другими ...нелюдями. Но, чтобы не возникало таких всплесков всё-таки лучше чуть внимательнее читать то, что было написано чуть раньше. И об идеальном механизме уничтожения людей тоже мы чуть выше говорили.
Чудовищность той войны не столько в том, что уничтожали людей одной нации - евреев, создавая гетто, а в том, что произошла жуткая морально-нравственная катастрофа, которая забрала с собой миллионы жизней разных людей, разных национальностей. По Беларуси каким страшным огнем прошлись немцы, есть самый страшный фильм о войне ''Иди и смотри'' Элема Климова - там не о гетто, а о беларусских деревнях и что там творилось.
Людей истребляли не только в гетто. Хотя это не отменяет чудовищности трагедии, описанной Рыбаковым.


Я не читала другие комментарии. Зачем это мне ?
Рецензия у Вас хорошая , но именно это Ваше замечание меня покоробило и я ответила. Может и не надо было.


Я не читала другие комментарии.


Вы знаете, а следовало бы. Не пришлось бы тогда бросаться словами ''подлец'' и ''дурак''.
И почему Вы оставили без внимания третий вопрос? Потому что против чудовищ нет средств борьбы? - он же прямо вытекает из первых двух. Неужели Вы никогда не задавали себе вопросов: как так вышло что семь тысяч человек оказались бессильны против, ну максимум, двух сотен немцев? Никогда не задавали? Как так вышло, что людей тысячами расстреливали или отправляли в газовые камеры? Не задавали? А стоило бы.


Глупый спор.
Я уже давно ответила на все Ваши вопросы.
Люди боролись и не давали себя убить. Их убивали.
Как тогда быть с армией и фронтом? Там, в крестики нолики играли? А партизаны, в конце концов? Или блокадный Ленинград? Сталинград, откуда по приказу Сталина не давали эвакуировать жителей? И там тоже дали себя убить? Что было делать людям в деревнях, таких как Хатынь? бежать с ломом на огнемёты, так все равно убьют. Куда не кинь... Интересно, как же все-таки смогли победить в этой войне раз все "давали" себя убить?


Вы сейчас с кем разговариваете? Со мной или сами с собой? Если со мной, то большая просьба отвечать на мои реплики, если с собой, то не смею мешать.
Так ответьте мне: почему Вы пропустили третий вопрос?
Рассуждать на темы: как оно там было - не имею морального права. А вот задавать вопросы и анализировать, чтобы не повторилось - должен каждый.
Всего доброго.
Спасибо, что не прошли мимо и назвали ''подлецом'' и ''дураком''.