Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 мая 2012 г. 00:41

1K

5

Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!

Александр Соболев ''Бухенвальдский набат''

История любой страны пишется миллионом таких историй, как рассказал в своём романе Анатолий Рыбаков, из множества частных судеб складывается эпоха, время. Чтобы писать такие книги в то время и чтобы их издали, нужно обладать филигранным мастерством слова, умело маскировать то, что явно никак не рассказать, не написать. Рыбаков это делает мастерски. Он не отрицает то хорошее, что было сделано при коммунизме (социальные достижения – ведь смог бы простой парень из украинского городка, внук и сын сапожника, получить высшее образование при царизме?), но не отрицает и плохого ( история старшего Левы – этот партийный фанатизм, неявный отказ от отца, комсомольские собрания с ''разбором'', арест Якова за халатность и антисоветскую деятельность). Всё это очень здорово и тонко выписывает Рыбаков в ''Тяжелом песке''. Мне кажется, что тут партийности и советскости ровно настолько насколько это было в антураже времени. Было такое время…И в этом времени простые люди жили, работали, любили, умирали, предавали.

Он вложил историю одной большой еврейской семьи, историю настоящей и большой любви, историю гетто в небольшом украинском городке, - в уста одного из сыновей Рахили и Якова, вложил так потрясающе точно, что я слышала хрипловатый мужской голос, который простым, чуть суховатым и скупым языком рассказывал мне историю своих родителей, сдерживая боль и слёзы. И можно ли их сдержать? История одной семьи, одного городка в чудовищной мировой статистике: столько-то сожгли в печах, столько-то замучены, столько-то расстреляны в гетто…Но это просто статистика. Чудовищная, но обезличенная. История Рахленко-Ивановских – это частная история. Первая Мировая, революция 17-го года, годы НЭПа, коллективизации и, наконец, война. Та самая жизнь, что состоит из боли, волнений, но и радостей, радостей любви, детства, близости родных. Та жизнь, за которую воевали во Вторую Мировую. Не за Сталина, не за коммунизм, а вот за этот украинский лес, за кефир в лесу, за поцелуи и расставания, за любовь. За – Жизнь. За то, за что пошел воевать сам Рыбаков, отсидев в 33 году за ''Контрреволюционную агитацию и пропаганду'', но, тем не менее, пошел воевать не за Сталина, а за жизнь. Но там, на полях сражений каждый из солдат знал за что воюет, отдает жизни, но знали ли те, кто остался в небольшом украинском городке за что их сначала поселили в гетто, а потом… За что?

Как красиво, точно и с необыкновенным юмором и теплотой выписан каждый герой романа: глава семьи – Авраам Рахленко (твердый, справедливый и мудрый старый еврей), тихая, неприметная и мудрая бабушка Рахленко, Иосиф – мелкий, скандальный, подлый, Яков – благородный швейцарский еврей, честный, умный, работящий, и, наконец, на мой взгляд, самый сильный и красивый образ – Рахиль. Она была непростая, гордая, упрямая, стальная, цельная. Но она была такая. Красивая в своей стальной упрямости. Так же, как красив Яков в своем благородстве. Они умели жить, любить, они умели не смирятся с обстоятельствами. Они вдвоем сумели выстроить свой мир, мир их детей и внуков, который так страшно был разрушен войной. История поломанных судеб и несбывшихся мечтаний, история предательства и мужества.

А ещё пока читала, меня мучил один вопрос: почему? Ну почему семь тысяч человек дали себя вот так убить? Потому что против чудовищ нет средств борьбы? Почему?

Комментарии


хороший анализ книги


Спасибо. Если бы не начала просто анализировать, впала бы в литературную истерику и экзальтацию )


Большое спасибо за рецензию! Обязательно прочту!


Cпасибо. Книга очень сильная.


Юля, мне очень понравилась Ваша рецензия! Я тоже читала некоторые книги, где говорится о геноциде, о гетто, о концлагерях. Страшно и больно до слёз, оттого, что так жестоко истребляли людей, ведь этому нет оправдания!


Катя, спасибо!
Самая страшная книга о геноциде, что я прочла ''Убежище. Дневник Анны Франк''. Это была самая первая книга на эту тему , и я помню около месяца не могла думать ни о чем больше. Только о девочке, которой было столько же лет как и мне - 13.


Очень хорошая рецензия. Спасибо!


Спасибо!


Огромное спасибо за рецензию! Это одна из моих любимых книг.. очень сильная.

Всё прощается, пролившим невинную кровь не простится никогда..


Спасибо! Очень сильная, согласна. Причем, что меня поразило, Рыбаков не выжимает слезу, не давит на жалость, а просто рассказывает и от этого страшнее и больнее становится.


тяжело...наверное это очень тяжелое и сильное произведение...
спасибо за отзыв!


Сильное и тяжелое. Скупое даже какое-то.


Я впервые прочла эту книгу в достаточно юном возрасте и несколько ночей не могла спокойно спать.
Она оставила тяжелейший осадок, буквально камнем легла на сердце.

Только я не поняла, почему Вы говорите о семи тысячах людей, давших себя убить?
Откуда эта цифра?


Семь тысяч - столько в романе евреев было в гетто. Я поразилась этой цифре - семь тысяч! Не сто и не двести человек, а семь тысяч.

Да я и в не юном возрасте ночь не могла уснуть, всё думала и думала...Не могла себе даже представить что со мной было было бы там, если бы на моих глазах убивали родных. Пишу и мурашки по коже...


Эти цифры еще не самые большие.
В Бабьем Яру, например, за считанные дни было уничтожено около 150 тыс. человек, доходило до 30 тыс. за день.
Был создан целый механизм уничтожения, продуманный до мельчайших деталей.
Страшные и непостижимые вещи, вот пишу это и меня трясет.


Цифры в этой трагедии вообще вещь ужасающая. Причем в голове даже не укладываются. Вообще любое уничтожение человека другим человеком, в таких масштабах - это морально-нравственная катастрофа человечества.
Помните фильм ''Список Шиндлера'' и немца Гета? Как он по утрам ''играл в тир'' стреляя по людям? Вот ужас. Леденящий...


Не хочу даже вспоминать.
Я могу представить себе, что какой-то процент этих убийц были патологическими садистами и получали от всего этого удовольствие. Но остальные-то? Как можно понять человека, для которого систематическое уничтожение других людей является работой? И относились они к этому как к работе, может не слишком приятной, но которую все же нужно выполнять, как же иначе?

"морально-нравственная катастрофа человечества" - именно так.


Очень сильная рецензия!


Спасибо! Ты, кстати, сама дочитала? Воскресенье близко уже :)


дочитала, да)


А ещё пока читала, меня мучил один вопрос: почему? Ну почему семь тысяч человек дали себя вот так убить?


На этот вопрос у самого Рыбакова есть ответ - только подлец или дурак может задавать такой вопрос.
Глава 15, страница 201.


О! Это так мило. И кто я по-вашему: подлец или дурак?
Милейший комментарий.
И еще. Если человек задает вопрос, то для этого всегда есть причина и не всегда такая однозначная, как написали Вы или Рыбаков.


Я не собираюсь вешать на Вас ярлыки.
Просто сам автор книги отвечает на подобные вопросы. И с чего вы вообще взяли, что люди дали себя убить??
В том, то и дело, что люди боролись за свою жизнь и жизнь близких и умирали свободными людьми. И неизвестно как бы поступил каждый из нас, ныне живущих, и рассуждающих подобным образом окажись он там. Может, нужно было бежать на автоматы и кричать: «Нас мало, но мы в тельняшках!»? Рыбаков и рассказал, КАК истребляли людей только на примере одного гетто, а сколько их еще было?
Люди не давали себя убить.
Извините, если оскорбила Вас.


И неизвестно как бы поступил каждый из нас, ныне живущих, и рассуждающих подобным образом окажись он там.


Я именно об этом и писала чуть выше в разговоре со shlomy . Я понимаю, что Вы пишите на эмоциях, прекрасно Вас понимаю, когда читаешь о таком бесчеловечном уничтожении одних людей другими ...нелюдями. Но, чтобы не возникало таких всплесков всё-таки лучше чуть внимательнее читать то, что было написано чуть раньше. И об идеальном механизме уничтожения людей тоже мы чуть выше говорили.
Чудовищность той войны не столько в том, что уничтожали людей одной нации - евреев, создавая гетто, а в том, что произошла жуткая морально-нравственная катастрофа, которая забрала с собой миллионы жизней разных людей, разных национальностей. По Беларуси каким страшным огнем прошлись немцы, есть самый страшный фильм о войне ''Иди и смотри'' Элема Климова - там не о гетто, а о беларусских деревнях и что там творилось.
Людей истребляли не только в гетто. Хотя это не отменяет чудовищности трагедии, описанной Рыбаковым.


Я не читала другие комментарии. Зачем это мне ?
Рецензия у Вас хорошая , но именно это Ваше замечание меня покоробило и я ответила. Может и не надо было.


Я не читала другие комментарии.


Вы знаете, а следовало бы. Не пришлось бы тогда бросаться словами ''подлец'' и ''дурак''.
И почему Вы оставили без внимания третий вопрос? Потому что против чудовищ нет средств борьбы? - он же прямо вытекает из первых двух. Неужели Вы никогда не задавали себе вопросов: как так вышло что семь тысяч человек оказались бессильны против, ну максимум, двух сотен немцев? Никогда не задавали? Как так вышло, что людей тысячами расстреливали или отправляли в газовые камеры? Не задавали? А стоило бы.


Глупый спор.
Я уже давно ответила на все Ваши вопросы.
Люди боролись и не давали себя убить. Их убивали.
Как тогда быть с армией и фронтом? Там, в крестики нолики играли? А партизаны, в конце концов? Или блокадный Ленинград? Сталинград, откуда по приказу Сталина не давали эвакуировать жителей? И там тоже дали себя убить? Что было делать людям в деревнях, таких как Хатынь? бежать с ломом на огнемёты, так все равно убьют. Куда не кинь... Интересно, как же все-таки смогли победить в этой войне раз все "давали" себя убить?


Вы сейчас с кем разговариваете? Со мной или сами с собой? Если со мной, то большая просьба отвечать на мои реплики, если с собой, то не смею мешать.
Так ответьте мне: почему Вы пропустили третий вопрос?
Рассуждать на темы: как оно там было - не имею морального права. А вот задавать вопросы и анализировать, чтобы не повторилось - должен каждый.
Всего доброго.
Спасибо, что не прошли мимо и назвали ''подлецом'' и ''дураком''.