Больше рецензий

13 сентября 2020 г. 13:47

185

0 Когда все, что осталось - это ты, Бог и смерть...

Поговорим немного о книге "Записки Мальте Лауридса Бригге". О чем она? О новоприбывшем в Париж 28-летнем молодом человеке, абсолютно потерянном, бедном, но с замашками богемы; человеке, который уже не представитель богатого сословия, но никогда ему не стать своим среди бедных - и дело только в нем. Беднота, безрукая, вся в тряпье, подмигивает ему - мы тебя ждали, говорит она ему. И вот, спасаясь, он вспоминает детство - и всюду сквозит смерть, она здесь второй герой после Мальте, она здесь всем правит - ей все подчинено. И чтобы спастись от нее Мальте ищет Бога. Бог здесь - лейтмотив. Он, как и смерть, повсюду. И это-то как раз не удивляет - все тоже самое можно найти и в поэзии Рильке. Так вот: убегай в свое детство, он вспоминает все, что так или иначе на него повлияло. Я выделил три самых жестких эпизода. (Pay attention! Spoilers will be the next.) 1. О том, как Мальте сидел в обеденной с предками и радостно ужинал. Внезапно вошла некая дама. Отец в ужасе хотел на нее наброситься, но дед, демонически оскалившись, остановил его: "Пусть идет". И дама прошла сквозь обеденную. И имя ей было - Кристина Брае. И была она уже некоторое время - мертва... 2. Как мальте надевал на себя разные наряды. И о том, как он запутался в одном из нарядов. Он выбежал в коридор и просил о помощи. но всюду был только смех. И еще много времени спустя он слышал в своей голове этот смех. Вы думаете на этом кончились его психологические раны? Фиг там - идем к третьему эпизоду. 3. О том, что мама хотела не сына Мальте, а дочку - Софию. И Мальте перевоплощался в Софию. И вместе они, София и мать, поносили (довольно, будем честны, вежливо) Мальте. Но София исчезла. И мать думала, что она - мертва. Однако иначе думал Мальте. Мальте Лауридс Бригге навсегда оставил в живых в своем сознании Софию. Что накаляет обстановку до полной жести - этот эпизод реален. Такое имело место быть в биографии Райнера Мария Рильке. Даже его имя Райнер - имя позднее, смененное. Настоящее его имя - Рейн - женское, и было дано матерью, хотевшей дочь. Да и второе имя - Мария, тоже не шибко-то мужское. Вот так: наш маленький Райнер (то есть, простите, Мальте) был подвержен гендерному абьюзу. В нежной, чисто европейской манере. Чем кончается этот ужасно болезненный роман? Он кончается трактовкой притчи о блудном сыне. Сын, видевший в семье только любовь, хоче познать безразличие. Любовь для него - ужасный груз. Но встретив мировое зло, он бежит домой - где, как он осознает, его никто никогда не любил. Здесь только поддерживается иллюзия любви. И он хочет найти любовь. И понимает (помним о лейтмотиве), что единственный, кто способен подарить ему любовь, ему, которого абсолютно невозможно любить, - это Господь. Но "

Его стало бесконечно трудно любить, он чувствовал, что это под силу лишь Одному. Но Он пока не хотел.

"