Больше рецензий

10 сентября 2020 г. 21:01

2K

3

Тема романа возможно и противоречива, о чем свидетельствуют полярные отзывы, и об этом чуть позже, но до чего интересна концепция. Музей с вещами из повседневной жизни существует и в реальности, писатель уверяет, что его можно воспринимать независимо от книги, и в этом, для себя, я нашла, пожалуй, главную идею произведения. Ведь что наша жизнь, как не набор таких вот бытовых, ничем не примечательных предметов, моментов, и мигов, которые как пазл, в итоге, складываются в огромное полотно жизни, разноцветную мозаику, мельчайшие детали которой незаметны мимолетному взгляду.

Герой романа приходит к выводу, что главная тема музеев — гордость. И для него эта гордость состоит не в достижениях, победах, вкладе в материальную или духовную культуру, а в самой жизни, в истории двух влюбленных, в истории их мира - Стамбула. Более тысячи экспонатов, от сигаретных окурков до дверных ручек и садовых камней с улитками, каждый из которых имеет своё значение и смысл. Я удивлялась скрупулезной наблюдательности писателя. Детализация, с которой он наполнял смыслом даже такое заурядное времяпрепровождение, как например, просмотр телевизора, или прогулка до ближайшего магазина, заставляли оглянуться и на свою жизнь, увидеть другую сторону бытовых занятий, заметить то, что раньше ускользало, казалось недостойным внимания.

Влюбленность обостряет все органы чувств, наделяет их поистине суперсилой - глаза обретают гипертрофированную бдительность и проницательность, слух, обоняние, осязание, всё настраивается на сверх чувствительную волну, на которой можно словить любые полутона окружающей обстановки, малейший градус смены настроений и энергий. Важным кажется всё связанное с объектом любви, якорь ставится везде. Своим музеем, своим романом, Орхан Памук казалось, призывает читателя влюбиться в свою собственную повседневную жизнь, романтизировать, наполнять смыслом, ценить каждый миг, превращать обыкновенное в необыкновенное, не имитировать, а создавать свою собственную коллекцию, пусть не буквально, но образно.

"Турки должны в своих музеях выставлять не плохие копии западных картин, а свою собственную жизнь. Наши музеи не должны демонстрировать мечту наших богачей стать европейцами, а показывать нашу жизнь."

Если отойти от диванных философствований, то роман оставил двоякое впечатление. Из несомненных плюсов можно отметить погружение в культуру и жизнь Стамбула 70-80-ых годов, наблюдение за их обычаями, правилами, а также за их негласным, но повсеместным нарушением.
Несмотря на внушительный объем книги, её чтение заняло у меня всего пару вечеров, за что поклон переводчику, и собственно самому автору, чей талант органично вписал такое огромное количество музейного "хлама", при этом не "захламляя" текст.

Что касается непосредственно истории главных героев, то вот тут, субъективно, не хватило глубины, и ни один из героев не вызвал особой симпатии и сопереживания. Каждый для себя сам решает, что можно называть любовью, а что нет. Сколько в мире людей, столько и проявлений, переживаний этого чувства, и каждое уникально, не похоже на другое. Поэтому не возьмусь судить об истинности этой привязанности у главного героя. Допустим, он проживал её настолько, насколько был способен в то время, в той стране, в той социальной среде. Но действительно, в характере показанной любви было слишком много зацикленности на материальном аспекте, на внешнем, на объективизации героини. Она сама, казалось вот-вот и превратится в неодушевленный предмет, который герой с гордостью поместит на почетное место в своём музее. Поэтому финал книги оказался вполне закономерным, ибо единственный верный способ убить мечту — воплотить ее в жизнь.

Патологическая одержимость героя не ускользнула от автора романа. Он ловко расправился с этой темой в одном из эпизодов с посещением психолога, как бы давая понять читателю, что прекрасно осведомлен о девиантности поведения своего персонажа, но не заинтересован в углублении в этот вопрос. Ведь нужно учитывать, что сначала появилась идея о создании музея, а потом уже был написан сам роман, намерением которого было оформить музейный каталог в цельную историю. Вот наш горе-коллекционер и взял на себя функцию повествователя.

"И все, что я вам рассказал, Орхан-бей, — правда. Может быть, некоторые вещи могут показаться посетителям недостаточно понятными, потому что я рассказал вам всю историю со всей искренностью, но насколько понял её сам, не знаю."

Последние главы романа, Орхан Памук посвятил музеям из разных уголков мира, о которых увлеченно рассказывал, и вдохновение из которых черпал, а также с уважением и почтением поведал о коллекционерах самых разнообразных вещей, приоткрывая занавес этой отдельной вселенной.

В итоге книга оставила приятное впечатление о писателе, с которым я, пожалуй, продолжу своё знакомство, но не самое приятное послевкусие от самих героев и их истории, что в принципе имеет место быть, ведь главную функцию роман всё же выполнил – запустил мыслительный процесс на интересные темы, какими бы противоречивыми они не были.