Больше рецензий

5 мая 2012 г. 01:12

4K

5

Сложно писать об этой книге.

Почти 60 лет прошло с момента ее написания, и слишком многое уже сбылось. Сегодня люди могут связаться друг с другом в течение нескольких секунд, как далеко бы они не находились, но плата за удобство коммуникаций оказалась слишком высока: имея больше возможностей для общения, на самом деле мы не стали ближе друг другу. Скорее, наоборот. Мы стали реже встречаться, реже смотреть в глаза, мало общаться в кругу живых людей. Мы стали отдавать предпочтение общению в сети, где можно несколькими ударами клавиш "откомментить" чье-то мнение, даже не глядя человеку в глаза.

Мы неизбежно отдаляемся друг от друга, но хуже всего - от себя. Потому что перед глазами постоянно мелькают навязанные извне телевизионные картинки. Темы, передачи, шоу, главная задача которых - избавить нас от мук размышлений, и развлекать, развлекать, развлекать, в перемешку с настойчивой рекламой того, чего нам не нужно. Никому - ни политикам, ни владельцам назойливых рекламных роликов, не нужно, чтобы у нас оставалось время подумать. Подумать, что же нам нужно.

Времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать? На что вы тратите своё свободное время?


Телевидение, социальные сети, iPhone/iPad, музыкальные проигрыватели, с которыми можно засыпать, не вынимая наушников, и слушать музыку в машине или в метро по дороге на работу - все эти блага цивилизации могут быть направлены на то, чтобы совсем лишить нас свободного времени, а в конечном счете и свободной воли. Нам словно говорят: Википедия под рукой, Гугл под рукой - все для вашего удобства, главное, поменьше думайте... А когда разучитесь думать, мы, владельцы Гуглов и Википедий, станем владельцами сознаний, в наших руках будут ключи от истории и рычаги влияния на ваш разум.
Тот, кто перестает размышлять о своей жизни, перестает быть живым в полном смысле этого слова, и лишь существует.

Конечно, не стоит драматизировать - музыку в плеере можно заменить хорошей аудиокнигой, интернет и телевизор просто отключить. Пока что можно. Но надолго ли?

Об антиутопии не хочется говорить много. Любая идея вечного равенства и братства ради достижения всеобщего блага парадоксальна, поскольку связана с насилием по отношению к несогласным или разочаровавшимся. Бредбери показывает, как империя счастья, построенная для большинства в соответствии с пожеланием развлекаться и не напрягаться в итоге становится империей страха, где любое инакомыслие карается смертью.

Ничто так не двигает вверх, как способность чувствовать, сопереживать, размышлять и страдать. Осмысление причины страдания поднимает человека на новый уровень развития. Лишить человека способности страдать - значит лишить его возможности развиваться, сделать из него безопасное, предсказуемое, управляемое растение.

Этот роман-предостережение полезно прочитать, чтобы задуматься о том, куда мы можем прийти в своем бесконечном стремлении упрощать.

Вместе с пылью на землю опускалась тишина, а с ней и спокойствие, столь нужное им для того, чтобы оглядеться, вслушаться и вдуматься, разумом и чувствами постигнуть действительность нового дня.

Ветка комментариев


Не преувеличивайте.

А как в наше с вами время привить ребенку любовь к книге? Моя дочь, обычный современный ребенок, в 3 года уже умела сама загрузить комьютер, ввести пароль, войти в интернет, найти игры, интересные ей картинки или мультфильмы. Я с тревогой думаю о том, как буду рассказывать ей о том, что книга - это тоже развлечение. Особенно, если в этот момент она будет общаться с друзьями Вконтакте, играть в World of Warcraft или обсуждать по скайпу с подругой поход в кино после сеанса "Трансформеры-6".

Мой ребенок появился , правда , на стыке времен - в начле эры интернета и мобильников (сейчас 13), но читает с превеликим удовольствием - фантастику толкиена и желязны, Семеновой и Пехова, Хобб и те же ГИ. А кроме этого - Распутина и Пушкина, Лермонтова и Дюма, и даже мои детские книги о Чингачгуке . И мысли у него очень интересные. Играет, не в Варкрафт, а в Карос и Ассасинов по сети, но еще и в баскетбол и футбол. В кино ходим частенько вместе. И друзья у него такие же. С ними есть о чем говорить, они индивидуалисты куда более , чем мы сами. У всех - собственное мнение. А авторитетен тот , кто смог заработать у них авторитет, а не "слушайся , потому что я старше!", как часто было у нас.
Я считаю , что мы, читающие люди должны воспринимать таковые предостережения сами, и заинтересовывать детей.
Закончу эту мысль фразой, с которой совершенно согласна :

Дети не совершают своих ошибок. Они падают в пропасти , заготовленные для них их родителями


Ваши слова помогают развеять тучи, навеянные этой книгой! Наверное, я слишком проникся ее гнетущей атмосферой. Стараюсь строить свои отношения с ребенком так, чтобы они были по-настоящему дружескими и доверительными, и хочу успеть засыпать как можно больше своих пропастей.


С подобными тучами и чужими предубеждениями столкнетесь еще сотни раз, правда. "Ваш сын читает одну фантастику, что за несерьезный жанр?" - это классе в 3м нам сказали, гарри поттер был любимцем) Только вся школьная программа прочитывалась без шуток. А на отдых я ему разрешала ,и покупала то, что ему нравилось. И по сю пору так делаю. Потому как нельзя насильно полюбить читать. Зато когда из одной книги переходишь в другую потому как то тема заинтересовала ,то упоминалась книга (РУГАЛАСЬ/ХВАЛИЛАСЬ), кто то сказал что похоже написано ,или наоборот - совсем другая , но сильная... И все это на детях работает так же, как и на взрослых. Они такие же,только более доверчивые, добрые.
Извиняюсь за "кучу слов",но все, касаемое детей и книг, обсуждаю в школе 7 лет как уже (по числу классов). А с сыном -с первой его книги.
Так что -* любите дочку и все будет отлично) и книги она будет любить вместе с вами)