Больше рецензий

5 сентября 2020 г. 11:28

566

5 ... верность мёртвым - это верность упрямая, и никакой милицией её не вытравить.

Ещё в 2019 году купила эту книгу, посмотрев отзыв Светланы с канала 2talkgirls, и с тех пор она лежала больше полугода, вызревая на моих полках. И вот настал август, я наконец взяла её читать.

Порой возникает желание отложить книгу, ожидания от которой выше, чем от других. Долго не решаешься её взять, бережёшь. Ожидания могут и не оправдаться, однако в случае меня и этой книги всё оказалось много лучше, чем предполагалось.

О чём этот роман?
Если бы меня попросили назвать несколько слов, которые охарактеризовали бы книгу, я бы сказала: Китай, 3 поколения семьи, революция, Бах, площадь Тяньаньмэнь. Здесь воедино переплелись жизнь и судьбы трёх поколений семьи, которые живут во времена, которые как горная река, которая вмиг может исковеркать жизни многих, одной волной. События в романе лавиной обрушиваются на героев, заставляют их замыкаться ещё глубже в себе, носить маски день за днём, год за годом, совершать поступки, с которыми им приходится жить всю оставшуюся жизнь.

Хотелось сказать ему, что неважно, что случится, неважно, что они выберут, однажды им придётся очнуться, всем придётся встать и взглянуть себе в глаза и осознать, что не партия заставила их это сделать.
Однажды они останутся один на один со своими поступками.

Все герои оживают на страницах романа по мере прочтения, их личности ярко расцветают на страницах книги. Автор не вдаётся в глубины психологии поступков и характеров героев, но у неё получается копнуть очень глубоко. М. Тьен предоставляет читателю самому составлять мнение и судить о поступках персонажей. Ты сам решаешь, как тебе относиться к героям, их решениях и последствиям этих самых решений. Тебя просто оставляют наедине с происходящим. В этом несомненный огромный плюс этого романа, здесь нет оценочных суждений, которые были сделаны для тебя и за тебя. Нет, здесь ты потрудись и реши сам, как относиться к тому или иному действию.

Каждый любим многими и любит многих, и каждому демонстрирует лишь часть себя. Ту, которую хочет показать, и это далеко не всё. Может ли этот человек составлять единое целое, быть в абсолютной гармонии? Одна из центральных фигур романа так не смогла, кажется, найти ответ на этот вопрос. Хотя и не один он им мучался. В романе мы видим мир людей, внутреняя и внешняя жизнь которых находятся в жестком дисбалансе. Их ломает от того, что они никак не могут найти мир в самих себе. И чем сильнее эта дисгармония в герое, тем в большей опасности он находится во внешнем мире.

Думаю, порой бывает такое - смотришь на человека и понимаешь, что внутри он полон слов. Возможно, он и держит их за зубами от боли или от замкнутости - или, может, из хитрости. Возможно, эти слова заточены до бритвенной остроты и жаждут пустить кровь.

На протяжении всего повествования с нами путешествует и Книга записей, которая, кажется, живёт своей собственной жизнью. Она растёт, видоизменяется, в её канву вплетаются всё новые люди, которые уходят из внешнего мира и становятся героями уже её мира. Есть ли у неё конец? Нет, пока есть люди, которые помнят и могут рассказать историю Четвёртого Мая и Вэня Мечтателя, переложить её на свой лад, может, продолжить её, разве может быть где-то конец? Книга записей в романе как ещё один герой, который заслуживает не меньшего внимания, чем другие.

Книга пропитана классической музыкой, которая зачастую отражает состояние героев. Музыка Баха красной нитью проходит сквозь весь роман, вдохновляет Воробушка.

Почему он уничтожил третью симфонию? Кажется, он не нашёл для себя больше надежды.

И, напоследок, хотела бы оставить здесь эту цитату, которая оставила след в моей душе.

Первая ария Гольдберг-вариаций служила им и концом. Возможно ли, что всё в этой жизни предначертано с самого начала? Этого она принять не могла. Эту запись я забираю с собой, подумала Чжу Ли. Это - моё, и только мне под силу его сохранить. Она отпустила руки.