Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2012 г. 19:01

868

4

!!Это рецензия на все книги с начала цикла и вплоть до этого тома!!

Думаю, не сильно погрешу против истины, если скажу, что на сегодняшний момент Вера Камша является одним из самых успешных отечественных авторов фэнтези. Причём успех этот равно выражается и в признании коллег по писательскому цеху, и в любви рядовых читателей. Так что этот цикл, главная, по сути, работа автора, для любого уважающего себя поклонника фэнтези является чтением желательным и даже до некоторой степени обязательным. А потому я, хоть и откладывал долго знакомство с творчеством Камши, решил наконец приобщиться тоже.

Ожидания мои были достаточно противоречивы. Я вкратце уже рассказал, что может подвигнуть читателя на знакомство с циклом. Но и тревожных звоночков немало. Во-первых, пугает объём серии. Изначально запланированная трилогией, сага об Отблесках растянулась на девять увесистых книг, последняя из которых к тому же ещё не дописана. И, хоть я всегда стараюсь не верить другим рецензентам на слово, невозможно не заметить, что очень многие ругают Камшу за излишнюю затянутость, падение темпа, превращение цикла в этакую Санта-Барбару от фэнтези. Так что с самого начала к чтению я подошёл с опаской. И вот как вышло, что я довольно быстро прочитал первые пять книг, а дальше предпочёл сделать паузу на неопределённый срок:

Дальше много букв о...

Цикл начинается в лучших традициях фэнтези эпического. В прологе самого первого тома читатель узнаёт, что описанный в романе мир Кабитэлы - всего лишь один из множества миров Ожерелья, которое отделено от внешнего хаоса барьером-границей. Его стражами являются Одинокие, могучие существа, призванные защищать обитаемые миры. К несчастью, задолго до описанных в книге событий в результате страшного катаклизма погибло большинство Одиноких, а оставшиеся утратили возможность создавать себе подобных. Теперь их сил едва хватает, чтобы сдерживать прорывающееся зло, да ещё и в мирах Ожерелья подняли голову раттоны - мистические твари, стремящиеся впустить хаос в пределы барьера. Читатель узнаёт также, что Кабитэла тоже среди оккупированных раттонами миров и что только от её обитателей зависит судьба этого мира. Усвоив всё это, читатель ожидает продолжения банкета в лучших традициях Ника Перумова: с путешествиями между мирами, битвами богов и сражениями огромных армий. Но здесь Камша преподносит первый сюрприз: после пролога магия и мистика удаляются за кулисы, уступив место уже героическому фэнтези, к которому, собственно, я и отнёс бы этот цикл.

Итак, героическое фэнтези. А значит, почти наверняка приключения, интриги и обилие тщательно выписанных персонажей. Именно так в моём понимании должен выглядеть достойный образчик этого жанра. И нужно сказать, что по крайней мере поначалу Камша справляется прекрасно. Хоть и нельзя сказать, что с самых первых строк действие насыщено сражениями, поединками и погонями, читать, тем не менее, совсем не скучно. Что до героев, то здесь Камша оказалась на высоте. От женского фэнтези невольно ждёшь излишней романтичности, неправдоподобной зацикленности героев на чувствах и эмоциях, навязчивого психологизма и главное - строгого, навязанного автором деления персонажей на хороших и плохих. Но здесь герои далеко не окрашенные только в белый и чёрный цвета фигурки на шахматной доске. Нашлось место и неоднозначностям, и неожиданностям. Камша практически полностью устраняется от авторской оценки героев, предпочитая всякий раз оставаться в рамках суждений того или иного рассказчика. И это замечательно. Понятно ведь, что оценка одних и тех же людей, событий и поступков разнится от героя к герою. Там, где восторженный юнец углядит доблесть, бывалый вояка неодобрительно покачает головой, дивясь безрассудству и неосмотрительности. То, что преданному другу и человеку чести будет казаться искренним порывом души, не запутает старого интригана, который быстро определит коварство и тонкий расчёт. Как видно, иные рассказчики ненадёжны. Но Камша идёт даже дальше - в её книгах ненадёжны абсолютно все рассказчики, и читателю предстоит в своих суждениях опираться только на факты, вычленяя достойное доверия в груде предубеждений, лжи и ненависти. Такой подход делает чтение куда более интересным и придаёт истории дополнительную глубину и шарм. Наглядным тому подтверждением может служить моё мнение об основных героях, которое на протяжении трёх первых томов не раз кардинально менялось, зачастую практически с точностью до наоборот.

Взять, например, Ричарда Окделла. Сначала он кажется нам прямодушным и честным парнем, немного наивным, но добрым и верным кодексу настоящего рыцаря. Однако, глядя на поступки и поведение героя, мы постепенно понимаем, что Дикон далеко не так хорош, как может показаться. На самом деле это надменный, дерзкий юнец, которому замшелые традиции и предрассудки важнее дружбы, верности и долга. Или вот Алва, который сначала выглядит стопроцентным злодеем и жестоким циником. И только постепенно узнавая о прошлом этого персонажа, мы понимаем мотивы его поступков и его озлобленности на мир. К тому же, этот герой как раз личность, которая проявляется в поступках, а не на словах. Так образ обаятельного подлеца постепенно начинает разрушаться, уступая место доблестному воину и стратегу. Но даже и после этого в характерах героев нет определённости. Дикон ещё способен на раскаяния и сожаления, Алва иной раз производит впечатление закоренелого мизантропа. Раз за разом пересматривая своё мнение о рассказчиках, мы заодно ставим под сомнение и всю полученную от них информацию. Все первые тома читателю предстоит решать и оценивать самому. Катари - бесконечно несчастная жертва судьбы или расчётливая интриганка? Штанцлер - до мозга костей патриот или пройдоха и адепт пятой колонны? Дворак - всесильный временщик или прогрессивный государственник? Альдо - благородный изгнанник или подлец, не гнушающийся самыми низкими средствами и беззастенчиво использующий доверившихся людей? Все герои поначалу интересны, все характеры живы и убедительны, все не перестают меняться и развиваться.

Когда наконец дело доходит до приключенческой составляющей, всё (опять же поначалу) выглядит не менее здорово. Хотя битвам в романах и не отведено основное внимание автора, читать о них интересно. Камша понимает: мало сказать, что Алва гениальный стратег. Нужно ещё и придумать нетривиальные решения и тактики, благодаря которым герою удаётся громить многократно превосходящие армии противника и раз за разом с честью выпутываться из, казалось бы, безвыходных ситуаций. С этой задачей автор справляется на удивление достойно.

Но ближе к концу третьей книги раздаётся первый тревожный звоночек. Постепенно развитие характеров основных героев останавливается. Можно возразить, что персонажи окончательно сформировали свою жизненную позицию и теперь действуют строго в отведённых ею рамках. Но на самом деле происходит то, чего я так опасался с самого начала. В игру вступает всесильная авторская оценка, замыкая героев в серых и безликих клетках типажей. И дальше они перестают реагировать на абсолютно все внешние события, действуя строго так, как ожидаешь от мученика за веру, подлеца, благородного страдальца, обманутой возлюбленной, бравого вояки etc. Старые знакомые, укутавшись в маски и саваны стереотипов, перестают радовать, а новые персонажи безлики изначально и сливаются воедино. Все их поступки очевидны наперёд, все изменения характеров читаются. Скрупулёзное описание флотских баталий не радует как раньше, а, напротив, навевает уныние. Внезапно прорезавшаяся мистическая ветка путает и рассеивает внимание читателя. Единственное светлое пятно в последних прочитанных мной томах - образ Валентина Придда. Интересный и многообещающий персонаж, но Камша совершенно обходит его вниманием. Складывается впечатление, что автор просто выдохлась и продолжает силком тянуть сюжет по намеченной ветке, забыв про психологизм и развитие героев. Это печально.

На первые пять томов у меня ушло не многим менее недели. И оценка, изначально замершая на отметке "превосходно", постепенно сползала вниз через "довольно неплохо" и "сносно" к "скучно и невыразительно". Так что, несмотря на великолепие первых двух книг, этот цикл я советовать не могу. "Отблески Этерны" - чтение без финала и цели, цикл, который вас почти наверняка разочарует. И скорее всего потому, что первым в нём разочаровался сам автор. Повторюсь, первые два тома - одни из лучших образцов русскоязычного фэнтези. Но эти бриллианты были бы ценны только в оправе законченной и завершённой истории, рассказать которую у Камши, как ни прискорбно, не хватило вдохновения. Так что если даже я и дочитаю когда-нибудь цикл до конца, то это будет скорее чтение для галочки, чисто информативное и не несущее удовольствия.

Огромное спасибо уважаемой karolenm за мотивацию к прочтению)))
Также огромное спасибо уважаемой Clickosoftsky за помощь с орфографией и пунктуацией. Видимо, нужно было всё же учить русский язык))

рецензия на фантлабе

Ветка комментариев


Ну "Голодные игры" - это тоже фэнтези... или фантастика? А я прочитала и ничего) Из чисто фэнтезийного, если честно, читала в детстве Хроники Нарнии, Гарри Поттера и все. Хотя эти произведения не относятся, думаю, к настоящему взрослому фэнтези. А отпугнули меня от этого жанра "451 градус по Фаренгейту", "Нимформация" Джеффа Нуна, "Алая аура протопарторга" Лукина, "Бойня номер пять, или крестовый поход детей" Курта Воннегута. Хотя все это - фантастика, а не фэнтези.


"Голодные игры" всё же коммерческая вещь, которая писалась с расчётом на успех и прибыль. А Брэдбери и Воннегут отлично пишут, может, просто не любишь депрессивное?


А тебе как Брэдбери 451 градус? По-моему воплощение идеи очень слабое, или я что-то не понимаю?


Мне нравится, но это не самая моя любимая вещь у него. Точно не уверен, как бы оценил тот же текст, будь он написан нейтральным для меня автором. А так вполне на уровне 1984 и дивного нового, как по мне.


Это же всё фантастика, разве нет? Я фантастику терпеть не могу, и при этом являюсь большой любительницей жанра фэнтези. :)


Ну я и написала:

Хотя все это - фантастика, а не фэнтези.


Я поняла. Просто хотела подтвердить ваше предположение о том, что хотя фантастика вам и не нравится, фэнтези вполне себе может понравиться. :)


Вы еще более склонили чашу весов с торону "Надо бы когда-нибудь что-нибудь почитать")


Только бы у вас не вышло, как с моей подругой. : )) Она несколько раз делала попытки и всякий раз неудачные. Возможно дело в том, что фэнтези действительно не её жанр. Но я подозреваю, что она просто прислушивалась не к тем советам. :) Тут важно найти человека вкусам которого вы доверяете. Так я сама полюбила фэнтези. :) А до этого было несколько не очень удачных попыток, счастье, что они меня не отвратили пробовать ещё и ещё. : )) Фэнтези ведь разное бывает, не только по качеству, но и по направлениям. И тут тоже важно найти своё. :)


Спасибо за совет) Буду пробовать:)


ОООО, Ириш (я вклинюсь), а я как раз фантастику люблю (ну или принимаю, так скажем)))))


Наташа, а я как раз тут про тебя вспоминала. :)
Но скорей всего моя теория о том, что ты просто не то фэнтези читала терпит крах, учитывая, что фантастика тебе нравится. Потому что представляя сейчас себя на твоём месте, я понимаю, что какую бы фантастику мне не порекомендовали, я всё равно не смогу её полюбить и получать от этого истинное удовольствие.


Похоже, у меня так с фэнтези. Все-таки и род деятельности накладывает отпечаток. Люблю то, что могу "пощупать" в реальном мире, ну или хотя бы чему могу дать обоснование.


Ну к счастью в нашем распоряжении ещё множество других жанров! : ))


И вы искренне считаете, что Камша пишет без "расчета на прибыль"?


Изначально - вряд ли. Потом, конечно, сериал был затянут в том числе и корысти ради. А вот "Голодные игры" явно с самого начала задумывались, как поделка ради денег, очевидно же. При этом ничего не имею против Коллинз, свою ЦА она развлекает добротно и на совесть. Это хоть и не искусство, а ремесло, но ремесло качественное и на уровне.


Грань между искусством и ремеслом слишком тонкая, я не возьмусь судить. Скажите, Камша живет на деньги от книг или нет?


Не думаю, что это важно, но навряд ли. Вот смотрите - 17к тираж, вы сами об этом писали ниже. Я не знаю, какой процент составляют авторские отчисления, но не думаю, что на реальный для автора процент от стоимости такого тиража можно особо пошиковать.


Это очень сильно зависит от допечаток.


не было, я сейчас проверил.