Больше рецензий
23 августа 2020 г. 14:59
Лучшее на Лайвлибе
7K
5 Маятник Гюго
РецензияПротагонист сего романа не закуривает просто так. Сначала он расскажет историю кабака, в котором отыскал сигарету. Затем повествование шагнёт на иной уровень и речь пойдёт о нраве трактирщика, буднях дочери и пасынка с революционными устремлениями. Попутно вам расскажут, что любит курить сам владелец заведения и как его христианка супруга ворует у того сигареты. Здесь ты уже начинаешь путаться – кто же гг.? Теряешься ровно до той минуты, пока строки вновь не утыкаются в персонажа с сигаретой. Казалось бы, вот оно, мгновение и он поднесёт спичку… Нет, теперь самое время узнать, какой табак предпочитают в Париже, и что было принято курить тут десяток лет назад.
В современной литературе сегодня так уже не пишут. Редактор вернёт этот кирпич с сочувствием, а как только дверь закроется, подойдет к окну и посмотрит в след авторской шляпы. Старая истина, говорить кому-то, что он проматывает время — это терять своё. Шутка ли, 1600 страниц.
Тем не менее я прикипел к истории с первого её листа. Отражение реальности в романе находится на каком-то запредельном уровне. Авторский фокус напоминает маятник, где колебание прослеживается от внешнего к внутреннему, от исторического контекста к личному конфликту. Благодаря чему в “Отверженных” заметны несколько проблематик: национальная, романическая и нравоописательная. В какой-то главе Гюго расскажет о битве при Ватерлоо, выделит контраст между Буонапарте и Веллингтоном, в другой – опустит персонажа в канализацию, раскрасит страницы вонью и смрадом, которую скрывают аристократические парижские тротуары.
Вы обещали мне стать честным человеком. Я покупаю у вас вашу душу.
К слову, о главном персонаже. В моей фантазии Жан Вальжан гулял в образе Бельмондо под мелодию "Le cri le vent". В романе он задумчив, одинок и с неплохим внутренним стержнем за крепкой спиной. Забавно, что книга тянет на 1600 страниц, а вторая важная черта главного героя – молчаливость (первая – изменяемость). Впрочем, сохранение тишины характерно многим второстепенным лицам, а спор и сомнения чаще передаются в диалоге наедине с собой. Как по мне, ключевой нюанс в образе Вальжана – убегая от чего-то, он не забывает стремиться к чему-то. Удивительный персонаж, один из лучших, кого я прочитал в 2020г. Никогда еще отсутствие равнодушия к миру меня так не цепляло. Виктор Гюго раскрывает точки его перерождения глазами разных типажей. Сейчас это праведный старик, который вкладывает в сердце гг. искру честности, а завтра — девушка, выброшенная обществом на задворки нищеты. Создаётся впечатление, что главный герой в романе не Вальжан, не Фантина с Козеттой и вовсе не Мариус. Первостепенный персонаж здесь словно искра жизни.
– Умереть – это ничего; ужасно – не жить.
Самый лучший для меня эпизод с Вальжаном.
Во многом здесь видна актуальность книги 1845 года – отсутствие равнодушия. Закрываешь дверь. Проходишь по полу и присаживаешься на уставший стул. Становишься участником уюта, смотришь, как трактирщик считает деньги, как две ухоженные девочки играют со своими куклами. Замечаешь, как из-под одного стола выглядывает головка малышки-дикарки. Этот ребенок, гадкий утёнок, никому не нужен, он ходит в порванном платьице, носит ведра с водой по ночам и проводит время только наедине с собой. У девочки нет игрушек, ей никто ничего не дарит, она лишена объятий и ласки. Тем не менее в её образе сохраняется надежда, и в ночь, когда можно поставить башмачок, чтобы в нём оказалась монетка в виде подарка, малышка укладывает свои колоши рядом с ботиночками других девочек…
Спустя мгновение, ты возвращаешься. Ступаешь по скрипучему полу под взгляды хозяина, его супруги и двух дочерей. Наклоняешься к столу и протягиваешь девочке только что купленную новую куколку.
— Это тебе, держи.
Второй важный персонаж – Мариус. В сравнении с другими героями, он видится более социально ориентированным. За счёт его образа рисуется конфликт отцов и детей, принадлежность к кружку идеологии, где стремятся скинуть роялистов и провозгласить республику формой правления Франции. Как говорится, отцам война, а детям революция. Мариус замкнут в себе, склонен к рефлексии, как и Вальжан. Между ними прослеживается определенное сходство. В конце концов оба они спускались, под землю. Связывает их нитью, разумеется, девушка.
У каждой девушки бывает день, когда она так глядит. Горе тому, кто тут случится!
Так Мариус замечает пару – старика и девушку. Образ чужой спутницы постепенно обволакивает его мысли. Юноша начинает приходить в Люксембургский сад каждый день, он присаживается на скамью и влюбляется в свою незнакомку. Мариус делает вид, что увлечён собой, а тем временем читает девушку.
Набравшись смелости в один из n-ых дней, Мариус проходит мимо неизвестной, улавливая ноготки её голоса. Он замечает длинные каштановые ресницы, в тени которых прячется стыдливость и невинность. Увидеть глубину глаз незнакомки у Мариуса не получается, каждый раз девушка словно скрывает себя под шляпкой. Спустя месяцы, Мариус становится свидетелем её изменения (в этом романе не менялась только обложка).
В тот день на незнакомке было чёрное платье из дама, белые перчатки обтягивали её пальчики, которыми девушка вертела ручку зонтика. Она шла в его сторону. Взгляды молодых людей соприкоснулись. Её небесно-голубые глаза медленно опустились.
Улыбка любимой женщины сияет и во тьме.
По итогу.
Мне было любопытно следить за тем, как Гюго раскрывает персонажей глазами и мировоззрением других персонажей. Его герои изменяются во времени, сомневаются, страдают, завидуют, стареют и… все они ощущают одиночество. С художественной точки зрения, оставляя исторический контекст за рамками, я наблюдал за передачей повествования и сюжетной линией с каким-то азартом.
Да, многословие характерно автору, но читать его приятно (по непонятной для меня причине). Не скажу, что исторические вкрапления и снимки битв тут не к месту, все они дополняют контекст романа - среду обитания главных лиц, что, как известно, является одним из важнейших критериев формирования характера и человеческого выбора.
Что же касается личных ассоциаций, тут их был целый клубок. Начиная от ключей Кронина и заканчивая бесконечным Искуплением монахинь, которое напомнило нажатие кнопки.
Мыслить - вот подлинное торжество души.
Комментарии
Так, иду к тебе обсуждать кирпич) Не тяжело было собрать все мысли после такого внушительного произведения?)
Почему акцент был именно на том, что она христианка?)
Тут выпорхнул мой вздох сожаления. Мои любимые книги обычно именно те самые кирпичи. Некоторые даже написаны в наши дни, но тяготеют явно к веку 20-му..)
Что-то в равнодушии к миру в литературе и для меня есть завораживающее. Впервые и с тех пор более никто так не увлекал меня в это безмолвие после "Постороннего". Но уверена, что равнодушие Гюго сильно отличается от равнодушия Камю. Эпоха Гюго, как и ты отчасти заметил, пропитана вопросом нравственности, а эпоха Камю уже отпустила эту проблему и как будто снова начала искать нравственность, но уже в исполнении века 20го.
В моем понимании нет более неиссякаемой и притягательной темы в искусстве, чем человеческое одиночество. Не а-ля "она сидела на окне, курила и думал о нем", а глобальное, которое не измеряется присутствием других людей в жизни.
А меня в "Соборе.." утомляли эти многословные вставки...пыталась заставить себя их прочитать, но потом сдалась и перелистывала. Ты дисциплинированнее в этом плане))
Ты никогда не ходила на встречи книголюбов?) Вот прям навеяло. Приходишь пустой, а люди несут книги с сотнями закладок.
Нет, я давно использую одну схему, в простонародье - мозговой штурм. Открываешь лист и пишешь первые воспоминания и ассоциации, потом находишь связи... и т.д.
Было не тяжело, а долго. Заметок было много.)
На мой взгляд, забавно выглядит в абзаце.)
Ну и... отразил религиозное эхо в романе.
Это какие?
Из современных... я и не помню. Ну если только "Земля". Хотя "Отверженные" в два раза больше по объему.
Еще могу вспомнить "Тобол", который вообще не пошёл.
Для меня плюсы "кирпичей":
- Более глубокое изменение персонажа.
- Привыкаешь к героям.
- Более сильная вовлеченность в сюжет.
Поправлю.) Речь была как раз об отсутствии равнодушия к миру.
С Камю ассоциаций не было. Скорее... тут ближе Достоевский.
Полностью поддерживаю. Именно в той характеристике.
Так можно обнимать человека и быть одиноким. На тему одиночества сразу вспомнился Дж. М. Кутзее - Жизнь и время Михаэла К.
На эту тему я думал.
И надумал, что книга идеально легла в настроение. Она меня мощно отрывала сознание от уставшего состояния после работы.)
Читать будешь?)
Глянул оценки друзей.
Из забавного... двойка от Татьяны))
Неа) но временами хотелось) мне вообще не хватает культуры литературной тусовки, там ведь писатели формируются под влиянием друг друга. А сейчас с соц сетями этого нет. Но одно могу сказать - ты, по-моему, первый, кому я написала такой длинный комментарий))
Надо тоже попробовать) а то я склонна к тотальной систематизации)
Ох...Они все равно значительно меньше "Отверженных", но все же большие - большая часть романов Памука, я думаю. А плюсы для меня такие же, как и у тебя) я вообще люблю, когда книга реалистичная, словно повторяющая все изгибы жизни, а этого можно достичь и объемом в том числе.
Что-то я мух считаю)) С Камю ассоциаций и быть не должно)) это какой-то пугающий фьюжн...
Надо почитать как-нибудь. Никогда Кутзее не читала.
Я тебя понимаю) у меня тоже есть книги, которые мало кому нравятся - считаются нудными и скучными, а для меня они были какими-то умиротворяющими что ли.."Джевдет-бей и сыновья", например
Ох, не знаю...пока не в настроении... :(
Таракоша?))
Ну не знаю, мне кажется, я был бы как Буковски. Он на эту тему высказывался весьма критично, мол, встречи с другими писателями только мешают ему творить.))
Есть что-то общее с романами-кирпичами и длинными комментариями. Странно, что ты еще не освоила такие диалоги.)
Теперь я понял, как ты умеешь читать))
У него грустные книги, не особо большие.
Она самая, да.)
Ну так если бухать по-чёрному, то встречи с собутыльниками делу никогда не помогут)) Недаром ведь писатели читали свои книги друг другу
Я не любитель электронной корреспонденции)
Вообще я внимательный человек)) временами даже слишком
Не понравилось человеку, что поделаешь)
А ты после алкоголя пробовала выражать мысли в тексте?
Мне, например, под ним пишется легче)) Помню, как пару курсовиков так писал, с вином.
Бывало, что я садилась писать с бокалом вина)
Я пью маленькими дозами, да и на воздусях не особо меняюсь) но, когда устанешь, то да, с небольшим количеством спиртного пишется полегче)
А чем ты обычно вдохновляешься из горючего?)
Исключительно вином, шоколадом, виноградом и кофе)
Пробовал как-то с виски, не пошло.
У алкоголя есть один минус - он часто игнорирует все заметки и словоблудит о своём.) Так, по сути, по рецензиям видно, где я писал под вином, а где с кружкой чая.
Ну все, теперь буду вычислять твои рецензии под мухой))
Хорошую характеристику Вы дали Жану Вальжану, ёмкую и точную, как мне кажется.
Читала этот эпохальный роман ещё в школе, многословие автора, как ни странно, не раздражало. Сложно представить, чтобы подобное многословие у современного автора не вызвало раздражения... )
Сильная рецензия, спасибо, что напомнили об "Отверженных")
Навеяно диалогом в любимом сериале.)
Там был упрек, мол, ты так привык убегать от чего-то, что забыл, как это - стремиться к чему-то.
Тогда я и подумал - идеальная характеристика Вальжана. Вишенка.
Точно.) Не знаю, с чем это связанно.
Видимо, предвкушение, что ты зря время не потеряешь. В итоге и не потерял.
Спасибо, что прочитали)
А что за сериал?)
Lost
;)
Читала в школе, одна из любимых книг. Всю рецензию прочитала на одном дыхании, все понравилось. И чУдно смотрятся такие вставочки
Конечно попутно, там килограммы страниц с описанием Парижа с птичьего полета (или это в Соборе...) и конечно, христианка таскает, она же все пытается бросить курить.))
Спасибо за великолепную рецензию. Жаль, что рецензиям нельзя ставить звездочки. Ваша заслуживает 10/10. )
Благодарю за такое вдохновение с утра.)
В школе, кстати, я читал только "Собор". Читал прям с каким-то... "магическим" любопытством). После Отверженных решил, что как-нибудь надо вернуться к страницам с Эсмеральдой.
А вот тут пожму твою руку :) Кто-то ругает за это Гюго, а я вот с удовольствием читала все эти его описания Парижа, рассматривала штрихи, крупные и незначительные, образы, досканально выписанные. Надо бы добраться до романа, мой досадный долгострой, но чую, покупка красивого издания поможет мне в решении этой проблемы :)
Так... а где не пожимала?)
У него еще слог какой-то... мягкий. Очень плавное сплетение слов. Т.е. читаешь и читаешь. Ритм приятный, спокойный. Такой ритм заряжает на длительное чтение.
Так понимаю, в электронке не любишь читать?)
Употребляю в значении "на этом очень созвучном моему отношению моменте" :))
Согласна! Как меня очаровали в свое время описания Собора в "Соборе". Читала роман большей частью по ночам, время пролетало незаметно.
Неправильно понимаешь :) В электронке читать люблю, но, конечно, не так сильно, как в бумаге. И все же в жизни ситуация такова, что большую часть книг читаю именно в электронке. Без ридера как без рук, он всегда со мной, в кармашке рюкзака ;) Просто "Отверженные" сейчас изданы в шикарной серии "Иностранка", к которой я дышу неровно.
Свой Собор я читал в бумаге. Причем читал его всё лето. Наверное, именно по этому первое приятное воспоминание о книге - это запах старой книги. )) В тени. Душное лето. Яблоня и Собор.
Мой ридер тоже так... как паспорт.))
Такой кирпичик только дома читать.)
1102 г.
У тебя получился Собор со вкусом лета :) Я читала в универе ещё, запоем просто, не могла оторваться, пока не дочитала: в библиотеке, на подоконниках, скучных парах, с ложкой в руке и вместо сна :) и это, правда, было чудесно... Кто бы мне ещё объяснил, почему я так боюсь перечитывать? :)
Знаю-знаю, у меня в таком формате "Сага о Форсайтах" :)
Оберегаешь чувства от воспоминаний?)
Мне перечитка нравится тем, что можно менять фокус на персонажах. Т.е. не ждать прежних ощущений, а искать новые.
Возможно, просто боюсь, что волшебство не повторится... И тем не менее, есть огромное желание повторить :)
Да, со временем вообще все видится в несколько другом ракурсе... Если сложится, в октябре перечитаю "Убить пересмешника", сравню впечатления минувшие и настоящие :)
Угу. Я где-то читал, что если перечитываешь любимую книгу, то перечитывай, мол, в тот же сезон, что и в первый раз. Т.е. читал осенью - осенью и перечитывай. Такая забавная мысль.)
Я так Волхва хочу перечитать. Но есть реальные опасения, что не будет такого эффекта.
А вот с "Пересмешником" не думаю, что стоит переживать. Второй раз тоже будет отличным.)
Заинтересовал ты меня этой мыслью :) К сожалению, не припомнить никак, в какой сезон я читала "Убить пересмешника", надеюсь, все сложится удачно и без временных совпадений :)
Надеюсь, спасибо :)