Больше рецензий

23 августа 2020 г. 07:03

721

3

Если мне не изменяет память, то году этак в 2012 "В Эрмитаж!" частенько мелькал в рецензиях здесь на Лайвлибе. По этой же причине, в основном, он тогда оказался в моем вишлисте, да так и пролежал там 8 лет. Вот оно, слепое следование восторженным отзывам других читателей, ибо о Малькольме Брэдбери до того я ничего не знала, а фамилию слышала только в контексте с именем Рэй. Впредь будет мне уроком, потому что проникнуться последним романом "другого" Брэдбери мне не удалось несмотря на заманчивую аннотацию.

Сюжет книги строится на двух временных линиях, одна из которых происходит во второй половине 18 века при непосредственном участии философа Дени Дидро, а вторая - в начале 1990-х. И там и там основное место действия - Петербург.

Сразу бросаются в глаза две вещи - гадливое отношение автора к этой "стране дикарей" (впрочем, про Финляндию он тоже говорит в снисходительно-пренебрежительном тоне) и фрагментарная структура романа (где за постмодернистским концептом напрочь отсутствует жизнь). По этим причинам мне с автором подружиться не удалось. При всех подвывертах формы, игре с символами, метафорами, философскими цитированиями и историческими эпохами, попытках протянуть ниточку между прошлым и будущим - по сути получился черствый сухарик. Если говорить о связи прошлое-настоящее, то на эту тему есть прекрасные "Обладать" , "Я исповедуюсь" и "Часы" , каждый из которых на три головы обходит роман Брэдбери.

Возможно, "спасти" роман смогло бы более глубокое раскрытие личности Дидро, или уход автора от шаблонных представлений по отношению к чуждым ему культурам (просто удивительно, при таком раскладе, что по Петербургу у него не бегают медведи с балалайками наперевес). Но автор предпочел уходить в сценические диалоги и несмешной комизм. Увы, этой дорогой нам с ним оказалось не по пути.

Прочитано в рамках KillWish, тур 5.