Больше рецензий

AK-74M

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 августа 2020 г. 11:31

1K

5 Се рассказ о самом необычном из миров фантастики и фэнтези, что я видел до сих пор.

Все необычные миры - и киберпанковские, и научно-фантастические (особенно в твёрдой фантастике), и фэнтезийные - даже с учётом магии или сверхвысокой технологии, в большой степени основаны на фундаментальных принципах реального мира. Фундамент "Иных песен" принципиально иной. Здесь скорее черты реального мира покажутся искажением. Искривлением, Сколиозой. Дукай построил вселенную по принципам метафизического учения Аристотеля. Если очень кратко: есть инертная и пассивная материя, есть формы, творящие, морфирующие из материи сущности по своему подобию. Чем сильнее форма, тем глубже и шире подчиняет она материю, даже изменённую другими формами. Форма людей сильнее, чем у предметов и животных, форма кратистов (от греч. "кратос" - сила, власть), живых богов, сильнее всех остальных. Мир получился очень подвижный, живой, непостоянный, "туманный" и таинственный. Ближе всего к нему виртуальные миры посткиберпанка или хаоситские миры Вархаммера.

Впрочем, ниточек, а то и полноценных канатов, к реальному миру всё же немало. Первым замечается, конечно, метафизика Аристотеля и сам Аристотель. Один персонаж обдумывает взгляды, близкие к философии Платона (который тоже есть): о нематериальных идеях, к форме которых стремится материя. Отдельные персонажи, а потом и сам автор, высказывают идеи, близкие к социальному дарвинизму. Сильные властвуют над слабыми,  самые сильные - наверху общественной пирамиды, каждая беседа - схватка. В этом контексте интересно, что ни в одном разговоре в книге слово эстлос ("благородный") не использовано во множественном числе. There can be only one! Есть и классическая демократия, которую, однако, персонажи ругают на разные лады. Где это видано, что правит не сильнейшая морфа, а сразу все наравне?

География мира, даже после всех перемен, всё ещё близка к земной. Часть объектов поменяла имя, но сохранила суть и даже принцип наименования (по имени первооткрывателя). Да и многие объекты, обусловленные географией мира, тоже присутствуют. К примеру, Суэцкий и Панамский каналы, гипотетический мост через Берингов пролив, крупные маяки, портовые города. Даже национальные стереотипы перенесены. Польское упрямство, любовь гердонцев (американцев) к сладким булочкам (пончикам, очевидно), русская орда, Дедушка Мороз, примитивные негры-дикари, ещё немало всего. Морфа кратистов отражает территорию из нашего мира, на которой они правят - Урал, Сибирь, Британские острова, Франция, Эгипет, Аравия, Византия etc.

Автор поляяяк. Как ещё может описать стереотипный поляк своего восточного соседа, как ни самыми чёрными красками? Страна безликих покорных людей, армия - орда, кратист - могучий Темнейший. Которому главный герой (по мнению переводчика, отчасти олицетворяющий поляков) плюёт в лицо.

Наука - можно сказать, инверсия нашей науки. Многие ошибочные реальные теории в книге присутствуют как работающие. Собственно, устаревшие философские учения Платона, Аристотеля и прочих. Также космогонические теории - геоцентризм, сфера неподвижных звёзд. Нумерологическая алкимия: сначала она подаётся как недоказанная теория, а потом вдруг начинает широко применяться. Ну и всякие приметы, суеверия и гадания, силу которым даёт Форма. При этом технологии весьма высокие. Существует авиация и космонавтика, межпланетные перелёты, развитое огнестрельное оружие, своеобразные аналоги ядерного оружия и силовых доспехов.

Форма мира морфирует под себя и язык. Вместо латыни - древнегреческий язык. После всяких Вархаммеров и прочей реальной жизни с массой латинских слов выглядит крайне необычно и свежо, особенно слова с окончанием "ос" вместо привычного "ус": антос, океанос, текнитос. Стиль речи подчёркнуто старомодный. Не только за счёт использования греческих терминов, но и за счёт слов в своём изначальном звучании, до изменения их историей и народами. Текника, меканика, псюхе, та же морфа, древние арабские и египетские слова и тому подобное. Латынь, как и Рим, тут тоже есть, но роль у них намного меньше.

В структуре интересная деталь - нумерация глав. Она опирается на греческий алфавит, от "альфы" до "омеги". Причём, в стиле частично сохранившихся древнегреческих произведений, две главы, "каппа" и "омикрон", пропущены. И ещё это немного похоже на нумерацию глав в сочинениях Платона. Кстати, "каппа"... Есть ли здесь отсылка на Роберта Капу?

Чтение книги требует недюжинной эрудиции. Нужны познания в географии, астрономии, химии, антропологии, хотя бы поверхностные знания философии, лингвистики и экономики, знания по истории нашего мира, а так же истории всех перечисленных наук. Я считал себя хорошо эрудированным человеком, но мне знаний зачастую не хватало. Благо, что есть подробное послесловие от переводчика и словарик, где кратко объясняются термины из книги. Да и поиск в интернете никто не отменял.

Кратко по сюжету. Главный герой, Иероним Бербелек - бывший стратегос (се морфа профессионального полководца). Его приказы понимались с полуслова, картину боя видел с полувзгляда, сражения выигрывал взмахом руки. Но проиграл более сильной Форме, был сломлен, опустился и едва не какоморфировал. К счастью или к сожалению, у сильных мира того были на него свои планы. В них Иеронима, а так же его детей, друзей и подчинённых, вовлекли цепочкой событий. События проведут его по доброй половине известного мира, столкнут с бесформенным и непознаваемым, выведут едва ли не к самой сфере неподвижных звёзд. Во всех приключениях герои отдадут должное простым радостям жизни - еде, алкоголю, зрелищам и отношениям. Тут вспоминаются книги Алексея Бессонова . А финал в истории таков, что я до сих пор во фрустрации, которая после второго прочтения только усилилась. Интерпретацию сюжета каждый может сделать свою. По задумке автора, правильных вариантов на самом деле несколько.

Необычная, сложная, захватывающая книга. Горячо рекомендую всем, кто уверен в своих силах и эрудиции.

Комментарии


Отличная рецензия! Спасибо!
Прям вспомнил свой восторг от этой книги!!!


Да, отличная, я тоже с удовольствием прочитала.