Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 августа 2020 г. 21:43

7K

3.5 Любовь – это искусство?

You're my end and my beginning
Even when I lose I'm winning
'Cause I give you all of me
And you give me all of you (c)

Дисклеймер. Рецензия вышла странная - неровная, несколько ироничная, с отклонениями от главной темы и элементами потока сознания. Короче, на любителя.

Признаюсь, мне было непросто оценить книгу. Размышления о таком многомерном и трудно поддающимся определению понятии, как любовь, изложены автором понятным языком и хорошо систематизированы. Думаю, что многие почерпнут из книги что-то для себя полезное. Однако в ней присутствуют предвзятые суждения, которые резали слух и которые я не могу проигнорировать. В первую очередь это касается некоторых предубеждений относительно женщин. Помимо этого, Фромм утверждает, что гомосексуальность является извращением и гомосексуальная связь, в отличие от гетеросексуальной, не может сделать человека счастливым. Когда встречаешь такое замечание в научной книге, внимание невольно фиксируется.
Оставляя в стороне неуместную здесь полемику, скажу только, что предположение Фромма не выдерживает элементарную проверку действительностью. Есть немало людей, которые формируют гармоничные гомосексуальные пары. Но, как и в случае с гендерными предрассудками, нужно учитывать год написания (в 50-60-е годы прошлого столетия гомосексуальность даже в либеральных демократических обществах многими воспринимался как нездоровое, а иногда и наказуемое состояние). Время действия, как мы знаем, - фактор, который многое объясняет.
Вернёмся к сложившейся дилемме, нужно ведь как-то для себя оценить книгу. Я решила поставить книге две оценки и вывести среднее. Первую оценку, четвёрку, могла бы поставить некая Ника, которой выпало жить в эпоху написания книги. Она бы, вероятно, оценила авторские коррективы популярной когда-то теории Фрейда. Была бы рада прочитать некоторые созвучные ей мысли, о которых она догадывалась, но вряд ли бы смогла их так ёмко сформулировать. К примеру, любовь - одновременно активная деятельность и акт веры. Или:

Уважение существует только на основе свободы: как поется в одной старой французской песне, «любовь – дитя свободы»; дитя свободы, а не господства.

Вторую оценку, тройку, ставлю я сегодня, в первую очередь по уже озвученным выше причинам… К тому же мне не очень нравится заголовок (конечно, это моя личная проблема) и то, что автор иногда повторяется. Мне кажется, что сводить любовь к искусству, которым надо овладеть и тогда, слившись с другой личностью, ты избавишься от одиночества и страха смерти, означает пытаться, с одной стороны, всё излишне унифицировать (люди разные и всем нужно разное, следовательно, и главные цели в любви у людей совсем не обязательно должны совпадать). С другой - слишком всё рационализировать и упускать из виду извечный хаос нашей динамичной жизни.
Но прелюдия затянулась, пора переходить к существу вопроса.

Эрих Фромм, известный мыслитель и психолог XX века, рассматривает основные качества, которыми должна обладать личность, для того чтобы дарить и принимать любовь. Он выделяет несколько категорий любви, на каждой из которых подробно останавливается.
Фромм пытается ответить на вопрос, почему большинство из нас стремится встретить родственную душу и обрести любовь. Он объясняет это главным образом человеческим желанием преодолеть разобщённость и уйти от ощущения экзистенциального одиночества.
Поиски любви, согласно автору, мотивируются необходимостью справиться с отчуждённостью, которую мы неизбежно ощущаем по мере взросления. Успешность таких попыток зависит от наличия у индивида определённого набора качеств. Если обратиться к языку математики, данные качества являются необходимым, но не всегда достаточным условием успеха в освоении искусства любить.
От индивида требуется духовную зрелость. Людям, которые не смогли избавиться от метафорически нависающей над ними фигуры матери или фигуры отца, тяжело строить отношения с противоположным полом.
Посредством любви человек стремится достичь межличностного единства и гармонии - полностью слиться с другим человеком и одновременно остаться собой, сохранить свою индивидуальность (вспоминаем про борьбу и единство противоположностей).
Главное условие обретения способности любить, по Фромму, - преодоление в себе нарциссизма и умение «видеть людей и вещи такими, какие они есть».
Он подчёркивает, что любовь неотделима от труда. Чтобы сохранять и укреплять отношения, партнёры должны постоянно прикладывать усилия, а также брать на себя ответственность.
Другая необходимая составляющая любви - уважение, которое заключается прежде всего в умении видеть другого человека таким, какой он есть, и принимать его таким. На это способна только зрелая личность, а не инфантильный человек, который не умеет разграничивать свои фантазии и реальность. Любовь должна быть действенной. Мы должны постоянно узнавать любимого нами человека, быть искренне заинтересованными и открытыми. Для этого нужно выйти за узкие рамки собственного мировоззрения. Необходимо перейти с поверхностного уровня познания на более глубинный. В случае успеха, познавая любимого, мы лучше узнаем самих себя.

Любовь возможна лишь в том случае, когда двое общаются друг с другом на самом глубоком уровне существования, и поэтому каждый из них переживает себя на этом уровне. Только здесь, в этом «глубинном» переживании, заложена человеческая действительность, жизненность, заложена основа любви. <…> Возможно лишь одно доказательство присутствия любви – глубина взаимоотношений, жизненность и сила каждого из двоих; вот тот плод, по которому распознается любовь.

Всё вышеперечисленное относится, главным образом, к виду любви, который Фромм назвал эротическим. Он также выделяет любовь родительскую, братскую любовь, любовь к себе и любовь к Богу.
Описывая взаимоотношения детей и родителей, Фромм придерживается довольно упрощенческой поляризации. По мнению автора, материнская и отцовская любовь качественно отличаются друг от друга. Любовь матери, по своей природе, безусловна. Мать любит ребёнка не за то, что он сделал или не сделал, а просто потому, что он есть. Фромм считает, что первое время ребёнку нужно только это, но где-то к семи-восьми годам особенную важность приобретает роль отца. Любовь отца, в отличие от любви матери, нужно заслужить, за неё часто нужно бороться. Отец дарит ребёнку любовь за хорошее поведение, послушание и т.д. Также подчёркивается приоритет отцовского типа любви в патриархальной системе, когда владеющий имуществом отец стремился, как правило, передать состояние тому из сыновей, который больше похож на него и кажется ему более способным сохранить и приумножить. Для гармоничного развития ребёнку нужно впитать в себя как материнскую, так и отцовскую любовь. На пути обретения зрелости он постепенно станет самодостаточной личностью и перестанет зависеть от казавшихся когда-то всесильными родительских фигур.
На мой скромный взгляд, в таком представлении определённо чувствуется то, что сам Фромм проницательно назвал общими иллюзиями эпохи (ни один автор от этих иллюзий не свободен, но соответствующий коэффициент корреляции может заметно варьироваться). В своих теоретических выкладках он разделяет некоторые предубеждения о природе женщин и мужчин. Иначе как объяснить разделение на так называемые мужские и женские качества? Утверждается, что, к примеру, предприимчивость, дисциплина и активность - это мужские качества, тогда как реализм, выносливость и материнское отношение к людям - женские. Согласно автору, создавать мысли и вещи - также прерогатива мужчин.
Фромм отмечает, что в каждом из нас присутствуют и мужские, и женские свойства, но полагает, что нарушение баланса может привести к печальным последствиям.

При самых тяжелых формах недостаточности мужских качеств характера главным – и извращенным – их заменителем становится садизм (стремление к насилию). Ослабленная или извращенная чувственность у женщины превращается в мазохизм или стремление к зависимости.

Думаю, несложно догадаться о моём несогласии с таким полярным подходом.
Можно было бы ещё принять, если бы он написал, что так считалось веками (вопреки господствующим стереотипам, женщины там, где это было возможно, проявляли предприимчивость и справлялись со сложностями как минимум не хуже мужчин), но Фромм, кажется, выдаёт эти предрассудки за вполне обоснованные суждения.

На этом месте позволю себе немного отклониться в сторону и крайне обобщённо высказаться относительно гендерных различий. Надеюсь, Эрих Фромм и мои читатели извинят это небольшое отступление (в противном случае, пролистывайте). На мой довольно неромантичный взгляд, одна из ключевых причин наличия долгоиграющих стереотипов о взаимоотношениях женщин и мужчин и якобы качественных отличий мужской и женской природы связана с биологией. Немалую роль здесь сыграла сексуальная составляющая. На протяжении многих веков половой акт нёс для женщин опасность. Возможная внебрачная беременность не только могла привести к социальной стигме, но и несла в себе серьёзный биологический риск. Вероятность для женщины умереть в результате родов долгое время была печально высока.
Естественно, это, наряду с некоторыми другими факторами, приводило к тому, что формировались определённые модели поведения и, как следствие, гендерные стереотипы и предубеждения. Для мужчины половые связи несли гораздо меньшую опасность и, хотя были возможны побочные эффекты, нередко приводили к укреплению его репутации (на какого-нибудь короля раннего Нового времени, у которого нет любовницы, многие смотрели бы косо).
Сегодня ситуация иная. Определённые опасности, конечно, по-прежнему есть и для девушек, но порой они выше для носителей Y-хромосомы. Сексуальные контакты, особенно если речь идёт об отношениях с малознакомыми дамами, могут стоить мужчине колоссальных репутационных потерь (я не злорадствую, если что). Нельзя быть уверенным, что она расскажет через какое-то время… Словом, условному мужчине стоит десять раз подумать, а оно мне надо. Может, лучше книжку почитать или сходить на пробежку? Логично, что современные модели поведения должны существенно отличаться от того, что было нормой ранее (повторюсь, все эти рассуждения содержат высокий процент огрубления). Однако пора закончить наш небольшой флуд и вернуться к «Искусству любить».

Автор уделяет немало внимания концепциям Фрейда (в частности, критикует его представление о любви как в целом «иррациональном явлении») и справедливо замечает влияние, которые оказывали на них настроения эпохи.

Идеи Фрейда сложились отчасти под влиянием общего духа XIX столетия; а их популярность частично объясняется настроением, господствовавшим после Первой мировой войны. Одним из факторов, повлиявших как на общепринятую концепцию, так и на концепцию Фрейда, была реакция на строгие нравы викторианской эпохи.

Мысль легко развить, отметив, что и сама викторианская мораль была реакцией на вольные нравы XVIII века (таким образом усиливающая своё влияние буржуазия стремилась обозначить собственное превосходство над старой аристократией, якобы или не якобы погрязшей в распутстве). То есть можно проследить некоторую цикличность.

Интересны рассуждения касательно Аристотелевой логики и восточной философии.
Автор отмечает качественную разницу между Аристотелевым подходом к мирозданию, определившим развитие мысли на Западе и философскими идеями, доминирующими на Востоке (Китай, Индия).
Восточная философия парадоксальна по своей природе, она не верит в существование некоей единственной «истины» и допускает самые разные мнения, часто считая их равнозначными. Такое отношение к действительности приводит к развитию в социуме терпимости.
Для западной мысли, напротив, характерно активное и нередко агрессивное стремление установить единственно верную истину. Отсюда проистекали жёсткие религиозные догмы, гонения на еретиков и т.п. Наряду с негативными последствиями, западный подход, основанный на Аристотелевой логике, породил и позитивные явления - научное мышление, где средства максимально направлены на поиск правильного решения и постоянное совершенствование путём проб и ошибок.

Ещё один момент, который мне понравился, связан с идеей поиска новых моральных ориентиров. Фромм полагает, что в обществе, где многие утратили веру в Бога, возникает культ потребления и накопления. Однако он замечает, что филистерская мораль и консьюмеризм не могут долго удерживаться на пьедестале. Людям нужно что-то более глубокое, более абстрактное… В некотором смысле поиск достойных доверия моральных якорей - актуальная проблема в современном обществе.

В заключение отмечу, что хотя книга содержит некоторые неоднозначные и немного устаревшие суждения, она даёт пищу для ума и может снабдить читателя более глубоким пониманием любви как зрелого и активного чувства, которое требует терпения, сосредоточенности, уважения, предельной заинтересованности и мужества.

P.S. Вначале я отметила, что лично мне не особо импонирует название книги. Любовь - искусство?.. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «любовь в деталях». Каждый человек, знающий о счастливой любви не понаслышке, может без подготовки визуализировать, на первый взгляд, несущественные моменты, которые тем не менее являются индикаторами чувства. К примеру, у вас в незнакомом городе кончились оптические линзы, без которых вы очень плохо видите, и ваш любимый человек целый день выступает вашим персональным гидом. Или он научился готовить любимую вами пиццу не хуже, чем итальянский повар с большим опытом... ну почти не хуже.
Я начинаю, однако, впадать в патетику, верный признак, что время заканчивать.
Не могу всё-таки удержаться от последней ремарки. Есть искусство, которым необходимо овладеть каждому для успешных и прочных отношений. Нужно научиться вести дискуссию, конструктивно обмениваться мнениями, слушать и слышать. Без этого искусства вряд ли получится обойтись, так как споры по самым разным поводам неизбежны.

#Нон-фикшн 2020

Комментарии


Kristina_Kuk Кристина, спасибо тебе, что смотивировала меня написать эту странную рецензию :) В благодарность лови
песню.
Там вкратце о природе любви... правда, как и в книге, есть спорные моменты))


И за песню спасибо)
Кстати, актриса классная. Нравится с ней фильм "Век Адалин".


Нравится с ней фильм "Век Адалин".

Не видела, возьму на заметку. Это кадр из фильма "A Simple Favor". Неплохое кино в принципе, но мне там особенно запомнилась музыка. Она классная)
Спасибо ещё раз, Саш)


Спасибо, Ник, возьму на заметку фильм)
Детектив вроде, да? С элементами?
Буду ждать музыки в нём как появления гг)


Детектив вроде, да? С элементами?

Ага) сюжет фильма в принципе простенький, но всё вместе смотрится эстетично... на мой вкус)


На выходных постараюсь глянуть)
И что что простенький?) Душе нужны лёгкие и вкусные десерты))


Ника, спасибо за хорошую песню и за отличную рецензию! Ты умело вплела в отстраненное обозревание нехудожественной книги интересные ответвления и элементы потока сознания. ЗдОрово! И без этих добавлений было бы не так интересно :) Уверена, что на книгу Фромма есть уже много скучных рецензий.

усиливающая своё влияние буржуазия стремилась обозначить собственное превосходство над старой аристократией, якобы или не якобы погрязшей в распутстве

Читала где-то об этом. Интересно, а на каком мы сейчас витке)

одна из ключевых причин наличия долгоиграющих стереотипов о взаимоотношениях женщин и мужчин и якобы качественных отличий мужской и женской природы связана с биологией.

Разумно... по-любому, фактор риска для женщины сильно повлиял на многие стереотипы (женщины должны быть недотрогами, а мужчины наоборот, и т.д.). И спасибо за смелость, не так просто поднимать такие сложные темы, даже в наши дни.

на какого-нибудь короля раннего Нового времени, у которого нет любовницы, многие смотрели бы косо

Не говори, странный какой-то человек. А царь-то ненастоящий:)
p.s. А что за спорные моменты в песне?


Интересно, а на каком мы сейчас витке)

Интересный вопрос... думаю, нам сложно это определить, большое видится на расстоянии) Помню, где-то читала, что мы сейчас живём во внешне более сдержанном и даже отчасти пуританском обществе, по сравнению с 70-ми. Но это, во-первых, не точно... во-вторых, как-то мало соотносится с 70-ми в СССР, как мне кажется. Возможно, это верно для США и Западной Европы.
С песней всё нормально, это я так преувеличила немного) Можешь найти слова в сети. Она называется "Ça s'est arrangé" Jean-Paul Keller, вроде так :)

Спасибо тебе большое за внимание, Кристина! Буду рада, если и ты как-нибудь доберёшься до Фромма)


Кристин, забыла вчера один момент отметить, о котором я кажется уже писала раньше, и ты, возможно, в курсе, но на всякий случай :)

по-любому, фактор риска для женщины сильно повлиял на многие стереотипы (женщины должны быть недотрогами, а мужчины наоборот, и т.д.).

Всё несколько сложнее. К примеру, в XVI-XVII веках считалось, что все женщины по своей природе плохо умеют контролировать свои инстинкты и падки на плотские развлечения. Немного утрируя, если за ними не присматривать, то только муж за дверь, как... Такое было общее предубеждение, и оно во многом объясняет невероятные слухи, которые распространяли о разных известных личностях (Анне Болейн, Маргарите Валуа и т.д.).
Мужчины, напротив, считались существами по своей природе рассудительными, которые держат свои желания под контролем. Этот предрассудок также использовался недоброжелателями. Страсть никогда не должна затмевать разум. Поэтому я и упомянула побочные эффекты для короля с его любовницами. Мужчина, который чересчур увлекается женщинами, теряет что-то от своей маскулинности. Так это можно было представить в ту эпоху.
А женщины-недотроги, которым секс якобы вообще не нужен и они вынуждены иногда исполнять супружеские обязанности, это конструкт, созданный в викторианскую эпоху. В XVIII веке так не считали, напротив, нравы были откровенно вольные, некоторые высказывания в письмах того периода даже сегодня поражают своей фривольностью)


O, спасибо за информацию! Я не знала таких деталей. Хотя про фривольные нравы 18 века читала, да)

Поэтому я и упомянула побочные эффекты для короля с его любовницами.

Бедненькие:) Забавно получается, разные поступки и предрассудки можно использовать и со знаком плюс, и со знаком минус в зависимости от целей.
Спасибо


Дисклеймер. Рецензия вышла странная - неровная, несколько ироничная, с отклонениями от главной темы и элементами потока сознания. Короче, на любителя.

Вот бы так некоторые режиссёры выходили перед началом фильма и говорили вот так))
Но.. зная Нику, приступаю к чтению рецензии со спокойным сердцем... нет, неспокойным: разве может сердце быть спокойным?
Да и знаю я что Ника напишет хорошо, а то что неровная рецензия... Ник, а разве в самой любви не заложена некая аритмия чувств, гипертония чувств?)

Помимо этого, Фромм утверждает, что гомосексуализм является извращением и гомосексуальная связь, в отличие от гетеросексуальной, не может сделать человека счастливым. Когда встречаешь такое замечание в научной книге, внимание невольно фиксируется.

Интересно даже, что он там о женщинах написал)
И откуда он знает что нельзя быть счастливым?
Вот даже чисто с художественной точки зрения интересно.
Вот ползает паучок по траве, и кто-то говорит: нет, он не счастливый.
Ну глупо же, согласись.
К тому же тут эгоизм чистый: все заблуждаются, а я один нет. Вот вам! Смешно..
Даже если учесть что Фром попробовал гомосексуализм.
Ему не понравилось и он не был счастлив. И что? Опять же детская почти обида.
У нас во двор в юности приехал американец, пацан, и мы стали играть в футбол, а он не умел ( зато в бейсбол играл хорошо).
Он искренне хотел попробовать наш футбол. Встал на ворота, и... я ему в случайно мячиком попал в нос очень сильно и у него пошли слёзы.
Он сказал, что футбол не так интересен как бейсбол и не так справедлив: мол, в бейсболе мячик не бросают в тебя с 2 метров и от него можно увернуться))
Воот.
Как мы, русские ребята играл с ним в бейсбол особенно я, ему тоже почему-то не очень понравилось))

Уважение существует только на основе свободы: как поется в одной старой французской песне, «любовь – дитя свободы»; дитя свободы, а не господства.

Ник, а у него все мысли такие вумные?)
Просто похоже на это: цвет солнца - жёлтый, и оно круглое.

С другой - слишком всё рационализировать и упускать из виду извечный хаос нашей динамичной жизни.

Просто здорово Ник, в яблочко ( как Робин Гуд))
Разумеется, в любви как и во многом другом может быть элемент и искусства, некой художественности, но в хороших дозах, подчас даже гомеопатических, ну.. как у некоторых представителей флоры и фауны: ты видела, Ник, тех чудных рыбок, которые для своих женщин ( самочками язык не поворачивается их назвать) на дне морском выводят на песке дивные узоры?

картинка laonov

Он объясняет это главным образом человеческим желанием преодолеть разобщённость и уйти от ощущения экзистенциального одиночества.

Знаешь, Ник, вот в этой вроде бы логичной формуле есть некая червоточинка.
Словно бы человек бежит в искусство, любовь, дружбу.. от одиночество и страха чего либо, а не от избытка своего сердца он хочет и любить и творить.
Грустно...

преодоление в себе нарциссизма и умение «видеть людей и вещи такими, какие они есть».

Если бы Фром читал это на лекции, где его бы внимательно слышали и записывали, то на этих словах в аудитории раздался бы мой смешок и все бы обернулись)
Ох, вспоминаю прелестные пары в универе по философии и мои диспуты вечные с преподавательницей которые веселили всех и преподавательницу больше всего))
Ник, ну как можно увидеть человека самого по себе, каков он есть, если сам человек сам порой не знает какой он есть, т.к. процесс души в нём не затих и не увяз как лава, а постоянном движении и переливчатости.

Он подчёркивает, что любовь неотделима от труда

Представляю такую сценку: Карл Маркс приходит уставший и недовольный домой и говорит жене: они ничерта не понимают! Именно труд сделал из обезьяны человека!
Жена улыбается, тихо подходит к нему, обнимает и говорит на ушко: милый, любовь сделала из обезьяны человека и продолжает делать человека сейчас и всегда...
Кстати, у него была жена?)

По мнению автора, материнская и отцовская любовь качественно отличаются друг от друга. Любовь матери, по своей природе, безусловна. Мать любит ребёнка не за то, что он сделал или не сделал, а просто потому, что он есть. Фромм считает, что первое время ребёнку нужно только это, но где-то к семи-восьми годам особенную важность приобретает роль отца. Любовь отца, в отличие от любви матери, нужно заслужить, за неё часто нужно бороться. Отец дарит ребёнку любовь за хорошее поведение,

Ну это вообще дремучая субъективность, зависящая больше от эпохи и норма данного общества а не от "материнской любви и отцовской".
Вот прям резануло что отцовскую любовь нужно заслужить.
Ага, а ещё отцы хотят мальчика а не девочку...
Вот только разные бывают отцы, как и матери.
И безусловная любовь бывает разной.
Слишком много шаблонов у этого Фрома.

Иначе как объяснить разделение на так называемые мужские и женские качества? Утверждается, что, к примеру, предприимчивость, дисциплина и активность - это мужские качества, тогда как реализм, выносливость и материнское отношение к людям - женские. Согласно автору, создавать мысли и вещи - также прерогатива мужчин.

Ник, знаешь что меня бесит? Вот из за таких Фромов, люди нарочито и грубо под час отказываются, отшатываются от мужского и женского.
Нет, противопоставлять их друг другу наивно и глупо, особенно возвышать одно над другим: в мужском, без мишуры, может быть легко всё то что и в женском, как и в свободно-женском может быть всё то что есть в мужском.
Но если отшатнутся от понятия мужское и женщина в принципе, то это может задеть и понятие мужчины и женщины вообще и размыть эти качества.
Всё же есть те милые нюансы и полутона равноправия в мужском и женском, словно в правом и левом крыле, которые и придают жизни её очарование.

Логично, что современные модели поведения должны существенно отличаться от того, что было нормой ранее (повторюсь, все эти рассуждения содержат высокий процент огрубления).

Ник, спасибо что с тропинки так славно свернула ( свернули!).
Выхожу с тобой из бурьянчика. На нас странно смотрят твои читатели. Я почему-то краснею и репей снимаю с носков.
Ник, да понятно что ты просто фокус навела на нужную область размышления и потому.. не нужно даже говорить об "огрублении". Всё понятно для тех кто хотел понять))
Спасибо.

Мысль легко развить, отметив, что и сама викторианская мораль была реакцией на вольные нравы XVIII века (таким образом усиливающая своё влияние буржуазия стремилась обозначить собственное превосходство над старой аристократией, якобы или не якобы погрязшей в распутстве). То есть можно проследить некоторую цикличность.

Тонко)
Иду, снимаю репей с носков и несколько отстал от общей группы. На меня оглядывается какая то девушка и улыбается...

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что «любовь в деталях».

Как тонко ты намекнула об инфернальной природе любви))

Никуш, спасибо тебе большое, чудесная и многие сложные моменты охватывающая, вышла рецензия)
Хорошего и тёплого дня, Ник)


Вот бы так некоторые режиссёры выходили перед началом фильма и говорили вот так))

Саш, но это мог бы быть маркетинговый ход с их стороны... привлечь внимание публики:) У меня такой цели не было, скорее наоборот... зачем-то отпугиваю подписчиков своими "странными" рецензиями))

Он сказал, что футбол не так интересен как бейсбол и не так справедлив: мол, в бейсболе мячик не бросают в тебя с 2 метров и от него можно увернуться))

Бедный мальчик :)

Если бы Фром читал это на лекции, где его бы внимательно слышали и записывали, то на этих словах в аудитории раздался бы мой смешок и все бы обернулись)

Представила эту картину, улыбнулась )) Я как-то привыкла, что философские течения, как правило, стремятся всё обобщить (а чем шире обобщение, тем выше в нём элемент упрощения) и создать из разнородного материала красивые логические схемы, и даже не спорила по этому поводу с преподавателем. Но у меня это тоже всегда вызывало вопросы, а иногда и смешки) Хотя, с другой стороны, такова отчасти природа философского труда. Они вынуждены подводить жизнь и её феномены под какие-то схемы, чтобы описать их понятно для публики.
Не исключено, что Фромм, если бы вживую читал лекцию, как-то иначе сформулировал эту мысль, дал бы к ней пояснение, развил бы мысль более полно... На безжизненной бумаге всё выглядит более плоско и шаблонно.

Вот только разные бывают отцы, как и матери.
И безусловная любовь бывает разной.

Очень согласна... Лично мне в таких довольно категоричных суждениях (кто что должен или не должен) в первую очередь не нравится то, что они как бы навязывают людям те или иные модели. И людям может начать казаться, что так оно и должно быть, у всех жеж так, а как иначе?.. Хотя у всех всё очень по-разному и никакие модели поведения ни на каких скрижалях не записаны. От такого подхода могут одинаково страдать и мужчины, и женщины.

Спасибо большое, Сашуль, за внимание, чудесный коммент и, конечно, за прелестное фото удивительных узоров, выведенных рыбками на морском дне (не знала об этом)!! Отличного тебе вечера)


У меня такой цели не было, скорее наоборот... зачем-то отпугиваю подписчиков своими "странными" рецензиями))

Да и пускай лесом идут такие подписчики)
У тебя всегда хорошие и редкие рецензии.
А у меня кстати отписки идут после моих историй))

Они вынуждены подводить жизнь и её феномены под какие-то схемы, чтобы описать их понятно для публики.
Не исключено, что Фромм, если бы вживую читал лекцию, как-то иначе сформулировал эту мысль, дал бы к ней пояснение, развил бы мысль более полно... На безжизненной бумаге всё выглядит более плоско и шаблонно.

Ну и для себя философы тоже не в последнюю очередь подводят под схемы)
В этом вообще одна из уловок всяких философских течений и психологии, измов всяких: зацикленность на одном узоре восприятия.
А про Фрома соглашусь, что на лекциях он мог быть другим.
Это же можно сказать и о Набокове)

Ника, доброго и улыбающегося тебе дня)


Да и пускай лесом идут такие подписчики)

Ну, в общем-то ты выразил мою мысль другими словами)

А про Фрома соглашусь, что на лекциях он мог быть другим.
Это же можно сказать и о Набокове)

Да, живое общение имеет ряд преимуществ и его трудно заменить. Онлайн-обучение ему никак не равнозначно, как мне кажется... хотя, может, дело привычки.
А книгу Фромма многие любят, так что не суди о ней только по моей рецензии)
Спасибо ещё раз, Саш, чудесного тебе вечера пятничного))


А книгу Фромма многие любят, так что не суди о ней только по моей рецензии)

Никуш, ты серьёзно?)
Знаешь за что ( в ряду прочего) я люблю твои рецензии?
У тебя нет этой пошлости обобщения, которое есть у многих рецензентов, хвалящихся этими обобщениями пустыми, к тому же.
Нет, ты часто берёшь и наводишь свой фокус восприятия и определённого чувства, тона, на некую область произведения и высвечиваешь её, и она играет красками твоей души.
Так энтомолог в раю найдёт порой чудную бабочку или живой цветок и бережно его разглядывает.
Кто чуточку знает тебя или кто вообще понимает что такой подход тем и чуден, что как на витраже такой метод играет в строчках солнцем и душой, тот всё понимает)
Разумеется, Ник, я понимаю что в книге Фрома есть много чего)
Разумному достаточно)

Замечательного дня тебе, Никуш)


Саш, спасибо большое за такие добрые слова и понимание! Я это очень ценю))

Так энтомолог в раю найдёт порой чудную бабочку или живой цветок и бережно его разглядывает.

Прелесть!! Люблю бабочек и живые цветы (именно живые, а не срезанные).

Замечательных тебе выходных, кинематографических или музыкальных... а главное, улыбающихся :)


Прелесть!! Люблю бабочек и живые цветы (именно живые, а не срезанные).

Прелесть)

Замечательных тебе выходных, кинематографических или музыкальных... а главное, улыбающихся :)

Ника! Огромное тебе спасибо за фильм!!
Очень к месту и в настроение пришёлся. Очень понравился)
Придираться к таким фильмам даже и не хочется. Просто улыбался и получал удовольствие)
Похоже во многом на "Исчезнувшую", да?
Музыка хороша, ты права. И даже "любимый" мной рэпчик был в тему, когда Стефани ехала в машине)
Кстати, очень театральный фильм. Его ставить можно.
Эмили конечно очаровательна, как и Стефани и её преображение и.. любопытство)
Картина в комнате тоже интересна)
Рецепт мартини взял на заметку...
Ник, скажи мне одно: когда Стефани надела тёмное платье Эмили и оно было тесно и она не могла его снять... символ тут понятен, но у Эмили вроде бы размерчик больше, нет?)
В общем, спасибо огромное, Никуш и чудесного дня тебе, можно с мартини)


Саш, я очень, просто очень рада, что фильм пришёлся тебе по душе)) На самом деле нечасто бывает, что друзьям нравятся рекомендации)

Просто улыбался и получал удовольствие

Это один из лучших комплиментов фильмам)

Похоже во многом на "Исчезнувшую", да?

Есть такое... а я как-то и не подумала, но действительно немало параллелей.

И даже "любимый" мной рэпчик был в тему, когда Стефани ехала в машине)

Я смотрела уже какое-то время назад, всех деталей не помню, но этот момент легко припоминаю... вообще, фильм эклектичный - и музыка там разная, современная и не очень (вариации старых французских песен), и в костюмах чувствуется смешение разных элементов... да и сами Эмили со Стефани - обаятельные так по-разному, а в чём-то они похожи)

символ тут понятен, но у Эмили вроде бы размерчик больше, нет?)

Хм... Маленький ляпсус постановщиков? Игнорирование деталей ради смысла?)
Спасибо за поднимающий настроение коммент, Сашуль! И, конечно, за мартини, немножко градуса нам сейчас не помешает)) Помню, что тоже хотела взять рецепт мартини на заметку, но потом как-то забылось... хорошо бы пересмотреть)
И надо будет как-нибудь глянуть "Век Адалин". Стоящий фильм, да?


Саш, я очень, просто очень рада, что фильм пришёлся тебе по душе)) На самом деле нечасто бывает, что друзьям нравятся рекомендации)

Ник, твоей реакции я тоже очень рад)
Ты права, когда иной раз что-то советуешь, и человеку не нравится, такой странный осадочек на душе... холодок разъединения, которого и так много в мире.
Потому я стараюсь ничего не советовать)
Но у тебя прям в 10-ку)

Это один из лучших комплиментов фильмам)

"Он просто смеялся и получал удовольствие"..
Вот бы так о жизни можно было сказать))
Хороший такой артхаус, - жизнь. Бергман точно принимал в ней участие)

да и сами Эмили со Стефани - обаятельные так по-разному, а в чём-то они похожи)

Ты права, эклектизм.. причём намеренный игривый эклектизм, что радует.
А знаешь куда меня привела ассоциативная ниточка французских старых песен?
К фильмам с Депардье и Ришаром. Славный ведь приём, когда вместе сходятся такие полярные люди и начинается энергия между ними и от них.

Хм... Маленький ляпсус постановщиков? Игнорирование деталей ради смысла?)

А может и правда это не важно)
В конце концов у Шекспира полно таких ляпсусов ( не с платьем)).
Просто как-то внимание обратил на это и после этого поймал себя на мысли ( застигнул себя на мысли!)), что некоторое время после этого присматриваюсь... ну, к формам Эмили и Стефани.

И надо будет как-нибудь глянуть "Век Адалин". Стоящий фильм, да?

Ник, я просто скажу что фильм хороший. Харрисон Форд снимается.
Очень трогательный и качественный фильм.
Быть может даже роман Вирджинии Вулф "Орландо" косвенно оказал влияние на сюжет.
Никуш, прекрасного тебе дня с французской мелодией, словно долькой лимона на краешке бокала дня)


Потому я стараюсь ничего не советовать)

Я тоже в последнее время так)

( застигнул себя на мысли!)), что некоторое время после этого присматриваюсь... ну, к формам Эмили и Стефани.

:))
Забавно, как работает память) Вот ты написал про дольку лимона, и я, кажется, вспомнила про то, как в фильме Эмили готовила мартини. нужно было охладить джин и бокал... и никогда не добавлять льда (что, наверное, для американцев, которые даже в воду любят добавлять лёд, звучит довольно дерзко :) ) И да, не забываем, Минздрав предупреждает...)
Cаш, спасибо, тебе тоже прекрасного дня!


Знаешь, Ник, вот в этой вроде бы логичной формуле есть некая червоточинка.
Словно бы человек бежит в искусство, любовь, дружбу.. от одиночество и страха чего либо, а не от избытка своего сердца он хочет и любить и творить.

Саш, почему-то только сейчас обратила внимание на этот важный момент в твоём комменте :) Мне вообще кажется, что ощущение одиночества - неизбежная составляющая нашей жизни, поэтому мы и ценим так любовь и дружбу. Это можно сравнить с тем, как ценность жизни и каждого дня полнее ощущается потому, что есть смерть. Иначе зачем было бы ценить всё это? На мой взгляд, как бы мы ни были близки с другим человеком, есть какие-то закоулки нашей души или сознания, где мы всегда одни... и не нужно этого преодолевать, такова жизнь.


Чудесный коммент, Ник)
И правда, есть в нас переулочки глухие, почти Достоевские, где одиночество и тусклый фонарь.
А иногда и тихий, утренний пляж)) Но это уже пляжик Камю.
Или.. тихая солнечная полянка с полынью и прелестнейшей рябью на ней. Это уже дивное одиночество Платонова.
Целый мир подарен нашему одиночеству, Ник, так что само одиночество не одиноко наедине с красотой))


Спасибо, Ника
Мне очень нравятся твои рецензии!

Помимо этого, Фромм утверждает, что гомосексуализм является извращением и гомосексуальная связь, в отличие от гетеросексуальной, не может сделать человека счастливым. Когда встречаешь такое замечание в научной книге, внимание невольно фиксируется.

Если не ошибаюсь, Фромм говорит о женско-мужской полярности. Исходя из этого, в гомосексуальных парах, где такая полярность существует, нет преград для счастья. :)
Другое дело, что как я заметил ниже, тебе претит само разделение на женские и мужские качества. Но это другой вопрос. Вообще меня удивляет, что люди цепляются за это несчастное высказывание про гомосексуальность (видел и в других рецензиях) и на этом основании занижают оценку книге, содержащей сотни других мыслей. Допустим, автор ошибся. А учитывая середину прошлого века, то в этом нет ничего удивительного. Разве это должно ставить под сомнение остальные его выводы? Ведь Ньютон не знал квантовой физики, но стали ли его труды менее научными? Нет, в них просто внесли поправку (или допущение). Не ты ли писала в рецензии на "Оригинального человека" про злоупотребление толерантностью?

Первую оценку, четвёрку, могла бы поставить некая Ника, которой выпало жить в эпоху написания книги

В эпоху написания книги оценка "некой Ники" никого не интересовала (на что ты совершенно справедливо жалуешься дальше в тексте) :)

главные цели в любви у людей совсем не обязательно должны совпадать

Но по мысли Фромма, цель одна - устранение отчужденности. Поэтому, в свете его теории, эта унификация уместна

Думаю, несложно догадаться о моём несогласии с таким полярным подходом.

Угу. Не сложно. :) Но если на секундочку оставить эпитеты "мужское" и "женское", а назовём это "желтые качества" и "зелёные качества", то у тебя, полагаю, не будет претензий? То есть не сама психологическая теория тебе не нравится, а наглое разделение людей по гендерному признаку?

крайне обобщённо высказаться относительно гендерных различий

Интересная теория. Мне понравилась

основанный на Аристотелевой логике

Тоже не особо жаловал женщин. Но его логика не стала от этого менее логичной. Хотя, по сегодняшнем научным знаниям, многие его высказывания глубоко ошибочны и даже смешны.

которое требует терпения, сосредоточенности, уважения, предельной заинтересованности и мужества

Давай вместо мужества говорить стойкость :)

Нужно научиться вести дискуссию, конструктивно обмениваться мнениями, слушать и слышать.

Чуть не стёр всё, что написал :)
Надеюсь, я тебя услышал правильно. А ты меня :)


Спасибо большое, Женя! Рецензии у меня в последнее время правда странные... начинаю подозревать, что я разучилась писать нормальные рецензии) Надо будет проверить))

Вообще меня удивляет, что люди цепляются за это несчастное высказывание про гомосексуальность (видел и в других рецензиях) и на этом основании занижают оценку книге, содержащей сотни других мыслей.

То, что об этом у Фромма, по сути, одно предложение, я хотела добавить в рецензию, но не хватило места. Спасибо за это дополнение, оно очень к месту для тех, кто не читал книгу!
Но я из-за этого оценку книге особо не занижала (просто пришлось к слову про оценки "двух" Ник), мне действительно подход Фромма к межличностным отношениям местами не близок. Хотя, как я отметила в конце, ознакомиться с его мыслями познавательно.

А учитывая середину прошлого века, то в этом нет ничего удивительного.

Даже в книгах, написанных в 80-х гг., встречается откровенное неприятие гомосексуализма. Так что это не была претензия лично к Фромму, а просто констатация факта изменчивости социальных норм.

Не ты ли писала в рецензии на "Оригинального человека" про злоупотребление толерантностью?

Эх, язык мой - враг мой)) Ну, для меня здесь речь не идёт о толерантности, так как под этим мелодичным термином я понимаю терпимое отношение к чему-то, что меня раздражает, что мне неприятно, но что поделаешь. Однополые пары ничего подобного у меня не вызывают)

Ведь Ньютон не знал квантовой физики, но стали ли его труды менее научными? Нет, в них просто внесли поправку (или допущение).

Очень здорово сформулировал, понравилось... особенно про допущение. Кто его знает, что учёные будут говорить через пару десятилетий)

Давай вместо мужества говорить стойкость :)

Я только за:)

Чуть не стёр всё, что написал :)

Ты что, мне всегда интересно узнать твоё мнение и немного подискутировать... И не только мне, подозреваю, что твой комментарий многим понравился больше, чем моя рецензия))

То есть не сама психологическая теория тебе не нравится, а наглое разделение людей по гендерному признаку?

Мне в первую очередь не нравится то, что любое разделение людей по гендерному признаку приводит к появлению более или менее стойких стереотипов. И когда эти стереотипы оказываются опровергнутыми той или иной жизненной ситуацией, у человека может случиться разрыв шаблона. Я с этим сталкивалась. К примеру, вы пересекаетесь с кем-то по какому-то делу. Этому человеку кажется, что вы хрупкая девушка, которой можно навязать свою позицию. И когда человек понимает, что у него это не получается, он начинает считать вас стервой, которая, понимаете ли, обманула его ожидания. То есть всё происходит независимо от вас в голове конкретного индивида, который привык к определённым клише... я, конечно, сомневаюсь, что такие люди читали Фромма, но, думаю, ты понял мою мысль.

Женя, спасибо ещё раз за отклик и некоторые дополнения к моим допущениям!)


Прости, что вклиниваюсь

И когда человек понимает, что у него это не получается, он начинает считать вас стервой, которая, понимаете ли, обманула его ожидания.

Ника, понравилось, как ты кратко сформулировала. Это довольно типичная ситуация. Человек сам себе напридумывает непонятно чего, а потом начинает обижаться


Прости, что вклиниваюсь

Нет, это вы меня простите, что вклиниваюсь в ваше собрание анонимных феминисток :)
Кристина и Ника, а какая вам разница, что этот глупый человек начинает обижаться на вас потому, что вы не оправдали его ожиданий? Бог ему судья! Разве это не доказывает, что вы и есть та самая

хрупкая девушка

?. Да и что в этом плохого? Я не критикую. Раз уж пошла речь о равенстве, то в глубине души половина мужчин "хрупкие девушки". Гендерные неравенства, кстати, работают в обе стороны. Меня, может быть, тоже бесит, что на меня смотрят как на человека, который должен уметь починить пылесос. Это разве не стереотип? :)
Вы, кстати, можете?
Совсем без стереотипов нельзя. Наклеивание ярлыков для облегчения жизни - первоочередная нужда всех людей. Всё дело в пропорциях.
Ладно, надеюсь, вы не обижаетесь. Продолжаю думать о вас как о сильных, смелых, умных, но в чём-то всё-таки хрупких девушках. И ни в коем случае не стервах. Но позицию свою в этом вопросе не навязываю :)


Знала, знала я, что не стоило этого писать))

нет, это вы меня простите, что вклиниваюсь в ваше собрание анонимных феминисток

Прощаем :) Но (отвечаю за себя) лично я себя никогда феминисткой не считала и далеко не во всём с ними согласна. Другое дело, что я считаю, что кто-то должен делать эту малоприятную работу, чтобы мы все, и мужчины (которые, конечно, тоже могут страдать от предубеждений), и женщины, могли жить в относительно комфортном мире.

что этот глупый человек начинает обижаться на вас потому, что вы не оправдали его ожиданий?

Я совсем не уверена, что этот человек глупый, просто он так привык себя вести. Можно, конечно, считать таких людей, коих немало, не очень адекватными, и вполне возможно, так оно и есть, но вольно и невольно впитываемые с детства стереотипы ситуацию явно усугубляют. Сексисткие рекламные ролики и т.п. продолжают "работу" в этом направлении.
Про "хрупкую" девушку я написала скорее в ироничном ключе. Это ярлык, который очень любят такие неадекваты. Где "хрупкая", там и "глупенькая", и "безвольная". На мужчину, с которым вас связывают деловые отношения, такие ярлыки с места в карьер обычно не вешают, согласись. Пример с пылесосом в этом ключе не корректен... Если бы на моём месте в той ситуации был мужчина, этот глупый человек вёл бы себя иначе. Это факт, проверенный эмпирическим путём.

Женя, я нисколько не удивлена твоей позиции. Я уже заметила, что все нормальные, адекватные мужчины убеждены, что такой проблемы в современном мире не существует. Но, поверь, вы просто не можете её прочувствовать на себе (столкнуться с этим можно не только в России и на постсоветском пространстве, но и на Западе, просто меньше, тоньше и более завуалированно... думаю, Израиль - здесь не исключение).
При этом я не говорю, что с таким сталкиваешься часто, как раз потому, что сегодня такого предвзятого отношения уже намного меньше, чем раньше, на этом фиксируется внимание. Потому и поражаешься, что это выбивается из общего нормального контекста. И я не принимаю близко к сердцу, но всё равно неприятно.

Вы, кстати, можете?

Провокационный вопрос, однако) Мне кажется, если пылесос вырубился, значит скорее всего придётся приобретать новый...

Меня, может быть, тоже бесит, что на меня смотрят как на человека, который должен уметь починить пылесос.

:) Я вовсе не считаю, что мужчина априори должен уметь всё чинить и уж тем более мне бы и в голову не пришло кого-то осуждать, если он не имеет об этом понятия. Но даже если и есть такие клише, разве они могут как-то помешать тебе, к примеру, в работе?

Гендерные неравенства, кстати, работают в обе стороны.

Безусловно. Но в некоторых жизненных ситуациях женщины с ними сталкиваются больше... по крайней мере, пока.

Наклеивание ярлыков для облегчения жизни - первоочередная нужда всех людей.

Может без этого и не обойтись, но наличие ярлыков не должно способствовать неадекватному поведению...

Женя, надеюсь, ты тоже не обижаешься на меня за мой пространный ответ)


Знала, знала я, что не стоило этого писать))

Ты, пожалуйста, пиши как можно больше. Ведь то, в чем ты хочешь себя остановить, как правило и есть самое интереное. Потому что личное.

кто-то должен делать эту малоприятную работу

Возможно, если не смотреть на это как на работу и обязанноть, то тебе станет легче жить. А так ты взяла на себя адвокатскую работу за всех современных женщин. А это тяжелый крест.

Я уже заметила, что все нормальные, адекватные мужчины убеждены, что такой проблемы в современном мире не существует.

Такая проблема существует. Моя жена работала много лет в мужских коллективах, как и другие женщины, с которыми я общался на эту тему. На работе шовинизм присутствует в той или иной степени. (я, кстати, считаю, что он иногда, изредка, бывает оправдан - не бросайся камнями). И вне работы он присутствует. Конечно, я не могу его прочувствовать, но понимаю и распознаю его (на сколько это возможно). У нас тут, кстати, полно разного шовинизма: местные-понаехавшие, "русские"-остальные, светские-религиозные, правые-левые и многое другое.
Я просто говорю (возможно, слишком косноязычно), что если реагировать на всё так болезненно и принимать всё "в штыки", то колоться об этот штык будешь ты. Потому что он обоюдоострый, а с той стороны стоит человек для которого этот укол часто будет укусом комарика. Компенсаторное поведение может впадать в обратную крайность.
С другой стороны, не реагировать тоже, конечно, нельзя и нужно пытаться делать свою и чужие жизни лучше.
Удачи тебе в твоём трудном деле!

Женя, надеюсь, ты тоже не обижаешься на меня за мой пространный ответ

Пиши ещё :)


Ладно, надеюсь, вы не обижаетесь. Продолжаю думать о вас как о сильных, смелых, умных, но в чём-то всё-таки хрупких девушках.

Я не вижу ничего обидного в твоем комменте, Женя:)
Хотя начало меня слегка покоробило, так чуть-чуть. То, что Нике, мне или кому-то другому не все равно до глупых людей с их предрассудками, не значит, что мы как-то болезненно или нервно все воспринимаем. Это нормальная реакция, и я тоже стараюсь избегать неадекватов, но не всегда получается.

Раз уж пошла речь о равенстве, то в глубине души половина мужчин "хрупкие девушки".

А вот это очень хорошо и тонко) Хочется сказать автору, спасибо.
Думаю, Ника со мной здесь согласится


Человек сам себе напридумывает непонятно чего, а потом начинает обижаться

Это да) Но я своим, возможно не самым удачным примером, хотела просто проиллюстрировать, почему мне не нравятся разделения людей по гендерному признаку... они способствуют стереотипам, а те, в свою очередь, могут усиливать неадекватное поведение. Неадекватное, естественно, с моей точки зрения, кто-то наверняка скажет, что это самая правильная стратегия, даже если она обычно и не работает)


Кстати, помню твою рецензию на "Искусство любить". Она очень классная)) А ты что-нибудь ещё читал у Фромма?


Пока не читал, но обязательно прочитаю. Он мне очень понравился. Я со многим согласен, мне импонирует его смелость. Он говорит о высоких материях, но при этом четко и научно формулирует. В тексте абсолютно нет воды, но при этом он не сухой.


Я знакома с выдержками из его "Иметь или быть". Было бы интересно почитать рецензию на эту книгу.


Ника, стилистическими качествами Вашей рецензии, как всегда, восхищен, с долей зависти - мне бы так, а вот с содержанием в этот раз как-то...
Мне ближе точка зрения Жени, в ней меньше категоричности и больше принятия, а, следовательно, той самой любви :)
Прочитав Вашу рецензию, я даже засомневался, а одну ли и ту же книгу мы читали, даже перечитал собственную рецензию, чтобы обновить впечатления.
Мне показалось, что Вы написали рецензию не столько о книге, сколько о себе, затронув и развив вопросы больше волнующие Вас, нежели автора. Я сам считаю, что в рецензии должно быть как можно больше "автора рецензии", и получал упреки от некоторых "отписавшихся", что злоупотребляю "автобиографическим" элементом, но всё же - мера желательна во всём :)
У меня создалось впечатление, что в этот раз Ники, с её сегодняшней проблематикой, было гораздо больше, чем Фромма, она его с успехом затмила.
Но это, всего лишь, мое субъективное мнение, возможно я чего-то не понял в книге или рецензии, надеюсь Вы не обидитесь, я мог бы, конечно, и промолчать, но вот, знаете, как бывает, не могу пройти мимо :)
На самом деле мне, конечно же, стало немножко обидно за Фромма, всегда хочется, чтобы хорошие авторы и хорошие рецензенты дружили :)


Спасибо Вам большое за внимание к моей скромной рецензии, Сергей!
Мне всегда интересно мнение хороших рецензентов, и я за конструктивную критику :) С Вашим мнением в этот раз я не совсем согласна.
Да, рецензия на книгу Фромма, у которой много поклонников (и это заслуженно), получилась неканоническая, но я честно предупреждаю об этом в самом начале. То есть если человек хочет просто сухой обзор книги, он может почитать другой отзыв здесь на сайте или на другом ресурсе, посмотреть видеоразбор и т.д. Уверена, что есть множество интересных рецензий, где рассматривается исключительно содержание "Искусства любить". Более того, есть много стоящих живых рецензий на ЛЛ, хотя бы Ваша (не читала пока, но уверена, что она яркая) или Женина (которая, кстати, тоже нестандартная).
Однако, мне кажется, я достаточно осветила саму книгу, прошлась тезисно по основным пунктам, обозначила основные затрагиваемые в ней направления (даже про Аристотелеву логику и про общество потребления написала). Подробно остановилась на отцовской / материнской любви, и высказала своё субъективное мнение по этому поводу.
А про личное?.. Конечно, ни один наш текст от этого не свободен, везде торчат уши автора. И Вы правы, что здесь очень важно чувство меры. Но, если отбросить некоторые замечания по ходу и затянувшееся вступление, в этой рецензии совсем не так много личного. Небольшое отступление про истоки гендерных различий мне кажется вполне уместным, учитывая что в книге рассматриваются мужские и женские качества, пусть и в ином свете.

На самом деле мне, конечно же, стало немножко обидно за Фромма, всегда хочется, чтобы хорошие авторы и хорошие рецензенты дружили :)

Понимаю, мне тоже иногда бывает обидно за любимых авторов. Но я ни в коем случае не хотела задеть Фромма. Я считаю, что книга стоит сегодня прочтения, в отличие от многих других в этом жанре... И мне почему-то кажется, что автор бы не обиделся, что его произведение сподвигло читательницу поразмышлять над сложными вопросами и прийти к некоторым выводам, отличным от авторских. Почвой послужил текст Фромм...
Спасибо Вам, что не прошли мимо :)


Спасибо Вам, Ника, за понимание моего непонимания :)
Перечитал еще раз Вашу рецензию, не могу избавиться от какого-то диссонанса, видимо, мы смотрим на эту книгу с совершенно разных позиций, это мнение укрепилось во мне, когда я еще раз перечитал свою рецензию. Мы увидели в книге каждый свое. Может, это и хорошо... )