Больше рецензий

18 апреля 2012 г. 22:32

68

3

Странные впечатления от книги, много вопросов, необычная форма повествования, неравномерное развитие сюжета, хотя эпизод с дьяволом приходится точно на середину книги, все действие сгущается в конце, в начале повествования много отступлений, описаний, размышлений, разговоров, даже пересказ лекций.

Очень нравится «Фауст» Гёте. От Манна ждала подобного сюжета. Но если у Гёте Фауст всю жизнь посвятил науке, исследованиям, своими достижениями он был обязан себе в первую очередь, и лишь разочаровавшись, увидев, что жить, собственно, он и не жил, он призывает Дьявола, чтобы пережить чувства и наслаждения, упущенные в молодости. Здесь же все наоборот. Адриан с детства холоден, насмешлив, болезнен, не гонится за удовольствиями, и сделку с дьяволом заключил для того, чтобы создать действительно великие произведения. Неужели его не мучали мысли о том, что все творения – не его заслуга? Если предположить, что встреча с дьяволом была. Или же Адриан и сам знал, что это было лишь его воображение больного и он заключил сделку с самим собой?

Сразу признаюсь, что жизнь и творчество знаменитых и не очень композиторов не знаю, поэтому мне странно, что Адриан начал заниматься музыкой уже в позднем возрасте, как такового образования музыкального не получил, он даже не слышал многих чужих произведений. Интересно, что Адриан – композитор-математик, т. е. он идет от каких-то математических построений, вспомнить его любимый «магический квадрат». Еще замечание: на что жил Адриан? Доходы родителей? Странно его жизнь протекала – без борьбы за кусок хлеба, как, например, жизнь Шенберга. А вдохновение? Ни любовь, ни нужда его не заставляли творить, только математический расчет? С детства он был холоден – т. е. с детства предназначен дьяволу?
Любил ли он Мари Годо? Или только был очарован ее голосом, и хотел отомстить Рудольфу?

Само повествование похоже на музыкальное произведение. Все эти вступления рассказчика, возникающие раньше времени темы, намеки, получающие дальнейшее развитие, параллели с положением Германии в моменты написания книги. Было интересно на основании описаний представлять себе звучание произведений Леверкюна (хотя додекафонию и не могла себе представить). Да и вообще, хорошо бы книгу читать параллельно с прослушиванием упоминающихся произведений.
Мне было интересно познакомиться с таким вариантом истории доктора Фауста, хоть для прочтения книги потребовалось применять силу воли. Но вот есть такие книги, после прочтения которых открываешь какой-то совершенно неизвестный кусочек мира, начинаешь изучать что-то новое для себя. После «Доктора Фаустуса» вновь проснулся интерес к классической музыке.