Больше рецензий

17 апреля 2012 г. 18:07

1K

4

Легенда о великом инквизиторе
Благодаря статьям типа «Десять самых дурацких научных экспериментов» в рунете кое-что знают о Рокиче. Как же, среди тысяч пациентов психиатрических клиник он искал таких, что считали бы себя одной личностью («в Мичигане не нашлось Наполеонов и Цезарей, как и Хрущевых с Эйзенхауэрами, зато мы обнаружили одного Тома Микса, одного Бога женского пола и одну Золушку»). Он нашёл троих. Первый — спившийся фермер, второй — непризнанный гений, которого суровый отец почему-то назвал Жозефиной, третий — воспитанный психически больной матерью ветеран Второй Мировой. Они же: Клайд Бенсон (Иисус Христос, Святой Дух и сам Господь Всемогущий), Джозеф Кессел (князь, Бог и судия), Леон Габор (Царь; Иудейский, конечно). У всех троих диагностирована параноидная шизофрения. Их знакомят, и на протяжении последующих двух лет троим Иисусам приходится ежедневно проводить несколько часов в компании друг друга.

Написанная в результате книга могла бы быть крайне горькой, если бы не Леон Габор.
Или же она могла быть весьма забавной, если б не Леон Габор.
Младший «Иисус» под пером автора книги — изначально персонаж, склонный троллить двух других заявлениями вроде «нет, ребята, всё не так», «вернитесь к реальности», «это вы так думаете», «твой приёмный отец барракуда, а мой — белый голубь». Он боится женщин, боится проявлений мужественности, цитирует Фрейда, называет себя Богом и «слабейшим существом на земле», он слагает теории, от которых разболелась бы голова у Роберта Антона Уилсона. Ограничься доктор вознёй с двумя другими, пожилыми Иисусами, читатели обсуждали бы, плоха его книга или хороша. Из-за Леона они спорят, этична она или неэтична.

«Может, Леон был настоящим Иисусом?» (аноним в комментариях к статье о Трёх Иисусах)
«Заткнись, сука!» — кричит Клайд. Леон отвечает: «Сэр, я не сука. Я агнец Божий». (гл. V)

У меня не сложилось впечатления, что эксперимент был и впрямь таким бесчеловечным и зловатым, каким его сейчас признают многие. Конечно, писать Леону письма от имени выдуманных им же персонажей, провоцировать его присутствием привлекательной ассистентки и еще десятком способов — это цинично, в таком-то деликатном деле, но на дворе 60-е, и в ходу разные эксперименты — доктор Рокич свободно перемежает отчёты о Трёх Иисусах отчётами о собственном знакомстве с ЛСД. Сдаётся мне, он был хороший дядька, и не рассматривал своих подопечных как гигантских разумных устриц, которых можно так просто извлечь из их гигантских раковин; он наверняка в первые же дни догадался, что никто из троих так и не уступит божественную личность товарищам. Но решил двигаться дальше.

Диким эксперимент сделало то, что Леон быстро понял его суть. Он говорит Рокичу: «Если психологией пользуются для того, чтобы тревожить людей, то это как-то не очень похоже на психологию. Вы не помогаете людям. Вы заставляете их нервничать». Он также употребляет такие выражения как «промывание мозгов» и «пытка». Рокич в предисловии объясняет на примере случая с двумя Девами Мариями (!), как проявленная уступчивость может помочь пациенту вылечиться. Но у его пациентов оказалась железная воля. Впрочем, доктору было чем гордиться в собственной биографии помимо того факта, что один из его подопечных перестал называться Богом и объявил себя Добродетельным Дерьмом. Эксперимент и правда вышел с гнильцой. А книга — хороша.
(На обложке - вот это фото)

Ветка комментариев


Да, я тоже его вижу. Женщина, она же Христос, образована двумя деревьями слева, в полный рост.


Увидел.