Больше рецензий

3 августа 2020 г. 07:49

2K

5 Орфей - Эвридике ( цветаевский мотив)

1 часть ( для узкого круга друзей)

Представьте себе литературный ад: в одиночестве одной комнаты сошлись гг Палаты №6 Чехова, Чёрный человек Есенина, Отец Сергий Толстого и Свидригайлов из ПиН Достоевского.
Хорошая компания, не правда ли?
Комната темна и тепла, как теплота в ладошке у ребёнка, что-то поймавшего в траве и не решающегося открыть её: зелёная травка виднеется, листик, усик чей-то, ножка и крылышко сизое.
Окажешься в такой комнате ( а рассказа на это и рассчитан), и слышишь эти шаги-разговоры во тьме, и боишься шевельнуться: только бы не заметили!
Но тут наша совесть что-то случайно роняет на пол. На меня оборачиваются голоса..

Это один из самых страшных рассказов Акутагавы.
Чем он страшен? В нём нет чудовищ, но есть чудовищность жизни ( у меня есть хороший друг, который не верит в чудовищ, но однажды он взял меня за руку и привёл.. в их логово), которая может нежданно приблизиться к нам своим искажённым и тёмным лицом, и мы в ужасе узнаем в этом лице — себя, узнаем не сразу, какое-то время мы будем считать это чудовищем, словно в отражённом вечере окне, где сквозь нас и нами прозрачно накренился грозный пейзаж войны за нашими плечами или иная катастрофа и ужас.

В воздухе колосится февральский снег. Подхожу к тёмному окну, словно к чёрной глади пруда, наклоняюсь, и вижу не чудовище, а.. себя.
Вижу свою душу и мерзкие сумерки в ней далеко, во все концы света, как сказал бы Гоголь.
Ничего больше не заслоняет этой бездной во мне от звёздной бездны надо мной, так ужасавшей Паскаля.
Душа лишилась своей голубой и нежной атмосферы с кроткими облаками искусства, любви и семьи, защищавших ранее её от от звёздного ужаса, со всей яростью навалившейся теперь на душу, пронзая её бездну до самого дна.
А есть ли это дно?

Говорят, что лишь в падении, крылья цветут и расправляются как никогда.
В падении в самый тёмный разврат, любовь, отчаяние и сомнение, тем они и искушают человека, ангела, бога, что в падении они на миг чувствуют себя целиком, мыслят себя со всех сторон, разом.
Быть может, именно в падении ангела, бога ли.. впервые в мире родилась мучительная мысль о человеке?
Падающее на заре в ночь крыло ангела похоже на залиловевшую сакуру…
И кто выдумал все эти лживые крылья ангелов за спиной, с маниакальным усердием Доктора Моро, пересаженные на картинах Возрождения несчастным людям от… ещё более несчастных куропаток, уток, лебедей?
Вот живёт семья, за её плечами, нежные и хрупкие декорации общественного счастья, достатка: хороший дом, работа, улыбки по утрам.
Но смогут ли эти крылья выдержать настоящее испытание, сорвавшись в бездну?
Как там у Блока? «Дома росли как желания». А у Акутагавы наоборот: дома падают от желания. Мир падает.

Человек, узнавший в себе чудовище, робко подходит к тёмному омуту окна: рябь тенистой листвы на поверхности колыбелит звёзды.
Если бы мы в этот миг взглянули на него взором ангела, то увидели бы как человек ( тело) подходит к тёмному пруду вместе с грустным и уставшим животным с добрыми глазами; как писала Андрей Платонов: душа человека — неприличное животное.
Быть может нужно признать чудовищность мира и естественное чудовище в нас? Просто не нужно противопоставлять его человеку, как это делает гг рассказа.
Чудовище, как милый и бездомный зверь ( ни земля, ни ад, ни рай — его не принимают), тоже, чуточку человек.
Цветаева писала Пастернаку: Ты получишь в руки, странное, грустное, дремучее, певучее чудовище, бьющееся из рук.

Ноги человека, синим языком, лижет вечерний прибой: это тоже чудовище, уставшее и бесприютное.
Тёмная душа человека участливо и робко протянулась мордочкой к синей волне.
Они родственны. Их не нужно бояться, чураться. 
Да, иной раз они могут убить человека, даже.. целую звезду, и не заметить этого: они живут по ту сторону жизни и смерти… они гостеприимны, страшно гостеприимны: гг рассказа приглашён к ним.. навсегда.

Человек заглянул в омут окна. Мир сладостно накренился за спиной: тёмный вес прохладной ночи за плечами; в окно капнула слеза… словно окно было внизу, а человек, вверху.
Разводной, улыбчивый круг светлого лица.
Грустный круг, похожий на раненую луну.
Вот пальцы отразились с правого края окна: похожи на уставшую, тростниковую траву возле пруда.
Как там у Паскаля? — Сердце человека перед звёздной бездной — мыслящий тростник.

Если смотреть на это глазами.. не совсем человека, а уставшего животного в нём — души, то мы увидим простёртое возле тёмного пруда, ангела без сознания: на его лице пробивается щетина: это пальчики шевелятся словно бы от порыва ветра..
Человек шёпотом произносит в отражённые звёзды и своё полупрозрачное, звериное лицо: я, убийца!

2 Часть ( песнь Леры — спойлер)

У каждого из нас есть свой чёрный человек, приходящий по ночам, читая нам «мерзкую книгу нашей жизни».
И если у Есенина это был мужчина, то у Акутагавы — женщина ( Акутагава экзистенциально развивает эту тему, описывая шизофрению чч, приходящего… к самому себе).
И что самое страшное, от этой женщины не убежишь, не запрёшься на железные двери: она чудесным образом пройдёт сквозь них.
Неужели она… призрак? А разве не призрачной была жизнь, дорогой мой герой рассказа?

Религия не так расслышала слова измученной и уставшей природы о «вечной жизни», как бы по детски мстя ей за что-то.
Природа.. улыбнулась на эту месть единственно возможным бытием после смерти: спиритуалистичностью нашей совести, в которой по ночам мерцают голоса замученных и убитых нами чувств и людей.
Этот мир населён убийцами, как сумасшедший дом — безумцами.
Все в нём убивают кого-то или что-то: бог — человека, человек — бога, другого человека, себя, нечто нежное в себе или в мире…
Просто не каждый сознаётся, что он убийца.

Меня тоже мучает сомнение и совесть: я столкнулся в своей жизни с мучительным выбором эвтаназии.
У Акутагавы проблема эвтаназии поднята на экзистенциальную высоту… мучающегося в бессильном мире, бога, и.. человека.
У меня была иначе. Но в то снежное утро для меня рушился мир, умирал бог и редкие люди на улице заносились февралём.
Я шёл в ветеринарную клинику, прижимая к груди своего умирающего кота, не сдерживая слёз.
Всю ночь пролежал с ним на полу, почти обнажённый, разговаривая с ним, прося у него прощения за вчерашнюю ссору, и не только ссору…

Внезапно ослепшим и притихшим, пригнувшимся к полу, словно что-то неумолимое давит на него в мире, он с трудом прыгнул ко мне по привычке на постель, и тёплым, влажным носиком ткнулся мне в лицо, ища защиты от обрушившегося на него безумия мира.
А я ничем не мог ему помочь. Я, с образованием ветеринара.
Вынести его мук я не мог. Не мог и убить его.
Если честно, был бы рад тогда, если бы кто-то убил мир и всё кончилось разом.

Акутагава бессознательно совмещает рассказ Толстого Отец Сергий и Чёрного человека Есенина: одна комната и два голоса в сумерках.
Огонёк свечи горит… в тёмном воздухе, нет-нет да вспыхнет ладонь незнакомца, тоже, похожая на дрожащее пламя свечи.
Впрочем.. ладони не было. Это моя фантазия.
Просто.. в этой комнате в далёкой Японии начала века, был и я.

Я видел на стене картину с изображением Ивовой Каннон — буддийской богини милосердия.
В конце рассказа, пламя свечи вздрогнуло, и как бы приподнялось на цыпочки, вытянув и выгнув грудь на вдохе — так делают люди в муке отчаяния -, и закрыла лицо ладонями, с веточкой ивы меж пальцев.
Впрочем, мне это тоже могло показаться, и это вздрогнула ладонь незнакомца во тьме.

Жил в Японии известный знаток этики.
Читал лекции в разных городах: многие к нему прислушивались как к святому отшельнику.
Его размеренную жизнь, исполненную мудростью веков, не нарушали сомнения..
И вот, в один из вечеров, к нему в дом вошёл незнакомец, его почитатель, и рассказал историю своей жизни.. своего ада.
И размеренная жизнь просветлённого человека, так талантливо прятавшегося от звёздного ужаса за умными книгами и мыслями мёртвых людей, рухнула: как от землетрясения, рухнула мудрость веков, само время остановилось и его не стало.

Голос во тьме рассказал историю одного чудовищного землетрясения, разрушившего его жизнь.
Акутагава описал не чудовищное землетрясение в Японии 1923 г ( что ужасно, рассказ возможно основывается на реальный случай), но безумный в своём трагизме случай эвтаназии в аду, бывшего миг назад — раем.

Жила молодая семья. Муж  и жена. Радовались жизни, разумеется, были маленькие ссоры, куда же без них.
В этом смысле даже маленькая ссоры может быть адом, если человека вдруг не станет, и целый мир, настоящее, прошлое и грядущее, как бы повиснут на этой колючей проволоке созвездий и ссоры, мимолётной разлуки души.
Происходит землетрясение. Рушится дом, погребая под собой жену.
Мужчина, как неприкаянная и бесприютная в мире душа, мечется по руинам природы.. ищу свою любимую.
Тихий голос среди руин и сумерков жизни, пробивается к свету надломленным цветком.

Акутагава переносит стихию природы на стихию души, страстных чувств, после которых порою дом ходит ходуном, как при землетрясении и падают с полок, стола — посуда.
Стихии равноправно и страшно сближаются в какой-то спиритуалистической психосоматике: человек, тёмное движение его онемевших в природе крыльев, простираются дальше его плоти, не так ли?
Знакомо ли вам это чувство, когда в гневе и страсти, выходя из себя ( вот уж меткое и инфернальное понятие: куда выходим? есть вне нас то, что нас темно подхватит, словно бы узнав что-то древнее?), мы говорим порою себе и любимым страшные, жестокие слова?
Боимся ли мы, что они внезапно сбудутся?
Понимаем ли мы, что природа тайно участвует в нашей любви и гневе?
Представьте себе, что ваша самая порочная или жестокая мысль, вдруг овеществилась в виде некоего зверя или тёмного жеста природы, словно в кошмарном сне, при людях, ваших друзьях, с улыбочкой ласкаясь к вам, ходя возле них?
Было бы вам стыдно и страшно?
Как хочется в ссоре, беззвучно и нежно, как во сне, выломать дверь ( она замерла за спиной, накренившись в воздухе раненым крылом), подбежать к затихшей в слезах на постели любимой, склонится над ней и обнять… а за плечами и окном, как тёмные крылья уже сгущаются грозовые тучи.

Итак, муж бросается на колени, обнимая жену на руинах рушащегося мира: так душа обнимает своё тело после смерти.
Всё самое страшное вроде бы уже позади: небо так близко и ясно, словно ничего и не произошло. Ласково трепещет листва.
Но как раз в это время начинается ад. Жизнь начинается, вскрывая в людях бездны, полоснув по телам их и прошлому — острым крылом: ангел мечется по руинам мира, взявшись за голову.
\Женщину невозможно вытащить из под обломков ( дивный и страшный символ быта женщины в прошлом: бытие превратилось в быт, и бытие бунтует).
Как это безумно и страшно: ещё утром, женщина, возможно, ласково прикасалась к этой стене, улыбаясь, смотрела на небо, мечтала о чём-то.. и теперь эта стена — затмило небо и целый мир, придавив её к земле.

Ад разгорается. Дом разгорается ( питаясь адом прошлого отношений мужчины и женщины), и огонь подступает к несчастной женщине, словно зверь, ласково так, алым язычком робко лижет ей ноги…
На это невозможно смотреть. Читать это — больно!
Это похоже на самый страшный и самый верный, забытый апокриф мифа об Орфее и Эвридике: землетрясение в пещере и.. обернувшийся Орфей, и его сомнение в жизни, ощущении себя и любимой ещё когда они были так близки к свету от выхода из пещеры.

Чтобы вы сделали на месте этого… несчастно ангела, мужа?
Голос во тьме погас. Знаток этики обратил внимание, что у говорящего нет на руке мизинца.
Палец, похожий на лучик… просто что-то заслонило  этот луч у основания и поток света погас.
Так и человек может погаснуть. Мир может погаснуть…
Смех в темноте.. с достоевщинкой.
В глазах незнакомца что-то безумное, грустное: щетина на лице, похожая на осеннюю траву возле пруда.
Окно зарастает солнцем и утренним ветром.
После прочтения рассказа страшно молчать.
Ещё более страшно сознавать своё одиночество в комнате.
Хочется произнести вслух что-то сокровенное, страшное, что я скрывал от друзей и даже себя: я — убийца, чудовище!

Ибо в призрачном доме
Сем — призрак ты, сущий, а явь —
Я, мертвая… Что же скажу тебе, кроме:
— «Ты это забудь и оставь!»

Ведь не растревожишь же! Не повлекуся!
Ни рук ведь! Ни уст, чтоб припасть
Устами! — С бессмертья змеиным укусом
Кончается женская страсть.

Уплочено же — вспомяни мои крики! —
За этот последний простор.
Не надо Орфею сходить к Эвридике
И братьям тревожить сестер.

Марина Цветаева

картинка laonov
Герберт Джеймс Дрейпер - Орфей и Эвридика

Комментарии


В конце рассказа, пламя свечи вздрогнуло, и как бы приподнялось на цыпочки, вытянув и выгнув грудь на вдохе — так делают люди в муке отчаяния -, и закрыла лицо ладонями, с веточкой ивы меж пальцев.


Саша, красиво. Еще мы так закрываем лицо в минуты глубокого стыда или горя... Может быть в эти минуты к нам подступает отчаяние, мы точно рядом с ним.

Я шёл в ветеринарную клинику, прижимая к груди своего умирающего кота, не сдерживая слёз.


О сколько я проплакала над своими кошачьими. Кота спасти не удалось. А с кошечкой своей я неделю спала и ходила, нося ее на своем животе, как ребенка, до и после операции.

Боимся ли мы, что они внезапно сбудутся?


Боюсь. Ужасно боюсь.

Ноги человека, синим языком, лижет вечерний прибой: это тоже чудовище, уставшее и бесприютное.
Тёмная душа человека участливо и робко протянулась мордочкой к синей волне.


Чудовище... моя любимая сказка - "Аленький цветочек", не путать с "Красавицей и чудовищем" и не потому, что я славянофил))) (я не славянофилка как Аксаков))) У меня эти сказки о разном совсем. Если грубо, то о внутреннем чудовище и внешнем.

Чудовище, как милый и бездомный зверь ( ни земля, ни ад, ни рай — его не принимают), тоже, чуточку человек.
Цветаева писала Пастернаку: Ты получишь в руки, странное, грустное, дремучее, певучее чудовище, бьющееся из рук.


Какие ты пронзительные строчки Цветаевой привел.

Окно зарастает солнцем и утренним ветром.


Как хорошо, а то я уже собиралась всем поведать, какое я чудовище. Но мое сумасшествие и отчаяние оставлю при себе.
Саш, спасибо за рецензию.) Она чудовищно прекрасна и/или страшно красива.)


Еще мы так закрываем лицо в минуты глубокого стыда или горя... Может быть в эти минуты к нам подступает отчаяние, мы точно рядом с ним.

Очень хорошо подметила, Вик, особенно если учесть, что это статуя богини милосердия.

А с кошечкой своей я неделю спала и ходила, нося ее на своем животе, как ребенка, до и после операции.

Очень тронуло... ты молодец. Наверно много тебе тогда пришлось пережить. И ты сделала всё что могла.

Чудовище... моя любимая сказка - "Аленький цветочек", не путать с "Красавицей и чудовищем" и не потому, что я славянофил)))

Обожаю эту сказку, Вик! И как ты к месту её вспомнила!!
Но особо я обожаю мультик)
Особенно то место где сёстры часы перевели.. сильнейшее место! В детстве - пронзало до слёз в горле!

Вика, большое тебе спасибо за внимание и чудесный комментарий)


На месте этого не ангела, а человека, мужа, я бы не жалела о том, что сделала. И закрыла бы дверь перед ЧЧ, поставив зеркало, чтобы он сам с собой говорил, а меня не трогал. А ты бы что сделал?

Акутагава явно что-то имел конкретное в виду, забирая у рассказчика палец. С чего ты взял, что мизинец, кстати? Везде лишь палец на левой руке упоминался.

А ещё, тут какая-то выставка ЧЧ. Как с Кощеем Бессмертным и его смертью в утке, зайце и так далее. Так и тут с ЧЧ.

Если разложить по полочкам. Или попробовать — рассказчик просто убил себя в том происшествии, потому что показал слабость, а не силу. Вот и задыхается в чувстве вины. Можно, конечно, домысливать: эти двое - один человек, эти двое — сон третьего, рассказчик умер и попал в ад... но вот.

Благодарю за рецензию.)


На месте этого не ангела, а человека, мужа, я бы не жалела о том, что сделала. И закрыла бы дверь перед ЧЧ, поставив зеркало, чтобы он сам с собой говорил, а меня не трогал. А ты бы что сделал?

Смотри, Надик, эта ситуация с его выбором - это лишь пенка его муки.
Землетрясение в жизни супругов случилось раньше. Вот что мучило его.
Давай быть честными. Если бы мы с тобой были на войне и тебя жестоко и смертельно ранило, и ты бы из последних сил сказала убить тебя, я бы выполнил твою просьбу.
Переживал бы я после этого? Да. Но тут и тональность была бы иной. Больше переживал бы что завёл тебя на эту войну и не уберёг.

Акутагава явно что-то имел конкретное в виду, забирая у рассказчика палец. С чего ты взял, что мизинец, кстати? Везде лишь палец на левой руке упоминался.

В повести Толстого Отец Сергий гг тоже отрубает себе мизинец, но чтобы бороться с искушением.
А вообще отрубание пальца, мизинца в частности, это древний обычай у разных народов.
У японцев вроде он ещё и до Якудзы был: отрубался палец как символ жертвы за некий проступок.
Кровь к крови. На ментальном уровне это Орфеический символ: убить в себе часть телесную и сойти в ад за любимой.

Или попробовать — рассказчик просто убил себя в том происшествии, потому что показал слабость, а не силу. Вот и задыхается в чувстве вины. Можно, конечно, домысливать: эти двое - один человек, эти двое — сон третьего, рассказчик умер и попал в ад... но вот.

Ты права. Именно слабость.. но и вина за его прошлое.
Тут такие спирали вины...
Ох как ты завернула про сны, смерть и ад)

Спасибо за внимание, Надюш)


Землетрясение в жизни супругов случилось раньше. Вот что мучило его.

Не так увидела происходящее в этом рассказе.
То, что он её не любил — очевидно. Вот ведь землетрясение, ведь так мало и было, и есть пар, где любви нет!)
Она не просила его убить её. А насчёт не уберег... да, плюс тут было как бы убийство во благо, а оказалось, что, может, и вовсе не во благо.

А вообще отрубание пальца, мизинца в частности, это древний обычай у разных народов.

Ты с чего взял, что речь о мизинце? Ответа на этот вопрос я что-то не вижу.
Толстого не читала. К чему ты о нем?
Жертва за проступок — ну, да, очевидное самое. И, кажется, логичное. Недохаракири.

Мне ещё начало новеллы напомнило по атмосфере "Падение дома Ашеров".


Она не просила его убить её.

Вот, да, тут вообще подполье рассказа. А я пропустил всё это и в другое подполье, Орфеево, провалился)
Там на полутонах взглядов и чувств её и его очень много построено, и на молчании обоюдоостром, и прошлом, что смотрело как свидетель на них и ребёнок, и как он.. ранясь о её взор, шёл к ней, как бы расщепляясь, желая ей и добра и в прошлое как бы шёл а его уже нет, и не было времени на самые важные слова и он струсил их произнести, и она не знала что у него на душе, вот что ужасно.

Ты с чего взял, что речь о мизинце? Ответа на этот вопрос я что-то не вижу.

О боже, Надя! Я уже не рад что про этот мизинец написал!)
Ну вижу я так, мизинец этот!
Кстати, мизинец в Японии вроде семейный знак, в том смысле что сцепляя мизинцы, родные люди дают клятву ( и у нас это есть).
Может он так хотел.. от жены-призрака забыться? Но понял, что не смог.
Кроме того, у самураев отсекался мизинец, чтобы они катаной владели лишь в оборонительном смысле: жизнь ушла в защиту и сомнение. Что плохо.

Про Ашеров, кстати, да. Молодец)
Не подумал об этом.


и не было времени на самые важные слова и он струсил их произнести, и она не знала что у него на душе, вот что ужасно.

Это на какие?) Что за важные слова, по-твоему, он ей не сказал? Там что-то о его чувствах к ней, да? Так вот, в такое я не поверю. Вся эта вина — она не перед ней, а перед ним самим — тем, что он есть на самом деле, и тем, что он о себе сам думал. Грубо говоря, он понял, что он куда хуже, чем привык о себе думать.
А так. Он ведь говорил ей что-то перед самым её убийством. Просто неизвестно, что именно.
А провалился ты в свое подполье, как это всегда у тебя бывает.

О боже, Надя! Я уже не рад что про этот мизинец написал!)
Ну вижу я так, мизинец этот!

Так бы и сказал, что сам дорисовал мизинец.
Теорий о мизинце строй, сколько хочешь, в рассказе этого не было. Там недоговоренность, которая мне больше этой необоснованной уверенности нравится.


Там что-то о его чувствах к ней, да? Так вот, в такое я не поверю. Вся эта вина — она не перед ней, а перед ним самим — тем, что он есть на самом деле, и тем, что он о себе сам думал.

Так, мы сейчас с тобой таким темпом напишем новую рецензию, которую я только хотел написать)
Разумеется там не о чувствах к ней.
А как он мог ей сказать о себе, о ней в его прошлом, которое было пропитано ею?
Тут и весь трагизм: в такой ситуации уже поздно говорить о себе и времени нет, и прошлое, где они оба и она в нём, словно вода в бутылке, что скована льдом, разрывает эту бутылку - его разрывает: душа его разрывает плоть и становится больше тела: прошлое становится больше настоящего и будущего.
А вот то что Акутагава не сказал о чём он ей сказал - это очень тонко и важно. Все слова были бы не теми. Там что-то - между.

Там недоговоренность, которая мне больше этой необоснованной уверенности нравится.

Ох! Надя! Ну какая необоснованная уверенность) Брось.
Я просто предположил. Вот представь, пришли мы с тобой на выставку работ Сальвадора Дали.
Стоим возле картины.. а там смыслы и образы - мерцают, как облака по весне.
И я тебе робко говорю: а вот тут славно он, о пианино.
И ты: нет тут пианино!
Я: ну, могло бы быть.. славно было бы если могло бы, потому как
Ты: пошли в кино.
Ну предположил я так, про мизинец, Надик) Я не со зла же и не упираюсь за мизинец)


Так, мы сейчас с тобой таким темпом напишем новую рецензию, которую я только хотел написать)

Нет.

Я не со зла же и не упираюсь за мизинец)

Да, разумеется, я бы позвала смотреть кино, раз не соглашаюсь с тобой по поводу увиденного у потенциального Дали. И перечитай свои слова, "не упирающийся".
Брось упираться, что не упираешься. ;)


Мне что-то неловко стало от того, что я так плохо знаю Акутагаву Рюноскэ. Я, на самом деле, очень люблю экранизацию двух его рассказов - "В чаще" и "Ворота Расёмон". Ты смотрел этот старый японский фильм? Помню, читала Акутагаву года четыре назад, если не больше (в последний раз), и мне он чем-то напоминал Чехова, с рассказами которого у меня сложные... ну очень сложные отношения. С тех пор все хочу вернуться к А.Р., но отчего-то не могу себя заставить, я словно бы боюсь его. Возможно, оттого это, что японская жизнь, вся их эстетика, мне не близка, и я боюсь встретить ее у Акутагавы и не понять.

Я шёл в ветеринарную клинику, прижимая к груди своего умирающего кота, не сдерживая слёз.

Боже мой, зачем ты так? Вспомнила, как рыдала над своим котом, который выпал с шестого этажа на асфальт. До сих пор в дрожь от воспоминаний бросает. (((

Знакомо ли вам это чувство, когда в гневе и страсти, выходя из себя ( вот уж меткое и инфернальное понятие: куда выходим? есть вне нас то, что нас темно подхватит, словно бы узнав что-то древнее?), мы говорим порою себе и любимым страшные, жестокие слова?
Боимся ли мы, что они внезапно сбудутся?

Вот поэтому я ненавижу ругаться. )))


Да, смотрел "Ворота Росямон". За что спасибо тебе)
Кстати, в Сомнении был момент, где Акутагава вернулся к этому сильнейшему эпизоду.. но Куросава на нём особенный акцент сделал, волшебный просто в своей пронзительности.
Когда муж был привязан и сидел на траве и жена то приближалась к нему , то отдалялась, желая...
А тут как бы роли поменялись.
Ты права, с Чеховым у него и правда много общего.
Но много и от Достоевского и По и Гофмана, особенно у позднего Акутагавы.
Так что не бойся вновь вернуться к нему)

Спасибо, Даян)


Но много и от Достоевского и По и Гофмана, особенно у позднего Акутагавы.

По и Гофман - незакрытый гештальт просто. За По я никак не возьмусь, отчего-то постоянно переношу знакомство. А Гофмана, а именно "Житейские воззрения кота Мурра", так и не осилила. (((


Прочитала Сомнение, Акутагавы и твоё... Сильная и страшная вещь...

Это один из самых страшных рассказов Акутагавы.

Саш, "Муки ада" не менее жуткий рассказ, на мой взгляд.

И размеренная жизнь просветлённого человека, так талантливо прятавшегося от звёздного ужаса за умными книгами и мыслями мёртвых людей, рухнула: как от землетрясения, рухнула мудрость веков, само время остановилось и его не стало.

Очень хорошо сформулировал... за умными книгами всю жизнь не спрячешься от правды жизни.

Подхожу к тёмному окну, словно к чёрной глади пруда, наклоняюсь, и вижу не чудовище, а.. себя.

В каждом из нас где-то глубоко спит чудовище... у всех есть тёмная сторона ("коли черти в душе гнездились, значит ангелы жили в ней"). Другое дело, что многие не хотят даже признавать её подспудное присутствие. В этом смысле, главный герой новеллы, видимо, не безнадежен. Он способен на сомнения, он нашёл смелость признать себя убийцей. При всей неприязни, которую он у меня в целом вызвал, это надо признать. Он сам обрёк себя на муку вечного сомнения... да, на него повлиял услышанный обрывок разговора, но он мог его и не услышать, заставить себя забыть об этом, а он не забыл. Если бы внутреннее чудовище окончательно завладело им, он бы преспокойно женился бы на богатой девушке и т.д. Так мне кажется.

Акутагава переносит стихию природы на стихию души, страстных чувств, после которых порою дом ходит ходуном, как при землетрясении и падают с полок, стола — посуда.

Верно подметил... там у него двойное землетрясение...

Спасибо, Сашуль, за интересную и чуткую рецензию (заметила, ты первый написал об этом рассказе)!


Саш, "Муки ада" не менее жуткий рассказ, на мой взгляд.

Ты права, Ник. Это так сказать рассказы из одной ветви.
Хотел в названии это обыграть, но потом линия Орфея взяла своё.
Как вспомню об этом рассказе ( муках) и мурашки.. двойные: от лица дочери и художника.

В каждом из нас где-то глубоко спит чудовище... у всех есть тёмная сторона ("коли черти в душе гнездились, значит ангелы жили в ней").

С юности это одна из запавших в душу строчек Есенина)
Да, тёмная сторона есть у каждого, Ник, но мы толком не знаем что с ней делать.
Да, легче всего на замок её запереть в тёмный подвал и делать вид что всё хорошо.
Ещё хуже, когда человек пытается мстить и глумиться над этим "чудовищем", пытаться его убить: это как травить раненого зверя. Ужасно.
А есть и ещё: когда другие... пытаются запереть этого зверя в подвале тёмном.. вместе с тобой.

В этом смысле, главный герой новеллы, видимо, не безнадежен. Он способен на сомнения, он нашёл смелость признать себя убийцей. При всей неприязни, которую он у меня в целом вызвал, это надо признать.

Всё верно, Ник. Сам обрёл.. и неприязнь. И сам он сознаёт к себе эту неприязнь себя же и.. кажется, что ему нужна неприязнь к себе других, как дрова.
Достоевщинка уже.

Если бы внутреннее чудовище окончательно завладело им, он бы преспокойно женился бы на богатой девушке и т.д. Так мне кажется.

Тоже верно. тут какой-то.. лимб нравственный.
Он застрял между мирами. И не было рядом друга, который бы помог ему.

Никуш, тебе большое спасибо за такой чуткий коммент и чуткое ( тронула, очень) отношение к прочтению рецензии: рассказ прочитала...
И да, это первая рецензия на этот рассказ.
Что грустно. Он не менее сильный чем "Муки ада", но "муки" больше распиарены.
В этом смысле грустно всё это если обобщить. Как на жизнь простого человека, так и на писателей: у Платонова, Шелли, например, есть произведения дивной красоты и силы, но о них почти никто не знает.


С интересом прочитала рецензию. Спасибо, Саша! )

В нём нет чудовищ, но есть чудовищность жизни ( у меня есть хороший друг, который не верит в чудовищ, но однажды он взял меня за руку и привёл.. в их логово)

Ох, этот своеобразный эпиграф-посвящение у Кизи просто потрясающий! И различные его вариации выглядят очень даже симпатично! А я "ёжика в тумане" делала его героем.)

Душа лишилась своей голубой и нежной атмосферы с кроткими облаками искусства, любви и семьи, защищавших ранее её от от звёздного ужаса, со всей яростью навалившейся теперь на душу, пронзая её бездну до самого дна.
А есть ли это дно?

Возможно, дна нет не только у души, но и у окружающей её реальности. А отсутствие дна - это и есть то единственное, на что душа может опереться…

Акутагава переносит стихию природы на стихию души, страстных чувств, после которых порою дом ходит ходуном, как при землетрясении и падают с полок, стола — посуда.

Более того, землетрясение – это ведь и есть утрата почвы под ногами. В реальности тоже нет ничего постоянного, всё пребывает в движении и обречено на угасание. А душа хоть и падает сквозь пустоту без парашюта, но это не так страшно, когда твёрдой земли внизу тоже нет...


Возможно, дна нет не только у души, но и у окружающей её реальности. А отсутствие дна - это и есть то единственное, на что душа может опереться…

Очень верные слова! Интересно, у кого не стало дна первым?) У реальности и душа грустно последовала за ней, или у души?
Во всяком случае, если опираться на отсутствие дна, то это чуточку - полёт в бездну)
Значит, должны быть крылья.

А душа хоть и падает сквозь пустоту без парашюта, но это не так страшно, когда твёрдой земли внизу тоже нет...

Просто понравилось)

Людмила, большое вам спасибо за внимание и... простите меня) Мои немногочисленные друзья чуточку привыкли к гумилёвско-жирафовым размерам моих рецензий и их странноватым содержанием и моим диалогом в тумане с текстом ( привет ёжику, да)...
Ещё раз вам спасибо и чудесного вам дня)