Больше рецензий

mega_hedgehog

Эксперт

Эксперт высказывания непопулярных мнений

2 августа 2020 г. 13:33

402

4

Познакомьтесь с Натаном — у него бе ды с ба шкой серьезные проблемы со здоровьем, он приближается к почтенному возрасту и решает дожить печальный остаток дней своих в Бруклине, наблюдая за окружающими людьми и черкая анекдоты из жизни в собственную «Книгу человеческих глупостей». Потому что — в чем еще люди так преуспели, как не в сотворении глупостей?

Только его планы на доживание века своего идут насмарку, когда в одном из нью-йоркских книжных магазинов Натан встречает племянника Тома — ниточку, связывающую Натана с (довольно большой, надо сказать) семьей, с которой тот давно не общался.

Том — литературовед, он бросил аспирантуру, некоторое время заботился о своей экстравагантной сестре Рори, то появляющейся в его жизни, то исчезающей резко из нее, крутил баранку, пока не устроился работать в книжный.

Отныне будни Натана проходят в иронично-философских беседах с Томом и его начальником Гарри (зэком, искусствоведом-без-корочки, бисексуалом и кухонным софистом с бурным прошлым), но и этому предстоит скоро закончиться — когда на пороге Тома появится 12-летняя дочь той самой Рори, выскочившей замуж за религиозного фанатика и пропавшей с семейных радаров давно…

Честно говоря, приступая к чтению этой книги, я ожидала от нее совсем другого. Чего-то социально-драматичного и в духе «4321», приятно поразившего меня зимой, но на практике получила не это.

А получила теплую камерную историю, рассказанную в ироничном ключе, где весь Бруклин 2000-х (а действие разворачивается именно тогда) представляется некоей «большой деревней», где все (Натан, по крайней мере :)) друг друга знают.

Повествуя о человеческих глупостях — своих, и Гарри, и Тома, и Рори, и официантки, в которую Натан немного влюблен, и И.М. (прочитайте и сами узнаете, что кроется за этими буквами), — Натан не теряет оптимизма, и с губ его не сходит немного снисходительная, но теплая усмешка.

С моих тоже не сходила на протяжение всего чтения.

Ахтунг: здесь были-таки некоторые моменты, которые меня сильно покоробили. В частности, связанные с судьбой Рори: она весьма тяжелая, но обо всех ее тяготах рассказчик повествует все в том же легко-спокойном тоне, разбавляя это усмешками. Групповое изнасилование? Пленение собственным мужем-фанатиком? Ерунда, напишем об этом как бы между делом. Я не надеваю белый плащ морализатора, но в рамках книжного мира, написанного Остером, это все казалось преувеличенным и неуместным, хотелось сильно снизить градус либо иронии, либо ужасов, выпавших на долю Рори. Потому что воспринималось это так, будто и изнасилование, и религиозную секту вдруг вставили в один из романов Вудхауса или в серию «Как я встретил вашу маму».

«Бруклинские глупости» регулярно сравнивают с «4321»: пожалуй, это закономерно, ведь это единственные недавние романы Остера, вышедшие на русском языке, а все остальные его книги — «Книгу иллюзий», «Тимбукту», «Музыку случая», «Нью-йоркскую трилогию» и прочие — днем с огнем не сыщешь, т.к. издавались давно (в 00-10-х гг). У меня сложилось впечатление, что «4321» все же особняком (в хорошем смысле!) стоит в творчестве Остера, но я очень хочу теперь продолжать знакомство с ним. ((: