Больше рецензий

19 июля 2020 г. 18:40

43

5 Этот Вавилон вечен.

«Это – не триллер, а наша с вами действительность, изображенная без прикрас», - определяет свою книгу сам Пауло Коэльо. И бросается без прикрас изображать действительность.
Конечно, жертвами должны стать невинные овечки и в первую очередь португалка, потому что Коэльо говорит и пишет на португальском. Ну или почти невинные наркодилеры.
Конечно, на заглавную роль определён русский. Потому что это не бразильцы или португальцы вторглись с войной в Афганистан, а русские - чтобы убивать афганских крестьян, как определил Коэльо.
Конечно, выбившийся в предприниматели русский герой лучше всего умеет убивать. Вот его однозначная характеристика: «Игорь, русский миллионер, который убеждён, что обладает правом убивать. Ему уже приходилось убивать раньше – по приказу и с благословения своей страны». Да и кто ещё, кроме русских, может владеть приёмами самбо?!
Конечно, после коммунистического засилья, в чём уверен Коэльо, русский должен быть непременно верующим - таким, какие есть русские богачи, на всякий случай замаливающие свои грехи у Господа: «Игорь, ревностно верующий, дал обет в одной московской церкви,.. был вполне убеждён, что всё это – не более чем выдумки священников. Тем не менее... дал обет: заказать у знаменитого иконописца, живущего в монастыре под Новосибирском, образ в золотом окладе».
Коэльо пространно описывает действительность, даже не подозревая, что она на самом деле в сто раз хуже - в его же описании - чем такая страшная приверженность русских коммунистическим идеалам.
И хотя все мы уже давным-давно знаем о привнесённой и в нашу страну действительности, поначалу книга не лишена экспрессии, информативности и занимательности. Но мало-помалу Коэльо затягивает своё повествование всяческими (видимо, одному ему интересными) подробностями, включая занудство и назидательность, с высоты своего писательского опыта видя в нас, читателях, только «коллективное бессознательное».
Будучи добросовестным читателем, изучаю каждую страницу и терплю ненужные банальности про непременное участие в судьбе всё понимающего и только одного способного помочь психолога, про ничем не примечательное знакомство Игоря с Евой, про всем известное искушение Иисуса дьяволом, про «всего лишь второго мужчину в жизни» («Кто у нас не первый, тот у нас второй» - пела Аллегрова).
Как это «ново», когда она видит: «Муж её, по расхожему выражению, был женат на собственной работе и едва ли заметил бы, что её нет рядом», - и она бросается на шею ближневосточному богачу, видимо потому, что кроме всепоглощающей работы он несколько раз в году посещает на кладбище своего уважаемого почившего отца.
Кажется несравненным благом преподнесение нам Конан Дойлом дедуктивного метода Шерлока Холмса, когда на нас обрушиваются мечтающие о Париже провинциальные полицейские сыщики (инспектор или комиссар) с разглагольствованиями о серийном убийце.
Кого ещё забыл упомянуть? Дебютантку модель Жасмин, подписавшую «умопомрачительный контракт с Хамидом Хусейном». Начинающую актрису Габриэлу - Лизу Уиннер, знающую, «как получить от мужчины то, что нужно ей. В этом случае самой верной отмычкой должно послужить тщеславие».
Читая о конверте «Тебе» в руках Игоря, вспомним не меньше десятка книг, где упоминается или используется в названии «Этот сладкий (горький) миндальный запах».
Вспомним цитату, прописанную в начале этой книги : «Давно канули в прошлое те времена, когда все помнили, кому досталась «Золотая пальмовая ветвь». А сейчас, если спросить, кто стал лауреатом в прошлом году, с ответом затруднятся даже те, кто был на фестивале».
Однако Канны (Новый Вавилон) не начали и не начнут умирать, вопреки планам героя. «В России он владеет одной из крупнейших кампаний сотовой связи. Это в тысячу раз важнее тяжелого машиностроения».