Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

18 июля 2020 г. 09:55

870

4 «Жизнь такова, какова она есть и больше - никакова!» (Владимир Костров)

Вот так просто – «Жизнь» - назвал свой роман Мопассан. И чуется мне в таком названии 2 смысловых слоя или 2 уровня. Жизнь – название очень простое, буквальное, конкретное – вот вам описание конкретной жизни одного человека. Вот вам женщина и что у неё вышло с её жизнью. И второй уровень – обобщающий, высокий или глубинный – вот такая она, жизнь, не так просто с ней справиться, как это кажется в юности, не так просто найти в ней, на что опереться.

И вроде есть у тебя все прекрасные исходные данные - обеспеченная семья, поместье, прекрасный большой дом, средства, благодаря которым не надо экономить, добрые родители, доброе сердце, ум и чувства, которые ты готова проявить в своей жизни. Но всё равно жизнь оказывается такова, что ломает тебя, сгибает, превращает в нечто рыхлое и не на что опереться, всё, что у тебя было, одно за другим, всё поглощает огромное разочарование.

Хочешь опереться на любовь – любимый муж очень быстро охладевает и оказывается мелочен и груб. Хочешь опереться на отца – но он слабохарактерен и сам давно уже пустил жизнь на самотёк. Хочешь опереться на светлую память матери – но она оказывается далеко не идеал. Хочешь опереться на верную слугу-подругу, но она втихую предаёт тебя. Хочешь опереться на любовь к сыну, на его сыновнюю любовь, но он убегает от тебя и нагло разоряет. Хочешь опереться на религию – но она оборачивается бессмысленной жестокостью и безжизненным ханжеством. Про светскую дружбу и говорить нечего – это пустота. Вот так жизнь Жанны и пролетела – быстро и мимо.

Но такая она штука, эта Жизнь, она как стихия, когда ты доходишь до крайней точки, она вдруг даёт ещё один шанс обрести опору, утешение, смысл. У немолодой и такой слабосильной Жанны появляется маленькая внучка – сумеет ли Жанна переосмыслить свою жизнь и найти в себе силы изменить себя?

Мопассан – писатель от земли, от грубой природы, которая уводит в экзистенциализм. И потому у него, наверное, крестьянка Розали (так же, как персонажи из простонародья в других произведениях) не ищут счастья, не раздумывают над моралью, живут просто, по чернозёмному, и они оказываются более жизнеспособны, чем аристократия, буржуа, светские люди и прочие утончённые натуры.

Прочитано в рамках совместных чтений клуба "Читаем классику вместе".

Комментарии


У немолодой и такой слабосильной Жанны появляется маленькая внучка – сумеет ли Жанна переосмыслить свою жизнь и найти в себе силы изменить себя?

Вот очень хочется верить, что с помощью служанки у Жанны это может получиться. Хоть синдром навязчивых повторений и имеет огромную силу, но будем надеяться, что с внучкой героиня не наступит на те же самые грабли, как было с сыном.

А ведь на момент рождения внучки Жанне, если я не ошибаюсь, было чуть больше 40 лет. В наше время в этом прекрасном возрасте ЖИЗНЬ только начинается! Пусть же она начнётся и у героини!

Спасибо за рецензию, Ольга! )


Я тоже верю, что у неё может получиться. Розали не даст впадать в крайности. Раньше она была подневольной, зависимой от их семьи, теперь жизнь в какой-то степени их с Жанной уравняла (по крайней мере, в материальном положении, в быту) и Жанна, глядя на неё, может постичь опыт "принятия" другого человека. Она уже начала это делать. Всё-таки раньше Жанна была сосредоточена в основном на себе и своём эгоцентризме.
Да, конечно, "немолодая" Жанна - это относительно того времени, 19-го века)) ну и сама она себя так чувствовала, немолодой. Я тоже ЗА то, чтобы молодость её продлилась, новая жизнь началась!
Очень не хочется, чтобы из неё вышла этакая Люси из кронинских "Три любви"
Спасибо Вам, Людмила, за внимание и отзыв! :)


Рецензия как таковая, вся целиком очень хороша и справедлива. Я не понял только одного предложения. Цитирую: ''Хочешь опереться на религию – но она оборачивается бессмысленной жестокостью и безжизненным ханжеством.'' Как это религия может таковым обернуться? Обрядоверие и душевная ленность в размышлении над трудными вопросами веры, поверхностность могут обернуться бессмысленной жестокостью и безжизненным ханжеством, а как вот этим самым может обернуться религия?


Может быть, я не совсем правильно выразилась. Но это я имела в виду не вообще, а только в контексте книги, описывающей жизнь Жанны. Жанна, испытав глубокие разочарования в семейной жизни и не особо увлекаясь жизнью светской, решила найти утешение в религии и стала часто посещать церковь, но скоро и тут её постигло разочарование. Там есть сцена жестокости, проявленной священником и священнослужители изображены ханжами и сухарями. Впрочем, известно, что Мопассан не жаловал церковь и церковников, среди его персонажей их нет в положительном смысле. Наверное, мне надо было сформулировать по-другому, не про религию, а про церковь. У Мопассана Жанна, столкнувшись с жестокостью и ханжеством церковников, отвернулась и от церкви и от религии.


Тут получается так - накидываться надо было на Мопассана, а я накинулся на Вас, зануда такой. :)
Тогда очень интересная и тяжёлая тема поднимается - священнослужители, недостойные веры, священнослужители от веры отвращающие. Да, тут у любого писателя будут огромнейшие трудности: как не впадая в антирелигиозное критиканство, подняться до высот метафизической, религиозно- философской критики...
Спасибо Вам за указание сверхинтересного автора и сверхинтересной темы.


Ну что Вы, вовсе Вы на меня не "накинулись"! ) Наоборот, спасибо Вам, интересно было ещё раз подумать. А Мопассан и вправду очень интересный автор, я даже удивилась, когда читала его сейчас после многих лет первого чтения ещё в школе. Очень своеобразный.