Больше рецензий

17 июля 2020 г. 12:21

3K

5 Искусство жить, или Се ля ви!

Человеческую жизнь можно понимать и интерпретировать как искусство – искусство жить, искусство любить, искусство быть и творить. И сама жизнь – важнейшее и сложнейшее из всех практикуемых людьми искусств, в котором человек одновременно становится и творцом, и предметом своего творения. Основным индикатором умения жить является счастье и благополучие личности, как результат собственной внутренней плодотворности. А способность любить выступает мерой продвижения человека в своём духовно-нравственном развитии.

картинка Ludmila888

Главная героиня романа Жанна – романтичная и мечтательная натура, живущая исключительно чувствами. Родители очень любили свою единственную дочь и желали для неё всего наилучшего, но это не помешало им совершить досадные промахи в её воспитании. Отец придумал целый план развития девочки, желая сделать её счастливой, доброй, прямодушной и нежной. По его настоянию, несмотря на слёзы матери, в 12 лет она была отдана в монастырь, где держалась в строгом заключении и полном неведении дел мирских.

Проведя 5 лет в монастыре, Жанна сохранила не только невинность, но и наивность. Возвратившись домой, она была далека от сложностей реальности и пребывала в иллюзиях, которые, к сожалению, не являются прочным основанием для подлинной жизни. И 17-летнюю девушку, открытую миру и мечтающую о романтической любви, практически сразу выдают замуж за человека, ищущего себе выгодную партию и нуждающегося в деньгах её семьи. Неужели для такого жениха готовили родители свою кровиночку? И зачем же было так спешить со свадьбой? Влюблённость Жанны в мужа так и не переросла в любовь, ведь своими постоянными изменами он поставил жирную точку в их близких отношениях. Молодая женщина начала ощущать пустоту, а также растущее презрение, всё большее отвращение и пренебрежение к людям.

Покончив с любовью эротической, Жанна пытается реализовать себя в любви материнской. Но и эту женскую роль она полностью провалила, продемонстрировав эгоистические и нарциссические искажения своей способности любить. Осуждая других за супружескую неверность, Жанна искалечила своего сына Поля, не дав ребёнку должного образования и превратив его в психологического инвалида, что гораздо страшнее любой другой измены.

С одной стороны, Жанну, безусловно, очень жаль. Но с другой – жаль и её сына, за воспитание которого в ответе, прежде всего, именно мать. Своей извращённой любовью героиня и себе добавила страданий, и испортила ребёнка, вырастив из него невежественного бездельника. Конечно, она не ведала, что творила. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Ведь из-за ошибок и заблуждений матери Поль не сумел стать счастливым и свободным человеком.

В любви матери к мальчику прослеживаются серьёзные изъяны, связанные с проецированием собственных проблем этой женщины на жизнь ребёнка. Чувство к нему героини было собственническим: он должен принадлежать только ей одной и навсегда оставаться лишь её сыном. Иногда Жанна честолюбиво мечтала, чтобы Поль прославился на весь мир, стал великим, знаменитым, могущественным. Но в 15 лет сын по умственному развитию оставался невежественным и пустым мальчиком, так как мать считала, что знания ему не нужны. Даже отец Жанны верно заметил и с негодованием высказал дочери, что она нарушает права ребёнка, распоряжаясь его жизнью, и поступает низко и почти преступно, жертвуя сыном во имя своего личного счастья. Мать собственноручно препятствовала взрослению ребёнка и культивировала его беспомощность, так как не желала естественного отделения сына от неё, необходимого ему для успешного постижения искусства жить.

Выросшего сына Жанна продолжала считать своей собственностью, испытывая дикую, неукротимую ненависть и ревность к его возлюбленной, укравшей у неё Поля. Более того, она вдруг поняла, что предпочла бы лишиться сына, чем делить его с другой. Так что истинной и безусловной материнской любовью тут и не пахнет, а вот запах скрытого нарциссизма очень даже чувствуется... Когда же невестка умирала от родов, сердце Жанны переполняла глубокая и вероломная радость, которой она страстно наслаждалась.

Безмерно радуясь смерти любимой женщины своего сына, героиня с жадностью вцепляется в ещё одну потенциальную жертву – новорожденную внучку, чтобы придушить её своей патологической любовью. Вся надежда лишь на то, что мудрая служанка не позволит Жанне испортить жизнь и этому ребёнку. Ведь совсем не случайно же в финале романа именно в уста служанки Мопассан вложил заключительные слова о «бесхитростной правде» жизни, подводящие итог всему происходящему: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают». (Кстати, в первоначальном издании роман имел эпиграф - «Бесхитростная правда», но по неизвестным причинам в последующих переизданиях он исчез.)


картинка Ludmila888

Многие люди не преуспели в искусстве жить и не знали счастья, но нет таких, кто бы никогда не страдал. Все мы делаем ошибки и потом расплачиваемся за них. И этот факт позволяет ощутить сочувствие к героине и найти утешение в проявлении человеческой солидарности. В конечном счёте, люди, возможно, не настолько виновны, как нам порой кажется, но и далеко не так невинны, как хотелось бы. Такова жизнь...

картинка Ludmila888

Благодарю Ольгу OlgaZadvornova за напоминание об этом романе,
прочитанном в клубе "Читаем классику вместе".

Ветка комментариев


Как-то в твоем изложении бедная Жанна выглядит настоящим монстром, виновной во всем, что с ней случилось. А ведь она ни в чем не виновата, главного виновника всего случившегося, главного монстра ломающего судьбы, Мопассан вынес в заголовок - это Жизнь. Все участники действа её дети и её жертвы.
Чтобы овладеть каким-либо искусством, нужно ему обучиться. А кто учил Жанну? Да и всех остальных - заложников судьбы. Пока еще не родился Фромм :) и учить их некому. Хотя, когда он родится, его тоже услышат единицы.
А служанка... не знаю, насколько она мудрая, но то, что практична - это да. Вот только велика ли роль практичности в деле воспитания детей?


В своём изложении я писала о том, что прочитала у Мопассана, зачастую даже используя его же слова. Если у меня где-то есть неточности, я готова это обсудить. Я просто попыталась докопаться до сути и отследить причинно-следственные связи. А в самом последнем абзаце рецензии несколько смягчила отношение к Жанне. Ведь все люди не без греха.

Возможно, кто-то, прочитав роман, увидит в Жанне свои черты, ужаснётся и начнёт работать над собой. Как мы знаем от Чехова, человек тогда станет лучше, когда ему покажут, каков он есть. А многие мыслители считают, что незнание человеком себя – это порок, то есть не беда, а вина.

Но если следовать твоей логике, то всех преступников-уголовников надо освободить из тюрем, а посадить на их место главную виновницу – Жизнь. Но вряд ли это будет правильным.

Говоря о мудрости служанки, я имею в виду мудрость не абсолютную, а относительную. Она мудрее Жанны. И своего сына (брата Поля по отцу) она сумела воспитать лучше, чем Жанна, которая свою материнскую роль просто провалила.


Пример с уголовниками не совсем удачный. Здесь речь идет о человеческом суде, а не Высшем, да и преступление можно скрыть и ничего за него не получить. При высшем воздаянии за ошибки так не бывает.

И разговор мы начали об искусстве, которому необходимо обучиться, чтобы владеть им, а закончили ответственностью. Тем более виновностью в неовладении искусством. Так мы приходим к иной трактовке первородного греха - ты еще не понял, что это за жизнь такая вокруг тебя, а ты уже виновен, ибо "не знаешь себя". И пока не пришел мессия, ни у кого нет шансов на спасение, ибо нет заповедей "искусства жить". :)