Больше рецензий

17 июля 2020 г. 12:21

3K

5 Искусство жить, или Се ля ви!

Человеческую жизнь можно понимать и интерпретировать как искусство – искусство жить, искусство любить, искусство быть и творить. И сама жизнь – важнейшее и сложнейшее из всех практикуемых людьми искусств, в котором человек одновременно становится и творцом, и предметом своего творения. Основным индикатором умения жить является счастье и благополучие личности, как результат собственной внутренней плодотворности. А способность любить выступает мерой продвижения человека в своём духовно-нравственном развитии.

картинка Ludmila888

Главная героиня романа Жанна – романтичная и мечтательная натура, живущая исключительно чувствами. Родители очень любили свою единственную дочь и желали для неё всего наилучшего, но это не помешало им совершить досадные промахи в её воспитании. Отец придумал целый план развития девочки, желая сделать её счастливой, доброй, прямодушной и нежной. По его настоянию, несмотря на слёзы матери, в 12 лет она была отдана в монастырь, где держалась в строгом заключении и полном неведении дел мирских.

Проведя 5 лет в монастыре, Жанна сохранила не только невинность, но и наивность. Возвратившись домой, она была далека от сложностей реальности и пребывала в иллюзиях, которые, к сожалению, не являются прочным основанием для подлинной жизни. И 17-летнюю девушку, открытую миру и мечтающую о романтической любви, практически сразу выдают замуж за человека, ищущего себе выгодную партию и нуждающегося в деньгах её семьи. Неужели для такого жениха готовили родители свою кровиночку? И зачем же было так спешить со свадьбой? Влюблённость Жанны в мужа так и не переросла в любовь, ведь своими постоянными изменами он поставил жирную точку в их близких отношениях. Молодая женщина начала ощущать пустоту, а также растущее презрение, всё большее отвращение и пренебрежение к людям.

Покончив с любовью эротической, Жанна пытается реализовать себя в любви материнской. Но и эту женскую роль она полностью провалила, продемонстрировав эгоистические и нарциссические искажения своей способности любить. Осуждая других за супружескую неверность, Жанна искалечила своего сына Поля, не дав ребёнку должного образования и превратив его в психологического инвалида, что гораздо страшнее любой другой измены.

С одной стороны, Жанну, безусловно, очень жаль. Но с другой – жаль и её сына, за воспитание которого в ответе, прежде всего, именно мать. Своей извращённой любовью героиня и себе добавила страданий, и испортила ребёнка, вырастив из него невежественного бездельника. Конечно, она не ведала, что творила. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Ведь из-за ошибок и заблуждений матери Поль не сумел стать счастливым и свободным человеком.

В любви матери к мальчику прослеживаются серьёзные изъяны, связанные с проецированием собственных проблем этой женщины на жизнь ребёнка. Чувство к нему героини было собственническим: он должен принадлежать только ей одной и навсегда оставаться лишь её сыном. Иногда Жанна честолюбиво мечтала, чтобы Поль прославился на весь мир, стал великим, знаменитым, могущественным. Но в 15 лет сын по умственному развитию оставался невежественным и пустым мальчиком, так как мать считала, что знания ему не нужны. Даже отец Жанны верно заметил и с негодованием высказал дочери, что она нарушает права ребёнка, распоряжаясь его жизнью, и поступает низко и почти преступно, жертвуя сыном во имя своего личного счастья. Мать собственноручно препятствовала взрослению ребёнка и культивировала его беспомощность, так как не желала естественного отделения сына от неё, необходимого ему для успешного постижения искусства жить.

Выросшего сына Жанна продолжала считать своей собственностью, испытывая дикую, неукротимую ненависть и ревность к его возлюбленной, укравшей у неё Поля. Более того, она вдруг поняла, что предпочла бы лишиться сына, чем делить его с другой. Так что истинной и безусловной материнской любовью тут и не пахнет, а вот запах скрытого нарциссизма очень даже чувствуется... Когда же невестка умирала от родов, сердце Жанны переполняла глубокая и вероломная радость, которой она страстно наслаждалась.

Безмерно радуясь смерти любимой женщины своего сына, героиня с жадностью вцепляется в ещё одну потенциальную жертву – новорожденную внучку, чтобы придушить её своей патологической любовью. Вся надежда лишь на то, что мудрая служанка не позволит Жанне испортить жизнь и этому ребёнку. Ведь совсем не случайно же в финале романа именно в уста служанки Мопассан вложил заключительные слова о «бесхитростной правде» жизни, подводящие итог всему происходящему: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают». (Кстати, в первоначальном издании роман имел эпиграф - «Бесхитростная правда», но по неизвестным причинам в последующих переизданиях он исчез.)


картинка Ludmila888

Многие люди не преуспели в искусстве жить и не знали счастья, но нет таких, кто бы никогда не страдал. Все мы делаем ошибки и потом расплачиваемся за них. И этот факт позволяет ощутить сочувствие к героине и найти утешение в проявлении человеческой солидарности. В конечном счёте, люди, возможно, не настолько виновны, как нам порой кажется, но и далеко не так невинны, как хотелось бы. Такова жизнь...

картинка Ludmila888

Благодарю Ольгу OlgaZadvornova за напоминание об этом романе,
прочитанном в клубе "Читаем классику вместе".

Комментарии


Спасибо Вам, Людмила, за рецензию! :)


Я теперь, как и Вы, продолжу, наверное, чтение Мопассана. )


О, у него есть чем очароваться) Я не знала, что он нормандец, а оказывается, у него столько любви к Нормандии, так он любит эту землю и воду. «Пьер и Жан» Ги де Мопассан - там такой Гавр, море, солнце, скалы... И проблемные семейные отношения...


Ты ведь в курсе, что Мопассана очень ценил и читал Чехов...? )


Ну, конечно, в курсе. ) Чехов интересовался и восхищался Мопассаном. И диалог с ним прослеживается во многих произведениях Чехова. )


Как-то в твоем изложении бедная Жанна выглядит настоящим монстром, виновной во всем, что с ней случилось. А ведь она ни в чем не виновата, главного виновника всего случившегося, главного монстра ломающего судьбы, Мопассан вынес в заголовок - это Жизнь. Все участники действа её дети и её жертвы.
Чтобы овладеть каким-либо искусством, нужно ему обучиться. А кто учил Жанну? Да и всех остальных - заложников судьбы. Пока еще не родился Фромм :) и учить их некому. Хотя, когда он родится, его тоже услышат единицы.
А служанка... не знаю, насколько она мудрая, но то, что практична - это да. Вот только велика ли роль практичности в деле воспитания детей?


В своём изложении я писала о том, что прочитала у Мопассана, зачастую даже используя его же слова. Если у меня где-то есть неточности, я готова это обсудить. Я просто попыталась докопаться до сути и отследить причинно-следственные связи. А в самом последнем абзаце рецензии несколько смягчила отношение к Жанне. Ведь все люди не без греха.

Возможно, кто-то, прочитав роман, увидит в Жанне свои черты, ужаснётся и начнёт работать над собой. Как мы знаем от Чехова, человек тогда станет лучше, когда ему покажут, каков он есть. А многие мыслители считают, что незнание человеком себя – это порок, то есть не беда, а вина.

Но если следовать твоей логике, то всех преступников-уголовников надо освободить из тюрем, а посадить на их место главную виновницу – Жизнь. Но вряд ли это будет правильным.

Говоря о мудрости служанки, я имею в виду мудрость не абсолютную, а относительную. Она мудрее Жанны. И своего сына (брата Поля по отцу) она сумела воспитать лучше, чем Жанна, которая свою материнскую роль просто провалила.


Пример с уголовниками не совсем удачный. Здесь речь идет о человеческом суде, а не Высшем, да и преступление можно скрыть и ничего за него не получить. При высшем воздаянии за ошибки так не бывает.

И разговор мы начали об искусстве, которому необходимо обучиться, чтобы владеть им, а закончили ответственностью. Тем более виновностью в неовладении искусством. Так мы приходим к иной трактовке первородного греха - ты еще не понял, что это за жизнь такая вокруг тебя, а ты уже виновен, ибо "не знаешь себя". И пока не пришел мессия, ни у кого нет шансов на спасение, ибо нет заповедей "искусства жить". :)


Прекраснейшая рецензия вышла. Спасибо, что позволили вспомнить этот роман. )))


Вам спасибо за внимание и добрые слова! Мне очень приятно! )))


Спасибо за прекрасную рецензию, Людмила.
Взял роман на заметку, хотя новеллы в своё время не очень понравились


Спасибо, Женя! Этот роман в самый раз прочесть для закрепления полученных знаний из "Искусства любить" Фромма. "Жизнь" – это, в частности, и потрясающая художественная иллюстрация сущности эгоизма не в меру заботливой матери, уверенной в заинтересованности будущим ребёнка, а на самом деле препятствующей его развитию и счастью. Ощущая Поля не как отдельную личность, а как часть себя, Жанна такой безрассудной страстью и патологической любовью удовлетворяла свой нарциссизм. Но на сознательном уровне это, конечно, воспринималось ею, как подлинная материнская любовь.


Да,я понял, что приобретенные азы "искусства любить" это очки через которые можно читать другие книги.
Меня уже первое предложение рецензии настроило на этот лад

Человеческую жизнь можно понимать и интерпретировать как искусство – искусство жить, искусство любить, искусство быть и творить.

приобретенные азы "искусства любить" это очки через которые можно читать другие книги.

А теперь я взглянула на эту книгу через другие очки: приобретенные совсем недавно знания, связанные с некоторыми расстройствами личности. Так что можно, пожалуй, сказать, что если пушкинская старуха – нарцисс грандиозный, то мопассановская Жанна является его другой разновидностью – скрытым нарциссом. И я даже добавила в рецензию несколько слов:

а вот запах скрытого нарциссизма очень даже чувствуется...

Поэтому главный монстр, ломающий судьбы, - это именно нарциссизм, препятствующий постижению человеком искусства любить и искусства жить. И снова вспомнилась замечательная формулировка Фромма: «цель человека — преодоление его нарциссизма».


Хочется и здесь упомянуть, что есть одна интересная разновидность скрытых нарциссов – нарцисс инвертированный, пришедший в скрытый нарциссизм из созависимости. То есть это бывшая созависимая жертва грандиозного нарцисса, сама превратившаяся в нарцисса, но только скрытого. И такая удивительная метаморфоза прекрасно иллюстрирует устойчивое представление о том, что укус вампира (нарцисса) заражает жертву вампиризмом (нарциссизмом). А ведь всё это очень напоминает историю Жанны, муж которой, если я не ошибаюсь, был похож на грандиозного нарцисса.

Вот я теперь ещё больше оценила всю значимость и прелесть этого романа, который, кстати, совсем не является чисто женским. И сразу я исправила свою оценку с 4 на 5. Даже перечитать его захотелось. Очень рекомендую к прочтению и тебе, Женя, тем более что ты и сам склонялся к этому. Интересный факт: Мопассан писал «Жизнь» в течение 6 лет, а продолжительность всей активной творческой деятельности писателя – всего лишь около 10 лет. Так что роман этот вполне можно считать основополагающим в творчестве его автора.


Я обязательно прочту. Спасибо, Людмила!


Рецензия у тебя, как всегда обстоятельная. Я давно читала роман и подзабыла подробности. Вот, например, про сына плохо помню, что там с ним у неё было..

Своей извращённой любовью героиня и себе добавила страданий, и испортила ребёнка, вырастив из него невежественного бездельника. Конечно, она не ведала, что творила. Но незнание законов не освобождает от ответственности. Ведь из-за ошибок и заблуждений матери Поль не сумел стать счастливым и свободным человеком.

Она его баловала?

Возвратившись домой, она была далека от сложностей реальности и пребывала в иллюзиях, которые, к сожалению, не являются прочным основанием для подлинной жизни. И 17-летнюю девушку, открытую миру и мечтающую о романтической любви, практически сразу выдают замуж за человека, ищущего себе выгодную партию и нуждающегося в деньгах её семьи.

Вот такое впечатление у меня о ней и осталось через время. Что она, как взъерошенный котёнок, пустилась во взрослую жизнь, которой совсем не умела жить, как ты справедливо заметила. Только откуда ей уметь, с монастыре не научили. Жуть какая-то...

Напомни, это в этом романе её муж вместе с любовницей разбиваются в какой-то кибитке, которая падает в обрыв?

В общем, ты объективно права, только такова се-ля-ви для таких натур, увы((


Я давно читала роман и подзабыла подробности.

Кстати, я глянула на даты публикации наших с тобой рецензий. Моя написана на 1.5 года раньше твоей. Так что ты должна лучше помнить подробности.)

Она его баловала?

Всё гораздо хуже. Как я написала в рецензии, она сознательно препятствовала его развитию и получению образования, считая, что знания ему не нужны. Даже её отец негодовал и говорил, что она поступает низко и преступно по отношению к сыну. Но Жанна думала только о себе.

Напомни, это в этом романе её муж вместе с любовницей разбиваются в какой-то кибитке, которая падает в обрыв?

Да, в этом.

Спасибо за отклик, Татьяна! )


Моя написана на 1.5 года раньше твоей. Так что ты должна лучше помнить подробности.)

Должна, да только вот не помню) Стали с тобой обсуждать, вспомнила постепенно, даже про кибитку) Про сына немного выпало из головы..

А по сути, получается, главная героиня, став жертвой сама, искалечила сына... Это, кстати, вполне закономерно и часто так бывает.