Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

27 июня 2020 г. 20:13

5K

2 «Торжество литературного самоучителя».

Неизвестно, как так вышло, но однажды кандидаты в писатели поверили, что есть универсальный рецепт отличного романа. И начали появляться в необозримых объемах писательские самоучители. Многие новички неистово их возлюбили: конечно, ведь оказалось, что достаточно более-менее овладеть несколькими нехитрыми техниками – и ты на раз выдашь шедевр мировой словесности! И не нужны все эти бесчисленные опыты в поисках новой формы, не нужно примерять на себя личины персонажей, не нужно жертвовать свою кровь вместе с жизненным опытом, не нужно, не нужно, не нужно! Можно просто писать по «правилам» – и другие любители писать по тем же «правилам» станут тебя хвалить.

Книга Салли Руни доказала лично мне в который раз, что «правила» – это зло в литературе. Они убивают творческую мысль. «Правила» – это о мертвом. Пусть лучше книга будет странной, болезненной, запутанной – все лучше, чем книга мертвая. 30afcad2-r.jpg Постараюсь в нескольких пунктах объяснить, почему я считаю «Нормальных людей» литературным трупом (и заранее извиняюсь, если кого-то очень уж оскорбит мое мнение).

Я люблю разное. Я могу полюбить рваное повествование, фрагментарное, с перескоками во времени; я люблю книги, написанные в классическом стиле; я вполне могу принять фантастическое, алогичное, странноватое. У меня лишь одно условие – выбранная форма должна соответствовать содержанию произведения. Т.е. я должна понимать, зачем писатель пишет именно так.

Салли Руни выбрала фрагментарное повествование. В одной главе у нее март 2011 г., во второй – уже апрель, а то и май. Имеет ли это смысл? Как по мне, никакого. Перескакивая во времени, она упускает важнейшие повороты сюжета (а он тут и так банален, малоинтересен). В этой главе у героев все хорошо, в следующей – они успели расстаться и теперь снова случайно встречаются. Бывает, писательница спохватывается и кратко объясняет, что она должна была описать, но словно бы поленилась. Книга из-за этого выглядит сырой. Кажется, что злобный редактор вырезал половину текста, а остаток бросил читателям со словами: «И так разберетесь!» Но что-то мне подсказывает, что сие – вина не литературных работников, а самого автора.

Как правило, писатель за свою нелегкую литературную судьбинушку проходит через три этапа:

1. Сначала он пишет, как Бог на душу положит, особо не заботясь о правильности и красоте своего языка. Все ему уже кажется прекрасным (вдохновение же!). На этом этапе писатель будет умолять редактора ничего не менять в его творении (если таковое получится пристроить). Ибо он уверен, что всякая его строчка заслуживает восхищения.

2. На втором этапе писатель начинает бояться себя. Он пишет в страхе. Он в напряжении: а если он опять неправильно выразился? На этом этапе пишут крайне осторожно. Как можно проще. Чтобы точно не ошибиться. Страх сложных предложений, неожиданных словосочетаний, долгих и подробных диалогов – с ним вынужден жить несчастный литератор в ожидании перехода на следующий этап.

3. На третьем же этапе писатель понимает свои сильные и слабые стороны. Появляется собственный стиль. Уже нет страха ошибиться. Просто человек смиряется с возможными ошибками. Идеально не пишет никто, это невозможно. qshr09ep-r.jpg Салли Руни же, кажется, застряла на втором этапе. Она словно бы боится показаться неловкой. Боится быть неправильной. И пишет отвратительно «детским» стилем, т.е. максимально упрощенным. Это язык постов в социальных сетях. Описания? Атмосфера текста? Чувственность любовных моментов? Нет, увы. У Салли Руни нет своего, нет искреннего языка. А что есть? «Правильная» скука.

Язык – это еще и герои. Тонкое и яркое внезапно высвечивает образ персонажа. Герой рот не успел открыть, а ты, читатель, уже чувствуешь «настроение» этого героя. И, конечно, диалоги. Хороший диалог раскрывает его участников. Лучше всего (объемнее) черты характера проявляются именно в разговорах.

Поскольку у Салли Руни хромает язык, проблемы возникают и с персонажами. Шаблонный язык – это картонные персонажи. Я, вообразите себе, даже не смогла внешне представить главных героев – это настолько они невыразительны!

В книге нет характеров. Главные герои – это сплошь штампы. Автор твердит, что они умные, талантливые и прочее «хорошее» – но по их поступкам этого не скажешь. Я не могла понять, отчего они так себя ведут. Я даже не смогла понять, что они чувствуют. Они любят друг друга? Или просто хотят друг друга? Или что-то иное? Зачем они расстаются? Зачем снова начинают встречаться? Что их так привлекает друг в друге? Ответы на эти бесконечные «зачем» можно не искать. Кажется, что автор управляет героями, как марионетками: ей нужно двигать «сюжет», нужно заставить героев рефлексировать, нужно быстренько их разлучить, нужно снова их свести! Так дети вырезают из бумаги человечков и играют с ними. Вот и объяснение, кстати, почему взрослые герои разговаривают, словно детсадовцы.

Намного хуже обстоят дела с второстепенными персонажами. Это либо «суповой» набор а-ля «ярая феминистка, злобный фашист, школьная стерва», либо просто произвольное имя, за которым скрывается пустота. Всю книгу ты переживаешь жуткое чувство: а главные герои-то живут в вакууме!

Салли Руни не захотела быть автором простого любовного романа. Как же, любовный роман для подростков – это такое «фи»! Это так ужасно (голосом клишированной богатой стервы)! Нет, ей захотелось похвал от искушенных критиков. Даже я «купилась» на страшноватое заявление: «Руни провозглашена первым великим романистом нового тысячелетия».

Как она этого добилась? Да просто неловко всунула в свою банальную историю «любви» актуальные новости. Так сказать, заговорила о повестке дня. Тут появляется, как уже выше говорилось, феминистка; есть фашист, который любит лупить своих девушек; есть упоминание Сирии и митингов. Помимо этого книга хочет быть «романом о социальном неравенстве и домашнем насилии».

Может, я кого-то сейчас расстрою, но… темы… как бы… нужно раскрывать, блин! Ну, упомянули вы Сирию – и что? Ввели в текст клишированную феминистку. Показали картонное «высшее общество». Двумя жирными мазками вывели «низшее» – в лице уборщицы и ее сына. И что? Может, объясните мне, с какими реальными проблемами сталкиваются люди? Может, разберете проблему неравенства? Может, покопаетесь в истории или в психологии того или иного класса? db3p76d9-r.jpg А ситуация с Марианной? Копни автор глубже, раз уж взялась за тему домашнего насилия, – и получилось бы хорошо. Но и тут – сплошное ходячее клише. Хочется спросить: а Салли Руни хотя бы испытывала то, о чем пишет? или все с чужих слов? и поэтому поверхностно?..

В «Нормальных людях» нет проблемы. Роман поразительно бесконфликтен. Если появляются «сложности», то герои сами их себе создают, своей же глупостью. Но от нынешней реальности эта книга так же далека, как передача Соловьева на «России».

Как итог: «Нормальные люди» – это чудовище Франкенштейна, сшитое из устарелых штампов в расчете на то, что похвалят за привычное и «новостное» и закроют глаза на качество. Есть лишь один плюс: после такого очень хочется взяться за сложное и талантливое. А это забыть.

И я не думаю, что восприятие текста зависит от возраста. Так-то я моложе писательницы на несколько лет. Ее героям в 2011 г. было лет 16-17. Мне в 2011 г. было столько же.

Прочитано в рамках игры Собери их всех.

Комментарии


Вот здоровый взгляд на это широко разрекламированное чтиво!!! Талантливые пиарщики даже ни в сем не повинного Сэлинджера для наживки приплели. Гы.
Спасибо за отличный разбор текста.


Спасибо большое. )))


Ууу.. какая классная рецензия! Спасибо, я оценила.


Вам спасибо. )))


Ко мне на ты, пожалуйста.


Ок. Ко мне тоже. ))


Плюсище, черт возьми. Удивительно, как хватило сил прочитать это, я не смогла добить даже десять первых предложений)))


Спасибо за внимание. )))


Я "Нормальных людей" не читала и не планировала даже, потому что после ее же "Разговоров с друзьями" у меня осталось впечатление один в один с вашим, и тратить время на такой текст второй раз мне было бы жаль. А вот сериал получился вполне смотрибельным, хотя на раз


А вот сериал получился вполне смотрибельным, хотя на раз

Может быть, гляну. Уже не раз слышала, что сериал лучше. Спасибо. ))


И не нужны все эти бесчисленные опыты в поисках новой формы, не нужно примерять на себя личины персонажей, не нужно жертвовать свою кровь вместе с жизненным опытом, не нужно, не нужно, не нужно! Можно просто писать по «правилам» – и другие любители писать по тем же «правилам» станут тебя хвалить.

Как верно, Даян...
Это всё похоже на гротеск поиска философского камня в былые времена.
Развелось много.. алхимиков-дилеров искусства, впаривающих что-то, что "блестит".
Н-да... пишут по линеечке, чувствуют, любят по линеечке, опрятненько, как в книжечке умной, а выходит - картон.

Руни выбрала фрагментарное повествование. В одной главе у нее март 2011 г., во второй – уже апрель, а то и май. Имеет ли это смысл? Как по мне, никакого. Перескакивая во времени, она упускает важнейшие повороты сюжета

Похоже на бич нашего времени: клиповость мышления и невозможность сосредоточиться долго на чём-то основном.
В этом стиле многие по магазинам любят бегать в гипермаркетах))
Как трафарет - этот приём есть, но для него нужно созреть и изнутри его чувствовать.

Кажется, что злобный редактор вырезал половину текста, а остаток бросил читателям со словами: «И так разберетесь!» Но что-то мне подсказывает, что сие – вина не литературных работников, а самого автора.

Даян, это называется литературный фаст-фуд)

Кажется, что автор управляет героями, как марионетками: ей нужно двигать «сюжет», нужно заставить героев рефлексировать, нужно быстренько их разлучить, нужно снова их свести! Так дети вырезают из бумаги человечков и играют с ними. Вот и объяснение, кстати, почему взрослые герои разговаривают, словно детсадовцы.

Вот бы таким писателям попробовать себя в театре Кабуки)
Может, там этот роман засиял бы во всю силу, а, Даян?)

Хочется спросить: а Салли Руни хотя бы испытывала то, о чем пишет? или все с чужих слов? и поэтому поверхностно?..

А вот это в самую точку, Даян.
Пишут то - что не испытали. Пушкин тоже много чего писал что не испытал - но он в это вжился.
Флобер вообще когда описывал смерть Бовари, то его тошнило от описывания действия яда на героиню.
А сейчас? Да для многих писателей их герои - ширма и способ заработать, они знают, что это картонные марионетки в театре карабосовой литературы.

«Нормальные люди» – это чудовище Франкенштейна,

Протестую! Не нужно оскорблять Франкенштейна)

Чудная рецензия, Даян - катком)


Спасибо. )) После сей рецензии чувствую себя каким-то отмороженным литснобом, но, блин, я лишь высказала свое злобное мнение. Очень уж я намучилась с книгой, несмотря на ее небольшой объем. Лучше бы интересный кирпич на 1000 страниц прочитала, ей-богу. ))


Даян. Перестань. У тебя есть вкус и своё аргументированное мнение.
И что ты так часто на себя примериваешь нечто "злобное"?)


Книгу пока не читала, смотрела сериал, но больно много хвалебных отзывов на неё. Настораживает как-то. Рецензия яркая и такая, что толкает на прочтение книги, чтобы выяснить, а совпадут ли мнения. Спасибо.


Взаимное спасибо. ))


Боже, Да! Я целиком и полностью с Вами согласна, особенно про картонных героев и внешность.
У этой книги только один плюс- короткая.

Можно лайкнуть 100 раз? Невероятно, как совпало наше мнение об этом шедевре для бедных миллениалов 😖

;))))))))


Аплодирую стоя! Все четко, все ясно, согласна с каждым пунктом!


Спасибо. )))


«Руни провозглашена первым великим романистом нового тысячелетия»

а вот это страшно!!

Есть лишь один плюс: после такого очень хочется взяться за сложное и талантливое. А это забыть.

Много-много плюсов. Мне дико жалко времени, что я трачу на эту книгу. Но для отчёта в Клубе надо добраться до финала, который - многие уже проспойлерили - открытый *рукалицо*. Хотя в такой поверхностной книге и не могло быть реального излечения героев от их комплексов и проблем :(

Спасибо за классную рецензию!


Вам большое спасибо за внимание. ))))