Больше рецензий

readinggirl

Эксперт

для всех нас просто нет

16 июня 2020 г. 15:03

2K

1 это классика, а классика не может быть гов#ом (с)

ой может! еще как может! вот самый яркий тому пример.
я не знаю (и знать не хочу), что у Набокова было в голове, когда он писал книгу. но судя по всему, ничего хорошего и умного. мне интересно читать и слышать, как люди оправдывают педофилию гениальностью. интересно и грустно. человек, который может оправдать такое, способен на многое. в самом плохом смысле. ну знаете, это как Ефремова оправдывать - Ефремов же "гениальный" актер, талантище, подумаешь, нажрался в зюзю и убил какого-то там курьера, кому тот курьер сдался!..
так и тут. ах, гениально! ах, талантливо! ах, глубоко! ах, ах ах.
только проблема в том, что как ты не оправдывай грех, он грехом и останется. и сколько ни скажи халва, слаще от этого не станет.
не может человек, не испытавший такое, так смачно описать это извращение. потому что это именно извращение. 12-летняя девочка, только ставшая на путь осознания себя женщиной, и, нет, не старик, 37-летний мужчина. 25 лет. это целая жизнь. будь ей 20, а ему 45 это было бы всего лишь странновато, но не более. но она еще ребенок. да, мы девочки, будучи в 12-летнем возрасте, чувствовали себя страшно взрослыми и нам льстило внимание старших дядей. но мнить себя взрослой и быть объектом уже даже не просто вожделений, а самых прямых действий со стороны отцового ровестника это две большие разницы.
я могу понять (на самом деле нет), когда такое нравится мужчинам, но когда это нравится женщинам... хочется отправить их к психиатру за помощью. ни одна нормальная женщина, которая сама была 12-летней девочкой, которая уже мама 12-летней девочки или у которой все еще впереди, не может нормально реагировать на такое. и никакой "шикарный слог" (от которого меня кстати меня тянет блевать вот уже 30 лет) не может служить этому оправданием.
подпись: давно уже не "тридцатилетняя старуха". просто интересно, почему "каждый должен прочитать" этот т.н.шедевр?

upd. не надо мне рассказывать о том, какой набоков хороший писатель. не тратьте мое время на чтение ваших глупых предложений.

написано в рамках игры Несказанные речи

Ветка комментариев


Так и я об этом говорю, что Набоков периодически дает о себе знать


Не было там такого никогда, то что вы не можете грамотно воспринимать структуру повествования не в счет.

Он вообще придерживался позиции, что мораль в литературе не важна, а важна форма.


Он говорил, что не терпит писателей, которые стремятся чему-то поучатьучить своих читателей и принудительно вкалывать свою мораль. И форма в литературе как раз таки самое главное. Я тоже считаю, что это дурновкусие и терпеть не могу произведения с навязанной моралью, будто у меня у самой головы на плечах нет, чтобы делать выводы. Такое оправданно разве что для детской и подростковой литературы. Хорошим тоном для писателя считается ситуация, когда автор просто "подает" персонажа, позволяя читателю самому решать, хорош персонаж или плох, прав или неправ, порядочен или мерзавец. Хорошим тоном считается, когда автор описывает ситуацию, описывает эмоции участников ситуации и позволяет читателю самому оценить эту ситуацию. У Набокова структура в романах еще сложнее, там надо читать между строк. Например, Г.Г. как бы невзначай вбрасывает эпизоды, на первый взгляд незначительные, в которых говорится, что Лолита плачет каждую ночь, а какая-то случайная женщина обращает внимание на царапины на теле Г., оставленные отбивающейся девочкой. Из чего внимательный читатель сделает вывод. Сам, а не потому что его за ручку провели. Многие персонажи, попадающие в орбиту Гумберта получают свою исчерпывающую характеристику с первых минут своего появления в романе, но в первую очередь они характеризуют самого Г. и его субъективное мышление, возможно ничего с реальностью не имеющее, тем более с мнением автора.

И вот снова подтверждение моих слов, что Набоков эстетизирует педофилию.


Это вообще не подтверждение, а форма изложения. Может — не знаю — создатели сериалов про маньяков, таких как "Ганнибал" тоже романтизируют убийц, убийства и оправдывают это посредством эстетизации? Нет, сами убийцы могут себя оправдывать, конечно, как поступает Г., но это не значит, что сами авторы несут эту абсурдную мораль зрителю.

Рассказчик «Лолиты» наделен — никто с этим не спорит — большим-большим дарованием: у него превосходный язык, он настоящий знаток литературы, он специалист по французской словесности, поэтому в тексте довольно много французских аллюзий и цитат. Это герой такого особого типа, который Набокову в принципе был ненавистен: он занимается жизнетворчеством, то есть пытается организовывать жизнь по сценариям художественного текста, по каким-то эстетическим программам — границы для него не существует. И он свои низменные инстинкты, свои преступления, свою подлость представляет как некоторое эстетически значимое поведение. Собственно говоря, и в «Отчаянии» (которое нужно читать перед «Лолитой», это такое как бы введение в «Лолиту») герой в первом же абзаце говорит о том, что убийство для него есть форма творчества, пародируя некоторых декадентов конца XIX — начала ХХ века. Здесь то же самое: педофилия, страсть к недоступному, к запретному, страсть к детскому телу представляется как некое высокое романтическое чувство, и осуществление этих низменных и постыдных желаний Гумберта Гумберта выдается за достижение идеала. Гумберт Гумберт никогда не упускает случая заявить, что он поэт с большой буквы, идеалист, романтик; он все время отождествляет себя с великими писателями, художниками, литературными персонажами: он и новый Байрон, он и новый Эдгар По, и новый Верлен, и новый Рембо, и Оскар Уайльд, и Бёрдслей, и персонаж драматических монологов Браунинга. Это все ложь и обман — но обман эффектный, яркий, и когда мы читаем заявления Гумберта Гумберта, мы не всегда видим, где он просто лжет. Например, он сравнивает себя с Данте, который полюбил Беатриче, когда ей было девять лет. Это так, но он забывает сказать, что самому Данте было почти десять: он влюбился в девочку, которая была младше его на один год, и, естественно, не был никаким педофилом. И таких ложных отождествлений в романе очень много. Это явная стратегия повествователя, который хочет, чтобы читатель начал ему сочувствовать.


Это пишет человек, который понял автора, но вы к ним не относитесь, т.к у вас слишком поверхностный подход.

Да неужели? И кто же поставил эту задачу? Неужто Набоков? Нет. Моралью он не заморачивался, а жажадал славы и состояния, и прекрасно знал, что на скандальном романе можно прославиться и заработать.
Именно такую он себе поставил задачу , именно поэтому позволил себе недопустимое, провокационное построение сюжета, и в итоге добился осуществления своей главной задачи.


Да неужели? Человек, который не понимает элементарных вещей, дерзает утверждать какую там цель поставил себе автор и для чего много лет угробил на написание романа? Кстати, на "Лолите" Набоков так и не заработал, а "жаждать славы" для писателя вполне естественно, т.к любой человек искусства хочет получить отклик на свое произведение. Набоков считал, что он поднимает серьезную тему с серьезной целью, которая отчасти озвучена в заглавии к роману.

Как художественное произведение, «Лолита» далеко выходит за пределы покаянной исповеди; но гораздо более важным, чем ее научное значение и художественная ценность, мы должны признать нравственное ее воздействие на серьезного читателя, ибо этот мучительный анализ единичного случая содержит в себе и общую мораль. Беспризорная девочка, занятая собой мать, задыхающийся от похоти маньяк – все они не только красочные персонажи единственной в своем роде повести; они, кроме того, нас предупреждают об опасных уклонах; они указывают на возможные бедствия. «Лолита» должна бы заставить нас всех – родителей, социальных работников, педагогов – с вящей бдительностью и проницательностью предаться делу воспитания более здорового поколения в более надежном мире.


Замалчивать неудобные темы дабы блюсти корректность и не оскорблять неженок с душонками комнатных растений — я вас умоляю... Грязь общества тоже время от времени надо выносить на поверхность.


Он говорил, что не терпит писателей, которые стремятся чему-то поучатьучить своих читателей и принудительно вкалывать свою мораль. И форма в литературе как раз таки самое главное. Я тоже считаю, что это дурновкусие и терпеть не могу произведения с навязанной моралью, будто у меня у самой головы на плечах нет, чтобы делать выводы.

Мораль и морализаторство это разные вещи. Я говорю о морали, а вы - о морализаторстве.

Это вообще не подтверждение, а форма изложения.

Да, это форма изложения, имеющая отношение к сути. Или у вас форма сама по себе, а суть сама по себе?

Это все ложь и обман — но обман эффектный, яркий, и когда мы читаем заявления Гумберта Гумберта, мы не всегда видим, где он просто лжет.

Кроме заявления главного героя, есть еще в предисловии заявления доктора философии, который говорит о честности Гумберта: "Отчаянная честность, которой трепещет его исповедь, отнюдь не освобождает его от ответственности за дьявольскую изощрённость."
Этот персонаж тоже лжет?

И таких ложных отождествлений в романе очень много. Это явная стратегия повествователя, который хочет, чтобы читатель начал ему сочувствовать.

А зачем Набокову надо было выстраивать такую форму повествования, которая провоцирует сочувствие к педофилу с одной стороны и неприязнь к ребенку - с другой?


Это пишет человек, который понял автора, но вы к ним не относитесь, т.к у вас слишком поверхностный подход.

Не могу не ответить вашей же учтивостью и не сказать, что вы совершенно не разобрались в сути произведения вместе с этим человеком, потому как помешаны на форме, которая для вас является главной и, как следствие, у вас слишком поверхностный подход.

Да неужели? Человек, который не понимает элементарных вещей, дерзает утверждать какую там цель поставил себе автор и для чего много лет угробил на написание романа?

Конечно, дерзаю. Или я предварительно, должна выпрашивать дозволения у "знатока" элементарных вещей?
С глубочайшим прискорбием вынуждена "знатока" проигнорировать и продолжить дерзать.
А потому задамся вопросом: а разве деньги и слава не стоят того, чтобы угробить на них годы? Для многих очень даже стоит. Так что Набоков не одинок и не оригинален.

Кстати, на "Лолите" Набоков так и не заработал,

Еще как заработал! И не только на продажах книги, но и не ее экранизации.


Как художественное произведение, «Лолита» далеко выходит за пределы покаянной исповеди; но гораздо более важным, чем ее научное значение

В чем именно ее научное значение?

и художественная ценность, мы должны признать нравственное ее воздействие на серьезного читателя,

Художественной ценностью она обладает только для тех, кто помешан на форме и она для них приоритетна, а "нравственно" она привлекательна для тех, кто имеет нездоровый интерес к девочкам-подросткам.

ибо этот мучительный анализ единичного случая содержит в себе и общую мораль.

Если бы книга была написана от 3го лица, еще можно было говорить о морали, но сама форма изложения уже аморальна.

Замалчивать неудобные темы дабы блюсти корректность и не оскорблять неженок с душонками комнатных растений — я вас умоляю... Грязь общества тоже время от времени надо выносить на поверхность.

Вопрос: с какой целью надо выносить грязь?
Чтоб ее возвысить, очеловечить? И тем самым неминуемо создать в обществе скандал и неплохо на этом заработать себе славу и деньги?
Да, несомненно, это прерогатива "возвышенных" натур.