Больше рецензий

3 марта 2012 г. 02:56

15

5

Согласитесь: от кризиса, плохих новостей так устаёшь, что волей-неволей ищешь романтику. Хочется уйти от прагматизма, пессимизма, хочется глубоко вздохнуть. Однако вздохи получаются куцыми, кислорода катастрофически не хватает, и желание уйти в виртуальный (или придуманный) мир возникает всё чаще. Не скажу, что творчество Александра Грина – панацея от кризисных настроений, но то, что оно обогащает, очищает кровь, мозг, душу – это точно.
Когда-то имя Грина гремело по стране, когда-то существовали клубы «Алые паруса», когда-то пели песни про Лисс и Зурбаган. Сейчас же творчество великого Писателя предано забвению. Грустно вздохнув, оставим мысли о несправедливости и вспомним, что (по большому счёту) Грин – создатель отечественного «фэнтези».
Александр Грин силой мечты создал мир, в котором живут отважные мужчины, поэтичные женщины, где сила воображения способна перевернуть жизнь, где можно встретить Алые Паруса. Писатель, закончивший свои дни в полной нищете, брошенный Литфондом, Союзом писателей, подарил феерию.
Если посмотреть в словаре, можно найти три значения этого слова.
Феерия (франц. feerie, от fee — фея, волшебница)
1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
3) Волшебное, сказочное зрелище.
Конечно же, творчество А.Грина связано с волшебством. Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная любящим отцом, живет в бедности и уединении. И она, и отец – мечтатели. Рядом с ними - мир прагматизма и мир сказки, забота о куске хлеба и мечта. Грин не был бы Грином, если бы мечта девушки не сбылась. Две струны зазвучали вместе, и Грэй увидел спящую в траве девушку, а дальше ... Дальше романтическая фантазия, и её надо прочесть. Прочесть хотя бы потому, чтобы восхититься Писателем, творившим среди смерти, голода, тифа. Разве сравнима Гражданская война с экономическим кризисом? Конечно, нет! Представьте на минуту картинку: тридцатидевятилетний Грин (Александр Гриневский), бывший эсер, разочаровавшийся в революции, больной, измученный сидит в тифозном бараке и тайком листает тетрадь с повестью-феерией «Алые паруса». Опровергая здравый смысл, он верит в любовь, чудо, мечту. Как это понять?
А потом наступил мир. Грин написал выдающиеся романы: «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда»; готические рассказы «Серый автомобиль», «Крысолов», «Фанданго», и к нему пришло признание. Началась светлая полоса, и в ней ярким пятном - любовь жены писателя -Нины Николаевны. «Голубчик мой, ненаглядный», - называла она его.
А ненаглядный не вписывался в эпоху, не хотел подпевать; он писал Горькому: «Алексей Максимович! Если бы альт мог петь басом, бас – тенором, а дискан – фистулой…»
Результат очевиден: дырявая крыша над головой и прогорклые огурцы на столе.
В завершении хочу привести словесный портрет А.Грина, оставленный писателем Соколовым-Микитовым.
«Сухощавый, некрасивый, довольно мрачный, он мало располагал к себе при первом знакомстве. У него было продолговатое вытянутое лицо, большой неровный, как будто перешибленный, нос, жесткие усы. Сложная сетка морщин наложила на лицо отпечаток усталости, даже изможденности. Морщин было больше продольных. Ходил он уверенно, но слегка вразвалку. Помню, одной из первых была мысль, что человек этот не умеет улыбаться».
Думаю, всё хорошее, что было в Александре Грине, он хранил в душе – свою улыбку тоже.

Источник