Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 марта 2012 г. 23:24

Лучшее на Лайвлибе

1K

4

Слушать "Мартина Идена", озвученного голосом документальных фильмов первого канала (Сергея Чонишвили), это, скажу я вам, особое удовольствие. Удивительно, как этот поистине мужской, с хрипотцой, голос может так талантливо читать как за мужчин (что как раз не удивительно), так и за женщин, умудряясь добавит в свой тембр нежности и девичьего кокетства. Браво! Восхищаюсь талантом Чонишвили!

Я - дама сентиментальная и чувствительная до такой степени, что временами подумываю, а не бросить ли мне чтение книг, которые приносят только душевное расстройство и излишние переживания за того или иного героя. Но, не в силах противиться своему пороку, продолжаю ему предаваться. Собственно говоря, это я к тому, что мне всех и всегда жалко: обездоленных детей, недоедающих девушек, несправедливо обиженных юношей, несчастных женщин, слабохарактерных мужчин, стариков, нищих, животных... Список может продолжаться до бесконечности. Нет практически ни одной книги, чтобы мне не было кого-нибудь жалко. Но Джек Лондон нарушил константу: в этом романе мне абсолютно никого не жалко. Даже с точностью до наоборот: все герои меня раздражали. Какие-то малосимпатичные личности проживали в начале ХХ века в Америке: глупые представители буржуазии, невежественный рабочий класс, зазнавшиеся писатели, вороватые издатели, ограниченные лавочники и подлые журналисты. Да, не хотела бы я очутиться в то время в том месте. Прям и нет нормальных людей, как почитаешь Лондона. Все - жалкий презренный сброд. Особенно малоприятная личность сам главный герой - Мартин Иден. Искренне считая, что посредством прочтений ста книг (пусть даже тысячи) он превратился в великого философа и талантливого писателя, всех остальных он обвиняет в ограниченности. Мне тоже порой знакомы приступы мизантропии, но не до такой же степени. После признания его таланта все только ухудшилось: теперь Мартин на все сто процентов уверен в своей гениальности и испорченности остального мира.

Сильная книга, основанная на реально пережитых автором событиях, но какая-то чересчур пессимистичная, вся в темных тонах безнадеги. Вроде бы я и переживала за героя, но как-то нейтрально, что обусловлено моей полной антипатией к нему. Но и другие герои не вызывают даже чуточку симпатии. На протяжении всей книги у меня была стойкая ассоциация с Цветы для Элджернона . По-моему, Мартин Иден практически вылитый Чарли Гордон: поначалу главный герой предстает перед нами в роли доброго наивного парня, который, по крайней мере, любит жизнь и умеет ей радоваться. Но после прозрения (каким путем оно наступило - дело десятое) наступает злобная ожесточенность и ненависть ко всеми миру, основанные на самодовольстве и завышенной самооценке. В общем, грустная история, но, в случае с Мартином, не вызывающая особого сострадания, так как герой сам являлся источником всех своих бед.

Подводя итог, хочу сказать, что все-таки рассказы про животных Лондона мне намного симпатичней его большой прозы. Хотя, возможно, что другие романы у писателя намного лучше "Мартина Идена".

P.S. Может, кто-нибудь знает, какие еще книги озвучил Чонишвили?

Ветка комментариев


Однозначно вы правы, особенно если учесть, что у Идена была проблема со словарным запасом. Но дело в том, что изначально у Мартина не было особой тяги к писательству. Да что там особой - никакой не было. И она появилась только после статьи, в которой говорилось о писательском гонораре, тогда Иден и загорелся. А потом вошел во вкус. В его случае я не отрицаю наличие таланта (особенно, учитывая, что это прообраз самого Лондона), но, согласитесь, не каждый, кто польстившись на писательский гонорар, возьмется за это дело непременно своим упорством достигнет успеха. В его случае так совпало, талант "дремал" в нем, и, благодаря случайности, выбрался наружу. Но вряд ли это формула успеха подойдет еще кому-то ( опять-таки, я про творческие профессии))))


Т.е. Вы считаете. что если человек начал писать и не потому, что "не может не писать", а потому, что хочет заработать денег, то он не может написать что-то стоящее? Это далеко не так. Тут ведь главное не первичный мотив, а его стремление, его способность к пониманию. Никто не говорит, что это формула успеха, это просто история Человека, так что мне кажется, что вы немного придираетесь к нему=)
П.С. Зря вы про мизантропию и ненависть к миру. У него этого не было. Он очень терпимо относился к людям.


Отнюдь, наоборот, я не отрицаю наличие таланта, но утверждаю, что редко таким прагматичным подходом обладают люди искусства. И такое упорство не означает, что ты обязательно добьешься успеха. К сожалению, нет. Во-первых, потому что невозможно самостоятельно определить свой божественный талант, а во-вторых, потому что жизнь полна неожиданностей, которые невозможно все предусмотреть.
Мартин изначально действительно очень терпимо относился к людям, но после признания, которое совпало с потерей лучшего друга и любви (цели), он несколько изменил свой взгляд на мир и на людей. Все начали его раздражать: его бывшее окружение, его нынешнее окружение. Скажем так, мизантропия не была присуща его характеру, просто у него случилось полное разочарование в жизни и, как результат, глубокая депрессия.
Просто лично мне неприятен этот герой. Его подходом к жизни, его требованиями к Рут быть женой непризнанного гения и жить в проголодь, его излишней самоуверенность. Рут мне тоже не нравится, особенно тем, что она пришла его умолять жениться на ней в конце романа. Я была о ней лучшего мнения.