Больше рецензий
2 марта 2012 г. 23:24
Лучшее на Лайвлибе
1K
4
РецензияСлушать "Мартина Идена", озвученного голосом документальных фильмов первого канала (Сергея Чонишвили), это, скажу я вам, особое удовольствие. Удивительно, как этот поистине мужской, с хрипотцой, голос может так талантливо читать как за мужчин (что как раз не удивительно), так и за женщин, умудряясь добавит в свой тембр нежности и девичьего кокетства. Браво! Восхищаюсь талантом Чонишвили!
Я - дама сентиментальная и чувствительная до такой степени, что временами подумываю, а не бросить ли мне чтение книг, которые приносят только душевное расстройство и излишние переживания за того или иного героя. Но, не в силах противиться своему пороку, продолжаю ему предаваться. Собственно говоря, это я к тому, что мне всех и всегда жалко: обездоленных детей, недоедающих девушек, несправедливо обиженных юношей, несчастных женщин, слабохарактерных мужчин, стариков, нищих, животных... Список может продолжаться до бесконечности. Нет практически ни одной книги, чтобы мне не было кого-нибудь жалко. Но Джек Лондон нарушил константу: в этом романе мне абсолютно никого не жалко. Даже с точностью до наоборот: все герои меня раздражали. Какие-то малосимпатичные личности проживали в начале ХХ века в Америке: глупые представители буржуазии, невежественный рабочий класс, зазнавшиеся писатели, вороватые издатели, ограниченные лавочники и подлые журналисты. Да, не хотела бы я очутиться в то время в том месте. Прям и нет нормальных людей, как почитаешь Лондона. Все - жалкий презренный сброд. Особенно малоприятная личность сам главный герой - Мартин Иден. Искренне считая, что посредством прочтений ста книг (пусть даже тысячи) он превратился в великого философа и талантливого писателя, всех остальных он обвиняет в ограниченности. Мне тоже порой знакомы приступы мизантропии, но не до такой же степени. После признания его таланта все только ухудшилось: теперь Мартин на все сто процентов уверен в своей гениальности и испорченности остального мира.
Сильная книга, основанная на реально пережитых автором событиях, но какая-то чересчур пессимистичная, вся в темных тонах безнадеги. Вроде бы я и переживала за героя, но как-то нейтрально, что обусловлено моей полной антипатией к нему. Но и другие герои не вызывают даже чуточку симпатии. На протяжении всей книги у меня была стойкая ассоциация с Цветы для Элджернона . По-моему, Мартин Иден практически вылитый Чарли Гордон: поначалу главный герой предстает перед нами в роли доброго наивного парня, который, по крайней мере, любит жизнь и умеет ей радоваться. Но после прозрения (каким путем оно наступило - дело десятое) наступает злобная ожесточенность и ненависть ко всеми миру, основанные на самодовольстве и завышенной самооценке. В общем, грустная история, но, в случае с Мартином, не вызывающая особого сострадания, так как герой сам являлся источником всех своих бед.
Подводя итог, хочу сказать, что все-таки рассказы про животных Лондона мне намного симпатичней его большой прозы. Хотя, возможно, что другие романы у писателя намного лучше "Мартина Идена".
P.S. Может, кто-нибудь знает, какие еще книги озвучил Чонишвили?
Комментарии
У него много озвученных книг Акунина, "Креативщик" Борисовой, от "Демонов в раю" Липскерова я просто в диком восторге, отдельно упомянула о шикарной начитке в рецке, "Мой любимый спутник" Мураками. Павич "Последняя любовь в Константинополе". Вижу, что новый Пелевин уже им тоже озвучен. Шикарный голос, шикарный актер.
О, да!
Спасибо большое за ответ))) Буду слушать)
Какой-то сегодня необычайно удачный вечер на интересные рецензии и любопытные открытия...
Спасибо)))
да, это и я заметила.
О, да :)
Вика, спасибо большое за такое интересное мнение!!!!!! Я пока читаю здесь редко, но тебя сейчас прочитала не отрываясь)))
Я этот роман очень любила, но читала давно, поэтому не могу толком вступить в дискуссию.
Но вот то, что всегда всех жалко, и не только в книгах, - это про меня!!!!
Я уже измучилась всех постоянно жалеть... Это сильно выматывает, да...
Спасибо вам)
Это точно. Малодушно стараюсь не думать о горестях мира, но в наше просвещенное время, с таким количеством источников информации, трудно (да что там, практически невозможно) абстрагироваться от чужих проблем. Всех жалко.
это очень сложно,это так сложно.От того врачи и прикрываются маской цинизма, иначе никак..
С этим согласна, Вика. Да, когда читала, у меня тоже возникла такая ассоциация.
Но дальше
категорически не согласна.
"Мартина Идена" я читала давно, а "Цветы для Элджернона" недавно, но убеждена, что злобной ожесточенности и завышенной самооценки не было ни в том, ни в другом случае.
Они оба испытывали быстрый интеллектуальный рост, который был отодвинут во времени и прошелся на зрелые годы, но, как это закономерно бывает, в какой-то момент оба испытали прозрение и поняли, что те люди, которых они боготворили, уважали, на самом деле: во-первых смеялись над ними, а во-вторых, на самом деле далеко не так умны и достойны, лицемерны и трусливы. Представьте себя на их месте и скажите: можно было оставаться спокойным и благоразумным? Не слишком ли вы к ним требовательны? А вы помните себя в подростковом возрасте? Какие неожиданные бывали открытия, когда оказывалось, что люди на самом деле не то, что мы о них думали? Они еще вполне прилично себя вели оба.) Если я не права, докажите цитатами.)
А самоубийство Идена и есть протест против этого ненатурального, лживого мира в котором он не хотел жить, но частью которого уже стал. Он дитя природы и в нее он и ушел, растворился в ней.
То, что ты упомянула о подростковом возрасте - справедливо. Действительно, поведение обоих героев похоже именно на поведение морально неустойчивых тинейджеров. Но ни один из них не был уже в том возрасте. Если Чарли Гордона я готова оправдать: это был не его выбор, и он не жил по-настоящему юношество, у него действительно было неожиданное и резкое взросление. Но вот что касается Мартина Идена: извини, нет. Кто вообще сказал, что он умственно перерос кого-то? Может, я так резка по отношению к этому герою, потому что уж очень он мне напоминает одного человека. Я не на страницах книги, но в жизни наслушалась этого бахвальства о всемогуществе и бесконечном уме, а на самом деле этот прототип Идена сидит на диване, не в состоянии содержать своих детей и жену, и говорит, что к сорока годам он устал и наработался. Да, в какой-то степени у меня к нему предвзятое отношение, но только потому, что знаю, какие эти люди на самом деле.
Кроме того, Мартин пришел к выводу, что на Земле такие умные остались он и бог. Буржуазия ему не ровня, рабочий класс - не ровня, бывшие друзья - ограниченные, новые друзья - подхалимы и льстецы и тоже ограниченные. Никто его не понимают. Поддавшись мгновенному решению взял и утопился. Ну, точно как подросток. О каком интеллекте тогда вообще идет речь? Пусть это мое личное мнение, но людям, способным на самоубийство без каких-либо серьезных на то причин ( ужасные боли в последней стадии раковой болезни; жена и двое детей погибли, а он остался жить), в знак протеста, я отказываю в здравом смысле и уме.
И почему это ты вдруг ко мне на вы?)))
Не знаю, у меня, наверно, несколько другое понимание этого образа сложилось... И в случае с Мартином Иденом решение уйти из жизни-это не слабость, а проявление силы. Такие люди не могут "прогибаться под изменчивый мир" и, поняв что его цель жизни была ложной, по достижении ее он понял, что проиграл. Признал себя потерпевшим поражение и ушел, чтобы не влачить жалкое существование. Такие люди тоже бывают.
Жаль, но продолжить этот интересный разговор про Мартина Идена я смогу только после выборов.)) Поэтому, наверно, и перешла в конце на "вы", что предвижу спор о том высокомерный Иден или нет и прочее. У твоей точки зрения, Вика, я знаю, много сторонников.) Но извини, конечно.))))
Что ты! Мне интересно дискутировать с тобой, и очень интересно задуматься над твоей точкой зрения. Возможно, истина на твоей стороне. Просто, как я уже написала выше, у меня Иден "совпал" с одним похожим человеком. Да и на данном отрезке своей жизни мне сложно понять, зачем уходить из жизни на пике успеха и признания, всего лишь разочаровавшись в цели. Ведь можно найти тысячу других целей!
Но я вовсе не хочу быть категоричной в своих суждениях. В любом случае, каждый человек волен сам распоряжаться своей жизнью. Поэтому я не ставила Мартину в вину его самоубийство в своей рецензии. Это его выбор. Мне противно его самомнение, которое, ИМХО, несколько завышенное. Ведь не могут же быть все вокруг сплошь тупицы и невежи. Так не бывает. Понимаю, что у него был приступ, выражаясь современным языком, депрессии. Но его нелепые претензии к обществу просто смешны. А именно то, что, видите ли, все поменяли к нему отношение после пришедшей славы, в то время как он остался прежним. Но ведь самого Мартина можно обвинить в том же: он изменил свое мнение обо ВСЕХ окружающих, но ведь они-то остались прежними!
В общем, трагедия Идена в том, что у него не было ни одного по-настоящему близкого человека, который мог бы в подходящий момент вытянуть его из омута уныния.
вот! аналогичное восприятие! а еще можно добавить, что за такой короткий срок он не мог прочитать и познать все. если бы я испытывала такой подъем к знаниям и знала, что не прочитала и половины, то никогда бы не совершила того, что сделал с собой он. а значит, не так уж ему и интересно было даже то, что он прочитал, и знания вообще. что-то там прочитал, написал, записал себя в гении и успокоился. Вот он, Мартин))
о, у меня тоже ждет своего часа "Мартин Иден" в исполнении Чонишвили
вообще, классный чтец - это по меньшей мере половина удовольствия от книги!
Да, от чтеца многое зависит. Уверена, тебе понравится) Книга наводит на размышления.
спасибо :) ой, мне времени просто катастрофически на все не хватает :(
я читала, но теперь просто охота послушать!!!
Советую) Послушай еще раз в исполнении Чонишвили))
Чонишвили - не только обладатель приятного голоса, но и приятной внешности.
Согласна)))
красавчик)))
Из озвученного, помимо того, что уже упоминалось есть Эрнест Хемингуэй - Прощай, оружие, несколько книг Радзинского, Высоцкий - Роман о девочках, Акутагава Рюноскэ - В стране водяных, Пелевин Виктор - S.N.U.F.F.
Спасибо большое! Особенно за Акутагаву: любимое произведение любимого автора в озвучке лучшего чтеца. Надо срочно разыскать))
Мне кажется, что в Мартине Лондон описывает себя. И этим как бы определяет свою судьбу-то есть он знал уже, что ждёт его, только выбрал другую смерть.
А так-
Лондон-матрос, Иден-матрос
Лондон писал, Мартин-писал..
Описывя в Идене свою жизнь, он ищет путь и находит его такой вот..
А рецензия мне очень понравилась, Викуль..Я снова задумалась..
Это точно, что Лондон описывает себя. Помимо того, что ты перечислила, есть еще и другие мелкие детали биографии, полностью совпадающие у автора и его героя. Да, наверное, он действительно через свой прототип ищет путь. И я очень симпатизирую Лондону-писателю, но если Лондон-человек - это Мартин Иден, то не очень. Но книга все равно сильная.
я просто навскидочку не помню все детели биографии.Одно различие я правда нашла- Лондон был женат. И он оставил свою первуюжену, хотя она помогала ему во всём и поддерживала. Мартина он так и не женил.
Ой, я не так хорошо знаю биографию Лондона. Но теперь захотелось покопаться) Будет на днях время - почитаю о нем)
Интересно, как люди по-разному видят одни и те же книги. Когда я читала "Мартина Идена", меня прежде всего поразила эта невероятная настойчивость, целеустремленность, напряженный труд - когда человек верен своей цели, вопреки временным неудачам. Сходное чувство у меня вызывали письма Ван Гога - его исступленные поиски и работа, вопреки полной невостребованности и отсутствию признания. Что же он, "умнее всех" был? Похоже, да. Не всех, но многих. Поэтому пример с псевдоинтеллектуалом, сидящим на диване, меня сильно удивил :) Спасибо за интересную и неожиданную рецензию.
Спасибо вам за комментарий и за мнение)))
Мне кажется, мы все видим одну и ту же книгу по-разному, потому что у каждого из нас за плечами свой жизненный опыт, который и стоит в основе восприятия. Вот почему-то именно такие ассоциации были у меня. А о целеустремленности: мне подход Мартина кажется в этом смысле несколько искусственным. Всегда думала, что талант писателя - это как талант художника, скульптора, поэта. Невозможно усердием добиться популярности, потому что талант либо есть, либо его нет. У Идена же был чисто прагматичный подход. И это тоже меня отталкивает от героя. Еще одна ассоциация: детская компьютерная игра, в которой ты заранее знаешь, что за сто собранных вишенок (условно) получаешь какой-то бонус. Но ведь в жизни не так. Никогда не знаешь результат. Он изначально непредсказуем. Поэтому мне намного более симпатичны рассказы Лондона о животных, которые нахожу более реалистичными что ли, более искренними, чем этот роман. Хотя не спорю, что это очень достойное произведение, интересное, заставляющее задуматься.
Скажите это Флоберу, который свою Бовари писал ну ооочень долгое время =) Вытачивается мастерство писателя, его стиль, мысли то те же. Главная проблема у Мартина была с тем, чтобы передать свое ощущение мира через слова и, согласитесь без какого-либо образования сделать это крайне сложно, требует труда и усердия.
Однозначно вы правы, особенно если учесть, что у Идена была проблема со словарным запасом. Но дело в том, что изначально у Мартина не было особой тяги к писательству. Да что там особой - никакой не было. И она появилась только после статьи, в которой говорилось о писательском гонораре, тогда Иден и загорелся. А потом вошел во вкус. В его случае я не отрицаю наличие таланта (особенно, учитывая, что это прообраз самого Лондона), но, согласитесь, не каждый, кто польстившись на писательский гонорар, возьмется за это дело непременно своим упорством достигнет успеха. В его случае так совпало, талант "дремал" в нем, и, благодаря случайности, выбрался наружу. Но вряд ли это формула успеха подойдет еще кому-то ( опять-таки, я про творческие профессии))))
Т.е. Вы считаете. что если человек начал писать и не потому, что "не может не писать", а потому, что хочет заработать денег, то он не может написать что-то стоящее? Это далеко не так. Тут ведь главное не первичный мотив, а его стремление, его способность к пониманию. Никто не говорит, что это формула успеха, это просто история Человека, так что мне кажется, что вы немного придираетесь к нему=)
П.С. Зря вы про мизантропию и ненависть к миру. У него этого не было. Он очень терпимо относился к людям.
Отнюдь, наоборот, я не отрицаю наличие таланта, но утверждаю, что редко таким прагматичным подходом обладают люди искусства. И такое упорство не означает, что ты обязательно добьешься успеха. К сожалению, нет. Во-первых, потому что невозможно самостоятельно определить свой божественный талант, а во-вторых, потому что жизнь полна неожиданностей, которые невозможно все предусмотреть.
Мартин изначально действительно очень терпимо относился к людям, но после признания, которое совпало с потерей лучшего друга и любви (цели), он несколько изменил свой взгляд на мир и на людей. Все начали его раздражать: его бывшее окружение, его нынешнее окружение. Скажем так, мизантропия не была присуща его характеру, просто у него случилось полное разочарование в жизни и, как результат, глубокая депрессия.
Просто лично мне неприятен этот герой. Его подходом к жизни, его требованиями к Рут быть женой непризнанного гения и жить в проголодь, его излишней самоуверенность. Рут мне тоже не нравится, особенно тем, что она пришла его умолять жениться на ней в конце романа. Я была о ней лучшего мнения.