Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2020 г. 07:49

404

5 Ревизия Холмса

Французский филолог и литературный критик Пьер Байяр, автор переведенных на русский язык монографий «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» и «Титаник» утонет», в своем эссе предлагает заново открыть повесть о приключениях Шерлока Холмса на Дартмутских болотах с целью оправдания невинно обвиненного Стэплтона и поиска настоящего убийцы. Данный подход позволяет Байяру как высказаться относительно феномена Великого Сыщика, так и представить публике свои неординарные рассуждения по поводу взаимосвязи книжного мира и реальности. Согласитесь, что другого такого персонажа, как Шерлок Холмс, одно из исследований о котором очень точно называется «Человек, который никогда не жил и никогда не умрет» не найти: еще при первых изданиях рассказов о нем люди считали его абсолютно реальным, выходя при этом на демонстрации с требованием оживить героя после схватки у Рейхенбахского водопада; до сих пор ему пишут письма о помощи; бесчисленные подражатели по всему миру сочиняют продолжения его приключений. Байяр не без оснований считает, что именно Холмс может выступать ярким примером трансфера литературного персонажа через границу вымысла и действительности: люди продолжают формировать его судьбу, но и он оказывает влияние на человеческий мир.
Сначала автор кратко пересказывает сюжет бессмертного произведения Конан Дойла, особо заостряя внимание на важных для его исследования местах. Затем описывает метод Шерлока Холмса, потихоньку подвергая его критике, опираясь на внушительную статистику ошибок и заблуждений Великого сыщика, а их в шести десятках «сакральных текстов» предостаточно. В основу своих сомнений француз помещает субъективизм литературного героя в выделении одних улик в ущерб другим. Не видя всей картины, взыскательный читатель должен доверять персонажу определение важности той или иной улики (знака) для расследования преступления. Байар высказывает опасения, в том, что Холмс, как правило, изначально придерживается одной версии, принимая во внимание лишь те доказательства, которые подтверждают его точку зрения. Безупречная логика дедуктивного метода работает лишь в рамках определенного автором направления. В то же время, имеющейся в книгах информации бывает достаточно для определения альтернативной истины. Для этого автор вводит термин «полицейская критика», которая в противовес «литературной критике» не только определяет неточности и противоречия текста, но и нацелена на вмешательство - конкретно на поиск доказательств невиновности одного персонажа и виновности других. Байяр был вдохновлен работой американских критиков Гудхарт и Фелман, доказавших, что у Софокла не Эдип убил царя Лая, что как Вы сами понимаете, ведет к серьезнейшим последствиям для психоанализа (отмена эдипова комплекса), например. Французский ученый интригует: «...многие убийства, о которых рассказывается в литературных произведениях, совершены не теми, кого в них обвиняют». В целях доказательства своих предположений, Байяр далее предлагает новую трактовку известных всем событий, для начала обеляя собаку и Стэплтона. Затем описывает основные научные взгляды «сегрегационистов» и «интеграционистов», соответственно названиям считающих границу между книжным миром и реальностью не/проницаемой и приступает к оценке реальности Шерлока Холмса. Здесь я увидел много общего с прекрасным романом Дэна Симмонса «Пятое сердце», в котором, как всем известно, Шерлок Холмс, выступая с противоположных Байяру позиций, приходит к выводу, что он – литературный персонаж. Далее ехидный француз развлекает нас раскрытием обстоятельств глубокой ненависти Конан Дойла к своему герою (и благодетелю), а в финале блестяще выдвигает и обосновывает свои обвинения в «невидимом убийстве» абсолютно неожиданному для многих персонажу «Собаки Баскервилей».
Моя оценка: «Отлично!» Конечно же, не все по достоинству оценят эпатажный стиль и насмешки в адрес культовой фигуры Шерлока Холмса, однако, несомненно, что Байяр использует эти приемы исключительно для придания остроты своему исследованию. На самом деле, в каждой строчке читается глубокая привязанность и вовлеченность в судьбу героя. Интересная работа, одна из немногих в области теории детектива как художественного произведения. Спасибо издательству «Текст», которое не прошло мимо этого чудесного текста и порадовало поклонников жанра