Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 июня 2020 г. 10:17

951

4 Русская литература с точки зрения пьяницы

Очень противоречивая вещь.
.
Перескажу вкратце (сам рассказ занимает полстраницы).
Женщины сравниваются с алкогольными напитками в зависимости от своего возраста, а затем в зависимости от семейного положения.
.
С одной стороны - совершенно безобидная вещь. Воздушная и лёгкая.
.
Но тема-то какая провокационная.
Не зря на неё почти нет рецензий. Одна положительная и остроумная ( SedoyProk ), одна нейтрально-воздержанная и одна разгромная (из-за которой я и пишу).
.
С другой стороны, понятно, что многим, кому эта тема болезнена, может быть обидно оказаться в последней категории. А кому-то и в предпоследней. Тем более, что 130 лет назад, возрастные категории были другими. Да ещё и речь идёт от лица (если можно так выразиться) какого-то алкаша, а он, видимо, ещё слегка занизил пороги.
Очень благородно, Антон Павлович, прикрываться пьянчужками и перекладывать на них ответственность за свою теорию :).  Впрочем, весьма остроумную.
.
Более того, как объяснила моя жена, с которой я на радостях посоветовался (по своей наивности), дело не в конкретных метафорах или возрастных категориях (о которых я из последних сил умалчиваю), а именно в самом факте сравнения. Так сказать, утилитарному, потребительскому подходу к женщине в целом. Больше жена ничего не сказала. Но я не теряю надежды, что когда-нибудь она снова заговорит.
.
А вы, уважаемые читатели, что думаете по этому поводу?
Надеюсь, я не потеряю никого из вас.
.
Надо сказать, что (впервые с Чеховым) мне показалось,  что с художественной стороны это коротенькое произведение тоже не идеально. Думается, А.П. мог бы придумать и посмешнее. То есть задумка великолепна, но для такой благодатной почвы сами шутки не достаточно искрятся и пенятся (отвечу на немой вопрос некоторых из вас - нет, я не считаю, что могу лучше). Ожидал, что каждая из шуток будет острая как штопор. Возможно, часть из них потеряли актуальность, выдохлись.
Непонятны также предпочтения рассказчика в диапазоне 23-28. Для вас, например, шампанское лучше токайского? Вот именно.
.
Ко всем бедам, я сам ещё и практически непьющий. Возможно, мне вообще нельзя было такое читать (а ещё я был женат, я упоминал уже?).
.
Интересно, что спорны не только верхние границы, но и нижние. Какая пятнадцатилетняя барышня сегодня не посчитает оскорбительным быть в категории "дистиллированная вода" ? К счастью, мало кто из них знает что это такое, да и Чехова пока еще не все читают.
.
Будучи слегка разочарованным неэффективным использованием благодатной темы, я решил поддержать почин и сравнить с алкогольными напитками самих русских классиков.
.
Чехов. Хорошее полусухое вино. Эффект бывает разный. От молодого (как здесь) - хочется выпить в хорошей компании и угостить всех. От выдержанного - тянет погрустить в одиночестве на диване. Может согреть на холоде, никогда не надоедает, пьётся легко. В небольших дозах полезен каждый день. Похмелье наступает вместе с отрезвлением в момент употребления. Используется в кулинарии и прочих переработках и термообработках во всем мире. Запах остается, но эффект, к сожалению, не сохраняется.
.
Достоевский. Водка. Высокий градус, сильная зависимость. Символ России в мире.
Принимается организмом как лекарство. Можно использовать как стерилизатор или для растираний. Эффект выворачивающий. С антибиотиками лучше не смешивать. Похмелье тяжелое.
.
Тургенев. Зверобоевая настойка или ягодный ликер. Пьётся в городе, но пахнет деревней, . Эффект - зрелые мужики начинают чувствовать себя благородными и несчастными, зрелые женщины - чистыми, юными, умными и прекрасными. Хочется в Париж помечтать о России. Похмелья не вызывает.
.
Толстой. Пиво. На то же количество спирта гораздо больше воды.
Эффект. После второго стакана - эйфория от стройности мысли, в мироздании не остаётся секретов. Тянет писать (ударение меняется в зависимости от выпитого). После пятого стакана хочется всё бросить и уйти из Ясной Поляны. Сильное мочегонное, желчегонное, религиогонное. Может вызвать сонливость. Похмелье приходит через десятки лет.
.
Пушкин. Коньяк. Всегда крепкий. Может быть сладким или немного терпким. Хочется пить по чуть-чуть, смаковать каждый глоток, вдыхать аромат, любоваться цветом. Употреблять в интимной обстановке. Не стыдно подарить хорошему врачу, профессору или другому умному человеку и собеседнику. Можно дарить женщине. Эффект - лёгкое головокружение.
.
Все вместе взятые - держать от детей на расстоянии. В поле зрения, чтоб хотелось, но насильно не давать. Можно отравиться на всю жизнь.
.
Дальше галопом.
Гоголь - перцовка или горилка. Может привидеться нечисть, пробивает на смех, но затем чувствуешь себя маленьким человеком.
Горький - портвейн. Для опытных потребителей. Политически выдержан по форме и содержанию.
Набоков - шампанское. Пузырится на языке, щекочет нёбо. Ощущение праздника во рту. Но чаще чем раз в год не тянет.
.
А какие у вас ассоциации?
картинка Zhenya_1981

Комментарии


Евгений, заметно, что Вы человек практически непьющий ))
Не обижайтесь, но надо обращаться к профессионалам )
А жена у Вас молодец, и Вам с ней повезло ))


Да, правда в глаза колет.
Постараюсь не обижаться, особенно если Вы (как профессионал, я так понимаю) разъясните где моя ошибка.
Кроме того факта, что я непьющий :)

Женой я тоже доволен, спасибо за комплимент ))


Вот и я Антона Павловича за профессионала принял))
Но, видимо, ошибся...
Здесь, на сайте, думаю, настоящих профи не найти))
Так что, как и Вы нервно покупаю в сторонке))


Покурю ))


я уж подумал, что Вы намекаете на мою прямолинейность и нетактичность в этом вопросе. У Вас очень по-джентельменски ))
А вы на самом деле про алкоголь...


Здорово, Евгений. Мне понравилось. Очень.
Особенно удачные попадания с Достоевским и Гоголем. Тургенев и Горький тоже.

Что же касается моих ассоциаций, (предупреждаю сразу, я тоже - не профессионал) я бы поменял Пушкина с Чеховым, все же Пушкин легче, он - сухое вино, а Чехов - коньяк.
Толстой никак не пиво, он, конечно, объемен, но градус в нем повыше будет. Скорее, это крепленое вино типа вермута.
А на пиво можно номинировать кого-то типа Крестовского или Мельникова-Печерского - объемы гигантские, пьется легко, без умственных усилий.
Набоков - все же - виски, а шампанское, наверное, Булгаков.
Шолохов - хорошо очищенный самогон, Фадеев - неочищенная сивуха.
Лесков - "Кагор", Лермонтов - херес, Салтыков-Щедрин - анисовая настойка, Жуковский - медовуха :)


Спасибо за комплимент и особенно за предложенную карту вин.
Она ужасно интересна ))
Давайте разбираться.
У Пушкина есть эффект праздничности, подарочности. К тому же, Пушкин - не только поэзия. Чехов, более меланхоличен, будничен. Коньяк вроде бы не пьют каждый день.
Тоже самое с Толстым. Я не имел в виду крепость как значимость или глубину, а скорее отталкивался от объёма и эффектов.
Крестовского или Мельникова-Печерского я не знаю, даже фамилий не слышал :(
Набоков, мне кажется, именно шампанское, игристое и витиеватое. А Булгаков может быть виски. Инородный, но при этом всенародно любимый.
Шолоховым, Жуковским и С-Щ Вы сразили меня наповал.
Фадеева не читал, но понимаю о чем Вы ))
А какой на Ваш взгляд эффект у Лермонтова? Я его очень люблю, но ничего не смог подобрать


Лермонтов - херес - терпкий вкус с богатым букетом оттенков, но горьким послевкусием )
У Пушкина самый сухой стиль письма в нашей литературе, кому же быть сухим вином, как не ему. Праздничность как раз больше подходит сухому вину, я на праздники пью именно его, а не коньяк.
А Чехов - хороший коньяк - будничен, крепок, но обладает замечательными вкусовыми качествами, можно смаковать. Хороший коньяк от плохого отличается тем, что первый можно пить, не закусывая, второй требует срочного заедания. В моей жизни был период, когда я пил коньяк почти ежедневно, если пить, а не пьянствовать, то очень даже.
К Толстому, конечно, можно подойти и с Вашей меркой, но все же, это никак не 4-5 градусов :) Мне кажется, это здесь первичнее.
С Набоковым у меня не сложилось по части игристости, превалирует инородность, а у Булгакова - наоборот, когда я в юности первый раз читал "Мастера и Маргариту" была та праздничность и игривость, которая свойственна шампанскому.
На вкус и цвет собутыльников - нет :)))


Оказывается, по Петербургским трущобам я смотрел сериал в юности.
А когда я вижу надпись

(комплект из 4 книг)

мне хочется ретироваться.


Лермонтов - херес - терпкий вкус с богатым букетом оттенков, но горьким послевкусием

Замечательно! Принимаю )
Да, не одназначно с коньяком и вином. Ваши доводы достаточно убедительны.
Получилось у нас разногласие по парам Пушкин-Чехов и Набоков-Булгаков.
Придётся жить с этим

Праздничность как раз больше подходит сухому вину

Скорее наоборот - сухое вино подходит праздничности, а не праздничность вину. А иначе это уже алкоголизм ))


Забавно, как мужчины любят переводить разговор на предметы, интересные именно им. А ведь, Антон Павлович прежде всего писал о женщинах ))
Но мужчины уходят в сторону алкоголя и писателей ))
Остаётся, дождаться комментариев от других профессионалов, по женской части ))


Надеюсь, придёт Людмила и что-нибудь скажет :)


Ах! Как же чудненько тут мужчины уже успели сообразить на троих! Здорово!
Вот если бы Вы, Женя, не упомянули меня, то я, пожалуй, не стала бы встревать в такой тесный мужской междусобойчик. ) Как я поняла, и даже жена Ваша не желает продолжать разговор на эту провокационную тему. Да, кругом одни мужчины: и автор рассказа, и его герой-повествователь, и рецензенты, и комментаторы. Короче, куда ни кинь – всюду ОН!
Кстати, сам Антон Павлович, конечно, не потерял своих читателей и читательниц после опубликования этого рассказа, но в прижизненное собрание сочинений он его всё-таки не включил. )
Впрочем, женщины, в свою очередь, тоже ведь грешат порой склонностью рассматривать мужчину как предмет неодушевлённый. Правда, возраст и семейное положение далеко не всегда являются для них главными единицами меры. Есть более важные критерии отбора, на которые никак нельзя смотреть сквозь пальцы. Но тут я, пожалуй, проявлю солидарность с Вашей женой и замолчу. )))


Люда, мне кажется, ты не совсем права насчет неодушевленности. Ведь женщины рассматриваются в рассказе не с точки зрения Чехова, и даже не с точки зрения мужчины, первичен - именно пьяница (возможно - алкоголик), а что для него обладает большей одушевленностью, чем алкоголь? Это же самое ценное для него, поэтому сравнивая алкоголь с женщинами, он не оскорбляет их, а наоборот - превозносит :)


Ах! Как же чудненько тут мужчины уже успели сообразить на троих! Здорово!

)))

Вот если бы Вы, Женя, не упомянули меня, то я, пожалуй, не стала бы встревать в такой тесный мужской междусобойчи

«У меня была какая-то тактика, и я ее придерживался»(c)

в прижизненное собрание сочинений он его всё-таки не включил

Мудро

Есть более важные критерии отбора, на которые никак нельзя смотреть сквозь пальцы

Вот именно :)

и замолчу

Надеюсь, не навсегда.
Ведь Вы ещё не поделились своими ассоциациями


По женской всё настолько индивидуально, что у каждого мужчины своя собственная карта вин. :)
Еще обратил внимание, что на этот рассказ отзывы пишут исключительно мужчины. У меня тоже есть пара мыслей по его поводу, но палиться не буду, оставлю при себе на тот случай, если когда-нибудь присоединюсь к достойной компании мужественных рецензентов :)


отзывы пишут исключительно мужчины


Причем, либо военные пенсионеры (ничего не боятся), либо вынужденные отписаться по игре (хоть и делающие это элегантно), либо пришедшие разгромить всех и вся.

присоединюсь к достойной компании мужественных рецензентов


Ждём-с


Женя, ну и тему ты поднял:) Я в спиртных напитках ничего не понимаю, рассказ этот не читала, но интересно было познакомиться с твоей рецензией и мнением о писателях:) За Толстого обидно, почему не он водка-настойка?:) Он наш русский бренд не хуже Достоевского, а Достоевский по мне что-то типа абсента


Привет, Галя :)
Рассказ короче чем эта рецензия.
Но может быть лучше и не читать его :)
И ты за Толстого обиделась? Прям не знаю. Хоть открывай клуб Анонимных Почитателей Толстого.
Я и сам его люблю.
Пиво только из-за количества, не из-за качества :)
Про абсент я тоже думал - очень депрессивный напиток, на мой взгляд, так что подходит (Разговор двух слепых об оттенках радуги).
Мне кажется, Достоевский со своим копанием душевных ран ближе Западу, чем Толстой, со своей философией. Философов там и своих хватает.
Кстати два единственных японских писателя, которых я читал (Акутагава и Х.Мураками) тоже любили Ф.М.


Как вариант:
они оба - водка,
только Достоевский - Смирнофф,
а Толстой - Столичная :)


:)
С таким подходом к разрешению конфликтных и спорных ситуаций, немудрено, что самая читающая нация является по совместительству самой пьющей


Я так понял, что номинация на самую пьющую - это про русских?
Женя, это же миф, по данным ОЭСР Россия на 8 месте, по данным ВОЗ - на 16-м :)
Конечно, в лидирующей группе, но слово "самая" предполагает безальтернативность..)


Скажем "русскоязычных" :)
Придётся и себя причислить.
А то меня в русофобии обвинят.
Правда не первая?
Ну а если такая формулировка - самая пьющая из читающих и самая читающая среди пьющих?


Звучит несколько дискриминационно по отношению к французам и чехам, которые впереди русских по обеим версиям. А вдруг они и читают больше? Я статистики по этому вопросу не имею :)


Да ну!
В Чехии был несколько раз в командировках.
Никто из человек 6-7 местных не читал Милана Кундеры. И это на его Родине в Брно.
Но это, конечно, не показательно. А пиво они пьют литрами. Но культурно.


Конечно за Толстого не обиделась, просто они оба столпы литературы:) Причем часто те, кто любит одного,не любят другого автора.


Что же удивительного, они и сами друг друга по-моему не особо любили


Перескажу вкратце (сам рассказ занимает полстраницы).

Прочитала полстраницы рассказа... Если бы я взялась писать на него рецензию, озаглавила бы её "сексистский" рассказ, но сексистский взяла бы всё-таки в кавычки) А потом автору алкогольной классификации женщин адресовала бы слова, приписываемые самому Антону Павловичу. Если верить некоторым источникам, Чехов так ответил одному писателю, который жаловался, что его, мол, совсем извела рефлексия и вообще всё не так.

- А вы поменьше водки пейте.

По-моему, наилучшая характеристика данного рассказа)
Классификация русских писателей заставляет задуматься... Мне особенно понравились "пьяные" характеристики Чехова и Тургенева) Последнего, кстати, никогда не любила...

Все вместе взятые - держать от детей на расстоянии. В поле зрения, чтоб хотелось, но насильно не давать.

Про насильно не давать, это точно) Да и вообще, всё можно - только осторожно. Главное с дозой не переборщить и правильно сочетать.
А интересно, нет ли какого-нибудь писателя, которого можно было бы сравнить с хорошим безалкогольным коктейлем?.. Может быть, Гончаров?)

Женя, спасибо за рецензию, посмеялась)


сексистский взяла бы всё-таки в кавычки

Какая ты прогрессивная! :)

Тургенева) Последнего, кстати, никогда не любила.

Да, по сравнению с остальными четырьмя, он гораздо "жиже" для меня. Но это очень субъективно. Я его впихнул в первую пятерку, хотя тех по кому прошелся галопом люблю больше.

Про насильно не давать, это точно)

Да, про детей - это единственная серьёзная мысль на всю рецензию

безалкогольным коктейлем?.. Может быть, Гончаров?

Нет, что ты! Гончаров (ещё один, которого люблю больше Тургенева) - это серьёзный напиток. Даже не знаю, что там осталось. Что-нибудь ленивое как Обломов. Русское. И чтоб на "О"... Одеколон тройной?
Безалкогольное - это Короленко

Женя, спасибо за рецензию, посмеялась)

Пожалуйста! Спасибо за отзыв!


Ну, можно после "сексистский рассказ" поставить знак вопроса:) Рассказ при желании можно "прочитать" как исповедь алкоголика и воспринять как яркую сатиру на высказывания в духе мужского шовинизма, не правда ли? Хотя, что хотел сказать этим Чехов, непонятно, по крайней мере мне)

Я его впихнул в первую пятерку, хотя тех по кому прошелся галопом люблю больше.

Забавно, а по рецензии не догадаешься)

Гончаров (ещё один, которого люблю больше Тургенева) - это серьёзный напиток.

Я у Гончарова любила "Обыкновенную историю". Помню там было несколько интересных мыслей, которые я даже хотела запомнить. Попробую что-нибудь вспомнить навскидку... К примеру, про то что исключения всегда плохи. Если в качестве выступает что-нибудь позитивное, то это плохо, так как означает, что оно встречается редко. И понятное дело, негативное исключение - плохо само по себе... Возможно, я всё перепутала и это не из Гончарова. Но в комментарии к рецензии с алкогольными ассоциациями на рассказ про пьяные ассоциации, думаю, можно и что-нибудь напутать) Не стоит судить строго)
Ну а чем тебе не нравится безалкогольный коктейль?) По-моему, очень даже неплохой выбор)


Как рассказ не "прочитай", а тому, у кого это тема больная будет обидно. Хоть сатира, хоть исповедь... :)
.
Про исключения в ОИ не помню. Вообще, этот роман быстро выветрился в отличие от Обломова.
.
Вообще-то это не пьяные ассоциации, а ассоциации о пьянстве :) Позволительно путать где угодно. В любых комментариях.
.
Безалкогольный коктейль сам по себе хорош, но как-то обидно за Гончарова, чтоли? Ни градуса, ни эффекта, ни объёма. Пусть лучше Короленко, Паустовский, Бианки...


Как деликатно ты оставила этот рассказ без оценки :)))


Как деликатно ты оставила этот рассказ без оценки

Он правда с трудом поддаётся оценке))

Вообще-то это не пьяные ассоциации, а ассоциации о пьянстве :)

Конечно, к тому же они дают пищу для размышлений) Мне следовало взять "пьяные" в кавычки, но это как бы шуточная фраза :)
Говоря об ассоциациях... я подумала, что Бунин у меня ассоциируется с белым вином.

ни градуса, ни эффекта, ни объёма. Пусть лучше Короленко, Паустовский, Бианки

Пусть, не буду спорить)


Точно, Бунина забыл. Не люблю его. :)


Ой, какая интересная тема) Спасибо, Женя)
С удовольствием поиграла в ассоциации. Вот что получилось:

Пушкин – шампанское. О чем бы не писал, всегда легко, изящно, как будто никакого труда не составило.

Лермонтов – абсент. Для инфантильных выпендрёжников и поэтов, которые всегда против толпы. В общем, для тех, кто мнит себя «богемой».

Гоголь – бальзам. Многосоставный, на травах и кореньях. Проза насыщенная, густая, фантосмагоричная, с элементами фольклора.

Тургенев – домашняя наливка на травах и ягодах. Усадьба, лето, природа.

Лесков – медовуха. В лучших российских традициях.

Достоевский, конечно же, водка. Сразу ударяет в голову. А если перепить, то можно и деньгами в камин швыряться, и старушку топором зашибить.

Толстой – коньяк. Основательно, всеобъемлюще, требует выдержки)))

Чехов – красное вино. Может употребляться буднично, повседневно, но имеет столько оттенков, что даже опытный дегустатор всякий раз открывает новые грани вкуса.


Спасибо за отзыв, Даша
Прекрасные ассоциации! Очень интересно!
Убили "изящно", "элементы фольклора", "требует выдержку", "ударяет в голову" и "новые грани" :)))
Про Лермонтова не согласен! Если это Ваши ассоциации от абсента (что логично), то обидно, что с ним ассоциируется Лермонтов.
Но, как говорится, "на вкус и цвет"...
В 7 из 8 мы примерно совпали :))


Лермонтов, конечно, давно требует перечитывания. Его проза сильнее поэзии. Большая часть поэзии какая-то подростковая, и сам Л. больше ассоциируется с подростком. В школьные годы мне Лермонтов, разумеется, нравился больше Пушкина, но с годами они поменялись местами.) Пушкин силен во всем.

Но после этой игры я поняла, что этим летом надо непременно перечитать Тургенева. Очень вдруг потянуло))) Так что запланированным китайцам и латиноамериканцам придется потесниться)))


Раз о воспоминаниях о недавней школе пошла речь, думаю можно на "ты", правда? :)
У Лермонтова много коротких, легкозапоминающихся стихов с понятными образами. Из-за этого его запихнули в школьную программу чуть ли не с 5 класса. Поэтому он ассоциируется с подростковой поэзией. Да и на портретах он всегда молодой :) Но даже эти "простые" стихи, совсем не так просты как кажутся. А сколько у него других есть! Да и нельзя всё с Пушкиным сравнивать! Тогда вообще других поэтов читать перестанем.
От Тургенева не в восторге. Да и недавно " Рудина" читал. Я лучше с Достоевским в запой уйду. Пусть в голову ударит. :) Давно не читал


Конечно, на "ты")))
Лермонтова я причисляю к подросткам из-за позиции "И скучно и грустно, и некому руку подать", а не за легкость. Он такой горький, ершистый.

Из-за этого его запихнули в школьную программу чуть ли не с 5 класса.

Ох, это отдельный разговор, как и что в школе проходят.... проходят мимо. У нас и Платонова умудрились запихнуть в школьную программу, а эта такая инопланетная глыбища, которая до сих пор даже в литературоведении не осознана.

Да и нельзя всё с Пушкиным сравнивать! Тогда вообще других поэтов читать перестанем.

Это точно, Пушкин недосягаем.

Я лучше с Достоевским в запой уйду.

Да, Достоевский тоже смотрит на меня с полок настойчиво. Я поняла, что за последние 5 лет я активно перечитывала нелюбимого Толстого, и вот еще раз Каренину на конец года запланировала. Надо и Достоевского в планы внести.
Вообще, хорошо бы каждые два месяца уделять время кому-нибудь из русских классиков, а то эта "современка" часто просто крадет время и оставляет после себя в лучшем случае "пшик"(((


Да, со школой это отдельный разговор. В рецензии есть об этом...
В погоне за сиюминутным не успеваем приобщиться к вечному. Я раньше только классику русскую читал. Но зато читал вообще мало. А теперь наоборот, к современному приобщаюсь.
Без этого тоже нельзя. Как бы мы с тобой познакомились если бы не Бобрыкин ненавистный, ненавистный...
:)


))) А, может, здесь, под сенью Чехова, и познакомились бы)))
Ну ладно, согласна, Бобрыкину тоже плюс, хорошая "современка")))


Ой, ну, правда, интересно. Т.е. - это игрушки всё, но всё одно интересно. По перворядной классике - склонен согласиться с boservas за исключением "пива"-Крестовского.
Продолжение марлезонского балета:
Писемский А.Ф. - сухое, красное, терпкое, негрубое - шираз, например.
Крестовский Вс.В. - белое полусухое, летнее, лёгкое вино.
Аксаков С.Т. - сухой яблочный сидр.
Лажечников - мерло.
Островский - белое, сухое, резкое, грубое, летнее вино.
Клюшников В.П. - светлое нефильтрованное пиво.
Гаршин - тёмный эль.


Ой, ну, правда, интересно

рад, что понравилось

Продолжение марлезонского балета:

Я половины даже не знаю :(
Но про сидр я как-то не подумал. И Островского мы упустили...


Я работаю на складе элитного алкоголя...))) А русских писателей неимоверное множество в XIX веке было. Я вот хочу для себя открыть Авенариуса, Авдеева, Авсеенко, да и до Сухово-Кобылина, стыдно сказать, ещё не дошёл и много кого ещё, Софью, вот, Ковалевскую хочу попытаться осилить...


Я работаю на складе элитного алкоголя

Тогда, конечно, Ваше мнение будет рассматриваться с повышенной долей внимания :)
Из перечисленных писателей СЛЫШАЛ только о
Сухово-Кобылине. Но читать не собираюсь. Времени очень мало, жизнь коротка, всего всё равно не перечитаешь. Приходится выбирать то, что прошло проверку временем или "одобренно" достаточным кол-вом уважаемых экспертов. Статистически - это правильно. Но фамилии эти я запомню...


Сухово - второй русский драматург XIX века, с непростой судьбой - у него был роман с барышней, которая оказалась убитой при странных обстоятельствах и Сухово всю жизнь доказывал свою невиновность, в т.ч. в своих произведениях. Жизнь коротка, искусство - долговечно...)))


Жизнь коротка, искусство - долговечно...)))

В данной дискуссии важно, что жизнь коротка.


Если рассматривать эту фразу как силлогизм, то "обращаясь к искусству - продлеваем жизнь", я, собственно, об этом.

Я где-то у Вас прочитал, что раньше Вы читали исключительно классику и читали немного, а теперь обратились к современной литературе и стали читать много больше... У меня с точностью до наоборот.


Скорее, раньше читал "мало", а вот сейчас "немного". Приятно, что Вы меня читаете :)

У меня с точностью до наоборот.

Классика даёт больше пищи для ума и сердца. И там выше коэффициент "удачных попаданий" (всё-таки, проверено времени).
Но часто современная литература как-то ближе к телу (буквально и фигурально) :)


часто современная литература как-то ближе к телу (буквально и фигурально) :)

Опять с точностью до наоборот. И именно не с титульными авторами и не с титульными произведениями. У Ф.М., например, самое "моё" - "Село Степанчиково и его обитатели" и "Бедные люди"; у Лескова - "Соборяне", "Некуда" и "Островитяне"; у Писемского - "В водовороте", "Масоны" и "Люди 40-ых гг." (вот это - совсем рубашка, почти вросшая); "Марево" Клюшникова, "Тьма египетская" Крестовского и "Обрыв" Гончарова. Два самых главных для меня русских классика - Лесков и Писемский.


Тогда Вы - скорее исключение. Но чтобы прийти к тем выводам, к которым Вы пришли, нужно было рискнуть (временем) и прочитать много второстепенных (по своей популярности, а не качеству) произведений. В Вашем случае - риск оправдался. Хотя, возможно, это был не слепой риск, а Вы что-то знали о произведениях и о себе, что позволяло предположить, что они "зайдут". Согласитесь, что если у меня есть, к примеру, "бюджет" на 3 произведений Достоевского, то я вряд ли выберу "Село Степанчиково". Только, если я уже прочитал три более известных и они повлияли на мои приоритеты так, что я выделил из бюджета время на ещё 3 книги...
Извините за канцелярский язык и потребительский подход к духовному, но, уверен, что Вы меня поняли :)


...чтобы прийти к тем выводам, к которым Вы пришли, нужно было рискнуть (временем) и прочитать много второстепенных (по своей популярности, а не качеству) произведений...

Не уверен на счёт риска. На лайвлибе приличное количество негативных рецензий с крайне низкими оценками на культовую классику, потому что - школа. И, если бы те, кто ставил единички-двоечки "Преступлению и наказанию", "Идиоту" и "Братьям Карамазовым" прочитали сперва "Село Степанчиково...", которое ни в какие ворота не лезет и не похоже ни на что из русской классики, а ближе всего к хорошей современной литературе, то и восприятие "Идиота" только выиграло бы... Ну, мне так кажется.

Про "бюджет". Для меня есть "я" и книги, а кто там что больше читает и думает - это их жизнь. Поэтому я не играю в игры на сайте - не моё. Бывают, конечно, попадания, но сам принцип..., Вы понимаете.


Я в игры тоже не играю, кроме ФМ по которому я взял 6 книг всего. Под бюджетом я имел в виду, физическую способность прочитать какое-то количество книг. Как мы уже установили, жизнь коротка, а искусство вечно.
А идея учить в школе произведения не по мере их величия и значимости для литературы в целом, а по мере их доступности для ребенка мне понравилась. Такое впечатление, что школа знает, что она отбивает у детей любовь к литературе и поэтому выбирает самые мощные произведения с мыслью - "раз есть только один шанс, так впихнём самое лучшее. Может, хоть что-то останется". Ваша идея, больше расчитана на "не отпугнуть и привлечь" и я с ней согласен.
Я тоже недавно озвучил одну идею для школьной программы в рецензии к "жестокий век". Извините, пожалуйста, что я уже второй раз себя рекламирую. Просто речь как раз об этом :)


Ну, раз мы тут автопиаримся, то у меня подборка есть по альтернативной школьной программе по литературе:
подборка
Там текст, интересные комментарии и сами книги...