Больше рецензий

Imbir

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2012 г. 14:52

2K

4

Мы умиляемся, видя на экране телевизора очередного ребенка-вундеркинда, а что мы знаем об этих детях кроме красивой картинки?

Понятие вундеркинизм: слушателя возбуждает сам факт того, что эта крохотуля – может! А хорошо ли может, и понравилось бы ему то же самое исполнение, выйди на сцену не прелестное дитя с розовым бантом, а толстый пыхтящий дядя с пальцами – сосисками, - слушатель уже не думает. С учащенным пульсом будет взирать он на цирковой трюк, пока шоу-бизнес, как положено, не высосет трюкача досуха. И не выкинет его на помойку, уже высматривая свежую прибыльную малютку. Мне кажется, восхищение вундеркиндом лежит в плоскости не достоинств, но недостатков человеческой натуры. Ведь так же глазели на корриду, бои гладиаторов и публичную казнь.


Вундеркинд эпохи перестройки. Самый известный ребенок Советского союза. Полина Осетинская начала играть на рояле в возрасте пяти лет. Впервые Полина выступила с концертом в возрасте шести лет в Большом зале консерватории г. Вильнюса. С тех пор вела активную концертную деятельность в республиках бывшего СССР, руководимая своим отцом. В девять лет в один вечер в Большом Зале Одесской филармонии исполнила Пятый концерт Бетховена и Фортепианный концерт Шумана, что оказалось беспрецедентным явлением в мировой музыкальной практике.

Отец и дочь. Дочь-вундеркинд и известный киносценарист отец. Отец, применивший к дочери так называемую систему «дубль – стресс», где основным компонентом выступает стресс (быстрая смена физических и интеллектуальных упражнений) призванный мобилизовать все способности организма. По мнению Осетинского: "В мире есть вещи, которые вы ничем кроме насилия не сделаете. Если не было насилия, мы бы не знали господина Моцарта. Насилие - это всё. Насилие - это основа культуры». Что стоит за детской гениальностью Полины? Жестокость, ограничения в еде, пятикилометровые кроссы (в пятилетнем возрасте), день, расписанный по часам, муштра, побои, занятия музыкой по 13 часов в сутки по собственной методе и под личным руководством (причем сам Осетинский даже не умел читать ноты), он и впрямь "пробил" дочери всесоюзную славу изнуряя девочку девяти-десяти лет сольными концертами (по несколько в день), зарабатывая на этом до двух тысяч рублей – на то время это были огромные деньги. Ребенок, лишенный детства, общения со сверстниками, родительской любви, который другой жизни просто не знал. Ребенок, не выдержавший нервных перегрузок и сбежавший от отца в 13 лет в никуда. Был громкий скандал. Полина с мамой укрылись в Ленинграде, где девочке пришлось переучиваться заново, позже она окончила музыкальную школу при консерватории, экстерном – консерваторию, а затем - аспирантуру Московской консерватории.

А разве мы, родители, не ловили себя на мысли, что ой как хочется в собственном ребенке воплотить то, что не получилось у самих. Спецшкола, спортивные секции, иностранный язык, изобразительное искусство, танцы, все и сразу. Мой ребенок должен быть лучшим - наверное, это знакомо многим. Умные книги о разных методах обучения и воспитания только подталкивают к таким мыслям.
Причастность к вундеркиндам не делает ребенка счастливее, а недолюбленность накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь… Вся эта история очень неоднозначна, споры не утихают уже без малого на протяжении двадцати лет, кто здесь гений, а кто злодей?! Жизнь - она вообще штука многомерная, да вот только на что потрачены годы жизни - на противостояние дочери и отца, на то, чтобы доказать, что ты хоть что-то стоишь, на что? Сейчас Полина Осетинская талантливая пианистка, красивая уставшая женщина, с грустными глазами стремящаяся к уединению.

А может быть детей просто надо любить, не стремясь воплотить в них свои амбициозные планы? Ведь родительская любовь (при адекватности и мере) – это как зонтик, который защитит тебя от самого сильного ливня.

Ветка комментариев


Спасибо:)