Больше рецензий

2 июня 2020 г. 14:06

4K

5 Ирония иллюзий, или Приятного аппетита!

Этот первый философский рассказ Чехова, ставший своеобразной пробой пера и, возможно, именно поэтому не включенный писателем в прижизненное собрание сочинений, не лишён тонкой авторской иронии. Повествует же он о суетливых и неудачных попытках людей найти успокоение и счастье в подчинении иллюзиям. Страх смерти и скука жизни омрачают старость героев и отправляют их в хаотичную и нелепую погоню за миражами.

«Ведь то были иллюзии, а человеку, особенно в старости, естественно жить иллюзиями... Без иллюзий нельзя… Бывает, что целые государства живут иллюзиями…»

Похоронив единственную дочь, помещица Анна Михайловна Лебедева ощутила приближение старости и смерти. И в её сознании «поднимается запрос о целях существования». Хоть жизнь и скучна, но смерть страшна. Бесконечные метания поглотили героиню. «Она беспорядочно заторопилась».

Чем заполнить образовавшуюся пустоту? Что делать? Есть, молиться, любить лечить? Всё это помещица и стала поочерёдно пробовать, но результаты оказывались неустойчивыми и кратковременными. В чём же дело? Что не так? Возможно, проблема в неверной мотивации? Ведь подобные увлечения должны быть чистой потребностью души, а не следствием страха и не средством заполнения пустоты в борьбе со скукой. Или же вся эта кипучая деятельность имела приставку "псевдо"?

Вот, например, Анна Михайловна, впадая «в какой-то восторженный цинизм», начала лечить крестьян, не имея для этого необходимых знаний и умений. Но при этом «она хотела видеть в них не отдельных личностей, не мужиков, а нечто абстрактное – народ!». Особое удовольствие доставляли героине не помощь людям и облегчение их страданий, а самолюбование и мысли о собственном героизме и жертвенности, которыми она упивалась.

После выхода в отставку вернулся домой вместе со своим несноснейшим характером «совсем уже дряхлый и развинченный» муж-генерал, отсутствующий более 17 лет. И помирившиеся супруги вместе зажили новой жизнью. Через какое-то время чрезмерно болтливый Аркадий Петрович начал проявлять религиозное усердие, ошибочно приняв припадок старческой грусти за внутренний духовный переворот. Но довольно быстро всё сошло на нет, и дорога в церковь была забыта.

Затем генерал обратил свой пристальный взор на пациентов жены, считая их объектами гражданской скорби. Предварительно вдоволь поиздевавшись над больными крестьянами и вылив на них ушат презрения с ненавистью, придирчивый старик разогнал их всех. И между супругами разгорается конфликт. Однако, жаркий спор народнического идеализма жены с высокомерным консерватизмом мужа истины не рождает, а заходит, как и всегда у Чехова, в идеологический тупик. Но в финале домашней беседы о гражданском долге перед великим русским народом супруги впервые заговаривают о покинувшей их дочери и испытывают друг к другу жалость.

После случившегося Лебедевы, проплакав вместе часа два, начинают спать в одной комнате. И следующее их увлечение-иллюзия уже становится общим. Это - обжорство, которому герои предаются полностью, сидя безвылазно на кухне и изобретая кушанья. С выражением жадности на лицах супруги дружно наслаждаются вкусовыми ощущениями.

«Пикантным блюдом закончилась последняя "иллюзия". Ему суждено было быть последнею прелестью обеих жизней»

Генерал умирает (или кончает с собой?), но Анне Михайловне явно не до выяснения причин смерти мужа. Ведь «она опять беспорядочно, судорожно заторопилась». На этот раз страх гонит её в монастырь. И начинается у генеральши новый этап – религиозный. Надолго ли?

картинка Ludmila888

«В молодости вся жизнь проходит бесследно, едва зацепляя сознание, в старости же каждое малейшее ощущение гвоздём сидит в голове и поднимает уйму вопросов...»

В рассказе рассматривается один из смысловых аспектов явления, описанного в более поздней и более глубокой повести «Скучная история», в которой будет продолжена и расширена тема растерянности человека на пороге смерти. Название этого аспекта вынесено в заглавие – "скука жизни". Попытки героев развеять жизненную скуку, приводящие их в тупик, не снимают поставленных Чеховым вопросов с повестки дня думающего и ищущего читателя.

Книга перечитана в рамках «Чеховских дуэлей» с boservas (рецензия).

Ветка комментариев


На меня произвело впечатление ещё и то, что этой жене было совершенно безразлично, своей ли смертью умер её муж. Она даже выяснять этого не захотела, хотя причины его смерти не знала. Не до того ей было. Погоня за очередной иллюзией оказалась гораздо привлекательнее и накрыла её полностью, лишив даже жалости и сострадания к умершему.


Я с Вами не совсем согласен. Выяснить причины смерти не имеет ничего общего с отсутствием жалости или сострадания. Погоня за иллюзиями это способ уменьшить тревогу. Есть много действий, которые уменьшают высокий уровень тревоги. Курить, пить, наркотики, компульсивное обжорство, действия сексуального характера, медитация (телевизор, вышивать крестиком или заниматься йогой). Есть более серьёзные проявления желания снизить тревогу - OCD, неврозы и т.д.
Для АМ - это её кипучая деятельность. И сила её нового порыва как раз доказывает силу тревоги связанной со смертью мужа.
Так что, я бы не сказал что

Погоня за очередной иллюзией оказалась гораздо привлекательнее и накрыла её полностью, лишив даже жалости и сострадания к умершему.

Это не привлекательность, а необходимость.
Другое дело, связанна ли тревога по поводу смерти мужа с её любовью к нему или со страхом собственной смерти...
И "безразличие" к причинам смерти может быть страхом перед той возможностью, которая перед ней может открыться...


Ну, да, то, что я написала, - это внешнее восприятие ситуации. Если же покопаться в глубинных причинах невротических реакций героини, то всё будет выглядеть несколько иначе. Тревога её, видимо, вызвана страхом смерти.