Больше рецензий

31 мая 2020 г. 19:53

3K

3.5 Вера и равнодушие

Каких-то только мнений критиков не сыщешь на просторах всемирной паутины о книге, а теперь еще и время актуально-чумное. От фашизма до злостной эпидемии 21 века. Конечно, можно поднапрячься и поискать в контекстах суперсмысли или даже предвидение, но к чему? Что останется от любой книги, если вкрутить ее в современный исторический контекст? Мне хочется побыть обычным читателям и походить по верхам произведения. Может, немного повредничать и не писать о том, что уже и так ожидаемо от человека, прочитавшего книгу «Чума». Не ругайте несчастное подобие рецензента. Это не самомнение, это желание отойти от привычного.

Оран – заурядный и тщедушный городок, наверное, получивший капельку черной славы лишь благодаря страшной болезни. Исключительные события обходили это пыльное и жаркое место. Большую часть года по улицам скачут ветры. Лишь весна приносит подобие счастья в свежих цветочных букетах. Морские пляжи упоминаются Камю лишь дважды: запрет на купание, два новоиспеченных друга плавают у утеса, смывая разочарования времени. Отчего так мало автор сказал о море? Почему в его книге живая влага не манила жителей чумного города?

В книге нет жизни, совсем нет. Герои спящие, пассивные, мечтающие или слишком расчетливые. Понятно, что чумная туча накрыла всех, но где же хоть какое-то подобие стремления к жизни? Ненормальный старикашка, плюющий на кошек с балкона, хоть развлекался, а ведущие персонажи просто страдали, ища или не ища смысл, предназначение, идею или еще что-то эфемерное… Не понимаю я подобный аскетизм мозгов. Будто жизнь – это только труд и днем, и ночью, и нет места и времени для высасывания красоты мира, пополнения душевных запасов.

Толпа людей отчего-то вызывает больше эмоций - тех же сочувствия и понимания, нежели картонные доктор Риэ и идеалист Тарру. Но они все так и остались в моей голове далекими силуэтами в прибрежном городке…
Что я оставлю в памяти, так это ползущий по темному городу трамвай, забитый трупами… Случайные и не очень жители бегут за ним, карабкаются, спотыкаются, сдирают ноги, кидают на крышу начинающие увядать цветы. Это цепляет, в этом есть страсть и желание отдавать просто так, без условностей, наперекор правилам и запретам.

Камю – экзистенциалист. Как и Сартр. Но последний жесток и искренен, умеет выворачивать души наизнанку, тыкать носом в истины. А Альбер Камю мягкий, неповоротливый, сентиментальный. И религия… В «Чуме» она меланхоличная и недальновидная. Как тесто без вкуса. Соли не хватает, сахара – тоже, даже той же соды… Спрашивала себя, к чему вообще вплетены в сюжет отец Панлю и его громкая пара проповедей…

И вот ничего меня не зацепило в книге, кроме духа надежды. К чему жить, если нет света в конце или середине тоннеля, или там, где нарисуют ее твоя воля, инстинкты, разум, сердце, просто руки? Мечты греют, надежда мягко подталкивает вперед, ноги делают шаги, и получается немного счастья. За призрачную красоту Камю спасибо, а за описание чумы – «верю, но ничего не чувствую».

Ветка комментариев


Но "Белый отель" и "Настя" пройдены...

Ахаха, Мариш, тебе теперь ничего не страшно ?))


Хотелось бы, чтобы все-таки было ещё это "страшно" впереди, а то заскучаю))))