Больше рецензий

31 мая 2020 г. 19:53

3K

3.5 Вера и равнодушие

Каких-то только мнений критиков не сыщешь на просторах всемирной паутины о книге, а теперь еще и время актуально-чумное. От фашизма до злостной эпидемии 21 века. Конечно, можно поднапрячься и поискать в контекстах суперсмысли или даже предвидение, но к чему? Что останется от любой книги, если вкрутить ее в современный исторический контекст? Мне хочется побыть обычным читателям и походить по верхам произведения. Может, немного повредничать и не писать о том, что уже и так ожидаемо от человека, прочитавшего книгу «Чума». Не ругайте несчастное подобие рецензента. Это не самомнение, это желание отойти от привычного.

Оран – заурядный и тщедушный городок, наверное, получивший капельку черной славы лишь благодаря страшной болезни. Исключительные события обходили это пыльное и жаркое место. Большую часть года по улицам скачут ветры. Лишь весна приносит подобие счастья в свежих цветочных букетах. Морские пляжи упоминаются Камю лишь дважды: запрет на купание, два новоиспеченных друга плавают у утеса, смывая разочарования времени. Отчего так мало автор сказал о море? Почему в его книге живая влага не манила жителей чумного города?

В книге нет жизни, совсем нет. Герои спящие, пассивные, мечтающие или слишком расчетливые. Понятно, что чумная туча накрыла всех, но где же хоть какое-то подобие стремления к жизни? Ненормальный старикашка, плюющий на кошек с балкона, хоть развлекался, а ведущие персонажи просто страдали, ища или не ища смысл, предназначение, идею или еще что-то эфемерное… Не понимаю я подобный аскетизм мозгов. Будто жизнь – это только труд и днем, и ночью, и нет места и времени для высасывания красоты мира, пополнения душевных запасов.

Толпа людей отчего-то вызывает больше эмоций - тех же сочувствия и понимания, нежели картонные доктор Риэ и идеалист Тарру. Но они все так и остались в моей голове далекими силуэтами в прибрежном городке…
Что я оставлю в памяти, так это ползущий по темному городу трамвай, забитый трупами… Случайные и не очень жители бегут за ним, карабкаются, спотыкаются, сдирают ноги, кидают на крышу начинающие увядать цветы. Это цепляет, в этом есть страсть и желание отдавать просто так, без условностей, наперекор правилам и запретам.

Камю – экзистенциалист. Как и Сартр. Но последний жесток и искренен, умеет выворачивать души наизнанку, тыкать носом в истины. А Альбер Камю мягкий, неповоротливый, сентиментальный. И религия… В «Чуме» она меланхоличная и недальновидная. Как тесто без вкуса. Соли не хватает, сахара – тоже, даже той же соды… Спрашивала себя, к чему вообще вплетены в сюжет отец Панлю и его громкая пара проповедей…

И вот ничего меня не зацепило в книге, кроме духа надежды. К чему жить, если нет света в конце или середине тоннеля, или там, где нарисуют ее твоя воля, инстинкты, разум, сердце, просто руки? Мечты греют, надежда мягко подталкивает вперед, ноги делают шаги, и получается немного счастья. За призрачную красоту Камю спасибо, а за описание чумы – «верю, но ничего не чувствую».

Комментарии


Книга в планах, но вот твоя оценка что-то совсем не радует. Видимо, лучше читать осенью.

Ненормальный старикашка, плюющий на кошек с балкона, хоть развлекался

Это явный плюс к тому, чтобы почитать.)
Ну и пара твоих фраз о трамвае... напомнил мне классный рассказ Куприна - В трамвае.

После рецензии возникает ощущение, что город здесь главный персонаж. М, это так? Такие книги не люблю читать.

Камю – экзистенциалист. Как и Сартр. Но последний жесток и искренен, умеет выворачивать души наизнанку, тыкать носом в истины. А Альбер Камю мягкий, неповоротливый, сентиментальный.

Согласен. В этом плане тоже всегда считал Сартра более "агрессивным". Пока не прочитал Селина.


Книга в планах, но вот твоя оценка что-то совсем не радует.

Оценка книги субъективная, так что не должна прям уж тебя напрягать) не зацепила книга... А жаль... Я надеялась на Камю.

После рецензии возникает ощущение, что город здесь главный персонаж

На мой взгляд, да. Какие-то герои вышли сумбурные, невнятные. Знаешь, как человечки мелом на городской стене.

Согласен. В этом плане тоже всегда считал Сартра более "агрессивным". Пока не прочитал Селина.

Селин... Я пока его боюсь. Слишком грязно-откровенным кажется. Он круче Сорокина? На кого вообще похож Селин?


Оценка книги субъективная, так что не должна прям уж тебя напрягать

Оценка то субъективна, но я все равно беру в расчёт мнение. Это играет роль в том - отодвигаю ли я книгу в дальний ящик.)

Селин... Я пока его боюсь. Слишком грязно-откровенным кажется. Он круче Сорокина? На кого вообще похож Селин?

Прям растерялся от вопроса) Круче ли он Сорокина. Они же разные. Я бы сказал, что Сорокин не скрывает грязного контекста, из чего вытекают грязные характеры. А Селин сразу говорит о грязных характерах. Причем говорит это без самоцензуры.
Но читал я у него только Путешествие на край ночи, там было круто. Дальше не знаю.

Тебе Селин не понравится, даже не пробуй.)


Это играет роль в том - отодвигаю ли я книгу в дальний ящик.)

Ну... Если бы меня не подтолкнуло чрезвычайно давнее желание прочитать, то я бы и дальше отодвинула.

Тебе Селин не понравится, даже не пробуй.)

Я помню, что ты мне как-то давно скидывал цитаты из Путешествия. Да, была слегка в шоке. Но "Белый отель" и "Настя" пройдены...
Почему думаешь, что точно не понравится?


Не понравится, потому что он не верит в людей. Даже не стебёт их, а насмехается. Представь, что Сорокин водит грязной кистью по рисункам, а Селин просто топчет.
Но мне понравилась та энергетика, с которой он это делает. Чужая проза после селинской кажется искусственной, особенно проза Сартра.
Ну еще он любитель многоточий. И рваного простого текста.
Все хочу прочитать Смерть в кредит, но меня бесят там многоточие))

Не понравится, потому что он не верит в людей. Даже не стебёт их, а насмехается.


Ты с ним согласен?


Нет.
В некоторых я все-таки верю))


Каких именно?)


Тут ёмко не ответить.
Пусть будет так - в живых.


Можно было просто привести пример =Р


Хорошо, в себя.))


Скромность - не твой конек, да)


Но "Белый отель" и "Настя" пройдены...

Ахаха, Мариш, тебе теперь ничего не страшно ?))


Хотелось бы, чтобы все-таки было ещё это "страшно" впереди, а то заскучаю))))


Я люблю Камю в том числе и за эту суховатость и отстранённость. «Чуму» не считаю одним из его любимых произведений - мне ближе его малая проза, которая ему и свойственна. За это же люблю и Павезе)


Посоветуй любимое-любимое из Камю, а то ну, совсем не хочется выкидывать его из планов.
Твоим рекомендациям я прям верю) Читаю сейчас "Глазами клоуна", прям ОЧЕНЬ нравится)


Мне кажется, я уже раз сто тебе писала)) так, ну "Посторонний" - само собой. Не помню читала ты или нет) А дальше его эссе - для меня это в первую очередь "Бракосочетание в Типаса" и "Возвращение в Типаса". И эссе из цикла "Лето". «Изнанка и лицо. Лето. Брачный пир» Альбер Камю . Вот в этом сборнике много интересных эссе, как мне помнится

Твоим рекомендациям я прям верю)

Ответственность осознаю, но от провала это нас не защитит))

Читаю сейчас "Глазами клоуна", прям ОЧЕНЬ нравится)

Я же, по-моему, в НФ тебе ее советовала?) Тоже мне эта книга чем-то очень понравилась, хотя даже и не скажу конкретно чем)


Мне кажется, я уже раз сто тебе писала))

Алена, тебе кажется) Мы с тобой как-то однажды только "Постороннего" упоминали в беседе) Эссе посмотрю обязательно. Мур)

Я же, по-моему, в НФ тебе ее советовала?) Тоже мне эта книга чем-то очень понравилась, хотя даже и не скажу конкретно чем)

Именно в НФ и советовала) Хороший совет. Я скоро закончу, напишу что-нибудь и, вдруг, вспомнишь, что именно понравилось)


Я рекомендации по Камю уже могу копипастом вставлять) "Посторонний" - это основа основ абсурдизма, так что без него никуда

Хорошо) А я хорошо помню сюжет, просто не всегда хочется разбирать сюжет по частям, чтобы определить, что конкретно нравится)


"Постороннего" отложила в голове на будущее)