Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 мая 2020 г. 12:22

9K

5 Число зверя, или Сатанинская пляска с выходом "святого чёрта"

Если вы взялись писать седьмую сотню рецензий на LiveLib, то по преодолению двух третий пути этой сотни, вы неминуемо встретитесь с проблемой - написать свою 666-ю рецензию. Число это особенное, именуемое "Числом зверя", провозвестника Апокалипсиса, ставленника Сатаны. И, к сожалению, как-то миновать это одиозное и угрюмое сочетание одинаковых цифр не получается, технической возможности проскочить недружелюбное число, так, чтобы сразу написать 667-ю рецензию, нет. Поэтому можно сделать вид, что ничего особенного не происходит, и запостить под роковым номером отзыв на какую-нибудь детскую книжку или "трогательную" любовную историю, а можно пойти по другому пути и выбрать из прочитанного такую книгу, которая идеально бы подходила под тему "ставленника Сатаны".

В русской истории лучше всех на эту роль подходит тобольский мужик, "старец" и конокрад - Григорий Новых, более известный как Распутин. Этому феноменальному во всех отношению человеку посвящена не одна книга, но роман Пикуля, наверное, самый известный из них, и в то же время самый скандальный. Так что и это обстоятельство тоже повлияло на выбор мною книги для 666-й рецензии.

Скандальный шлейф тянется за романом до сих пор, даже почитав многие рецензии на сайте, можно натолкнуться на возмущения по поводу грязи и сплетен, которыми, якобы, наполнил свою книгу Пикуль. Ему попрекают, что он в очень невыгодном свете выставляет царскую семью, а ведь она - святая. Как же можно так!

Согласен, книга грязная и мрачная, но, позвольте, а что - время, которое она описывает было другим? Страна стремительно летела в горнило революций, а вы хотите, чтобы этот процесс сопровождался светом и весельем? Хотя, веселья вполне хватало, власть имущие и богатые веселились порой еще отвязнее, чем в более благополучные времена. И всё это происходило при участии будущих святых Русской Православной церкви - Николая и Александры, и их "друга" Гриши. Вымазаны они с ног до головы всей той мерзостью, что творилась в столичных салонах и дворцах, в то время, когда на фронте гибли русские мужики, когда их убивали тысячами, отрывало им руки и ноги, контузило и калечило. А в деревнях и в городах в это же время пухли от голода дети и жены "защитников Отечества".

Не буду спорить с утверждением, что Пикуль собрал под обложкой своего романа не только реальные факты, но и некоторые исторические анекдоты, касающиеся описываемых событий и личностей. За это, конечно, можно ему попенять, но приходится признавать, что исторический анекдот очень часто отражает реальность ярче и образнее, чем то, что было на самом деле, анекдот отличается от реальности конкретными деталями, но дух времени и обстоятельств передает лучше. А, кроме того, не забываем, что мы имеем дело с художественным произведением, а не с документальным исследованием, и у автора, как и любого другого, пишущего на любую другую тему, сохраняется право на выборочность используемого материала.

Сегодняшние наезды на роман объяснимы, ветер дует из кабинетов деятелей РПЦ, назначив Николая с семейством святыми, они теперь ревностно пытаются фильтровать исторический материал, бросающий тень на иконообразного монарха. Отсюда и скандал с "Матильдой", отсюда и требования постфактум запретить старый роман Пикуля.

Церковники тогда, в 90-е, явно поторопились, возведя свергнутого императора в святые, тогда это воспринималось, как смена идеологического вектора, но дело в том, что историческая правда не подчиняется никакой идеологии, настырно вылезая через частоколы запретов. И теперь приходится постоянно отбиваться от любой правдивой оценки того времени и тех деятелей.

Человек, который своим безволием и нерешительностью довел страну до страшных революций, стоивших ей миллионы и миллионы жизней, человек, трусливо бежавший от ответственности в феврале 17-го, прикрывшись отречением, человек, которому было плевать на то, что творилось в стране в 1917-18 годах, что свидетельствует из его дневников, которые он прилежно вел все это время, не может не нести всей ответственности за последствия свой деятельности или бездеятельности.

И, как раз его неспособность к исполнению своей прямой обязанности - управлению страной, и показал ярко и художественно Пикуль в своем романе, и к чему это может приводить - тоже, власть, которой не способен был распорядиться монарх, доставалась любому проходимцу и шарлатану, и Гришка, довольствуясь ролью серого кардинала, брал бразды правления в свои руки. В этом и ужас того времени, и его хоть какое-то оправдание, пока Распутин был жив, он по-своему, но контролировал государственный аппарат, как только его "ушли" разные Юсуповы и иже с ними, революция задержалась только на два месяца.

А царская семейка, благодаря исключительно политическим интересам 90-х годов, обрела статус "мучеников", хотя по-настоящему помучиться им так и не довелось, до февраля жили припеваючи, после февраля, пусть и под арестом, но тоже с гувернерами и докторами. Да и убили их быстро и сразу, что, конечно же, гадко и незаконно, но не успели они помучиться, так как в годы той же гражданской войны мучились те, кого сжигали в топках паровозов, кому вырезали звёзды на спинах, кому отрубали и отрезали разные части тела до того, как убить - таких зверств полно в истории той бойни, только в святцах другие, те, кто до всего этого довел. Да, царские детки ни в чем не виноваты, а сколько тысяч таких же, ни в чем не виноватых деток, погибло в эти годы в России, по вине "профнепригодного" монарха, почему же их никто не предлагает занести в святцы?

1021

Ветка комментариев


Спасибо за отзыв.
У сожалению, это нормально, - по поводу исторических романов, ведь любой автор работает с мифами, потому что даже вокруг конкретного исторического документа могут существовать разные объяснения (мифы) его появления. Так что вопрос выбора неизбежен :)


Я всегда спрашиваю себя насколько можно доверять исторической составляющей. Насколько она является фоном для художественного вымысла, и изменяется ему в угоду и насколько художественный вымысел только украшает её, не меняя фактов, просто делая их более интересными для чтения


Прошлое, как и будущее, не имеет единственного варианта. Мы не можем наверняка знать прошлое, мы можем выбирать, во что нам верить. Причем это касается совсем недавних исторических событий, очевидцы которых еще живы, что уж тут говорить о временах седых :) Поэтому автор, намеренно привирающий с точки зрения неизвестной нам, но абстрактно существующей истины, может оказаться более правдивым, чем тот, кто не сомневается в своей правоте, пользуясь признанным в его окружении конкретной исторической версией (читай - мифом) :)


Согласен, что автор, намеренно привирающий, может оказаться более правдивым. Но отсюда не следует вывод, что все версии истории равноценны. Ведь больше вероятности, что к исторической правды ближе текст основавыющийся на тех мифах, которые сегодня считаются общепризнанными.
Всё дело в вероятности.


Да, дело чаще не в самих фактах, а в тех акцентах, которые делаются авторами при их интерпретации. Например, факт - спал царь с Вырубовой или не спал, при любой интерпретации не так важен, как факт бездарного управления тем же царем империей, поэтому, если я напишу роман, в котором соблюду истину в отношениях царя и фрейлины, но буду всячески доказывать гениальность николаевского управления, я погрешу против истины больше, нежели, если бы я сделал наоборот. Но в идеале, конечно, желательно и волки, и овцы :)


Да, Вы правы. Акценты, часто важнее фактов. Но, в идеале, акценты должен расставлять сам читатель при достаточном количестве фактов. Хотя, конечно, исторические романы в первую очередь романы (а значит - художественная литература), и только потом исторические. А интерпретация исторических фактов у каждого автора своя


Акценты без всякого идеала расставляет автор исторического романа, вместе с отбором и изобретением фактов и мифов. Это его художественное право. Великий писатель создает великие мифы. Право читателя читать или не читать, со-творить с писателем или брать всё на веру.
В идеале надежнее читать работы историков, но и там ведь авторы (ученые) не свободны от интерпретаций.
В общем, куда ни кинь, везде акценты, мифы и работа мозга.


Да, Вы правы.
Придётся работать моему бедному мозгу :)


Он у вас и так работящий и не бедный )


Спасибо )