Больше рецензий

28 мая 2020 г. 19:58

608

3

Густав Херлинг-Грудзинский мало знаком широкой читательской аудитории. А между прочим этот польским писатель сыграл немаловажную роль в эмигрантской среде прошедшего столетия. Бывший военный, прошедший Вторую мировую войну и лагеря, он не растерял ни любви к людям, ни своего таланта. Потомкам он оставил рассказы и всего две книги, одна из которых – «Дневник, писавшийся ночью», который он вёл без малого четверть века. Как раз из него Мариуш Вильк и составил «Неаполитанскую летопись». В неё он включил основные вехи жизни писателя во вермя его «неаполитанского периода».

Но даже так «Неаполитанская летопись» — это не дневник в чистом виде. По своей структуре книга скорее представляет собой сборник рассказов из жизни и около неё. В них настолько тесно переплелись грёзы и явь, что подчас трудно отличить, где заканчивается одно и начинается другое. Из-за этого трудно оценивать каждую историю и книгу вообще, когда на одной странице тебе рассказывают про вторую мировую, а на второй — уже житие святых и чудеса в миру. Несомненно, все эти истории правдивы в своей автобиографической части, но считать их только авторским отражением — пренебрегать их художественной ценностью.

Тихое размеренное повествование, пусть и не соединённое единой временной линией, позволяет увидеть не просто Неаполь для туристов. За последней страницей перед читателем встаёт совсем другой город: яркий снаружи и тёмный внутри, добрый и одновременно жестокий по своей сути, насколько может быть жестоким настолько древнее создание. Именно так, потому что город в исполнении автора – живое существо, а люди лишь населяют его, не подозревая о скрытых глубинах.

В «Неаполитанской летописи» Густав Херлинг-Грудзинский почти не виден. Он прячется за домами и закоулками, стелется тенью у ног прохожих и лишь печальным отзвуком слышится его тоска по родным местам, чувствуется отстранённость от коренных неаполитанцев и бесконечная усталость.

Книга прочитана в рамках 93-го тура игры "Спаси книгу - напиши рецензию!"