Больше рецензий

shulaev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 мая 2020 г. 22:55

303

5

Отличная научно- популярная книга по истории Курляндии от древнейших времён до наших дней, при этом основное внимание уделяется периоду от 1561 года, когда Готард Кетлер создал Герцогство, до примерно Крымской войны, когда утряслись все важные административные преобразования по сведению Герцогства в губернию Российской Империи.
Очень хорошо понятен основной адресат книги - толковые, понятливые ученики старших классов школы, в будущем историки, + студенты 1 курсов истфака + все люди, профессионально историей не занимающиеся, но решившие подтянуть хвосты в знаниях по прошлому России и Балтийского региона. Особо нового для себя лично ничего не узнал, но прекрасно, с удовольствием систематизировал то, что знаю.
Отличительная особенность книги - осознанная, естественная объективность в подаче информации, никакой политизации, при этом ясно чувствуется симпатия автора к России как государству без заискиваний и лицеприятности в адрес её властителей, кто бы то ни был. Чётко выверенный хронологический подход, легко проверяемая фиксированная фактология по датам. Один маленький недостаток, впрочем, допустимый для именно популярных книг, - отсутствие списка использованной литературы.
Некоторые мои выводы по прочтению (возможно, очень спорные):
1) главной трагедией балтского, куршского народа и других народов, ставших предками современного латышского народа, является то, что не успело создаться специфически латышское дворянство, ориентированное на принятие христианства в качестве государствообразующего класса (таковым дворянством нельзя считать так называемых куршских королей, позднее в условиях гегемонии немецких помещиков они скатились до уровня очень привилегированного зажиточного крестьянства) ---> более широкий вывод:
2) если в средневековой Европе народ (да, в случае куршей это очень даже вынужденно, куршам христианство не проповедовали, но вбивали огнём, мечом и политикой внедрения в народ целенаправленных предателей- приказчиков, поровших своих на конюшне, но тем ярче политическая недееспособность недосоздавшейся куршской аристократии) отказывался от цивилизационного выбора в пользу христианства, то у такого народа попросту не было исторического будущего, а аукается этот не-выбор латышскому народу вплоть до 20 века, только тогда этот народ в условиях кратковременного (и далеко не благого) снижения роли религиозного фактора, получает возможность на создание своей государственности как таковую,
3) куршский и шире, латышский, народ вплоть до 20 века не имеет ни малейшей политической и социальной самостоятельности, ни малейшего суверенитета, вся его история - суть история подчинения властям, его угнетающим, интересующимся латышами только как кормовой базой + имеющим интерес по отношению к территории латышского народа, а территория его крайне важна с геополитической точки зрения,
4) все государственные образования немецкого помещичества на балтийской территории (Ливонская ветвь Тевтонского Ордена, Курляндия, Лифляндия и т. п.) носили откровенно паразитический характер и с точки зрения суверенитета были бесперспективны ибо по сути своей были оккупантами на чужой земле, максимальная терпимость по отношению к куршам- латышам была во времена герцога Якоба (1610 - 1682), объяснялась она отнюдь не гуманизмом, но высочайшим уровнем образования этого конкретного герцога и очень чётким пониманием своего национального экономического интереса (но и за это современные латыши преисполнены благодарности и готовы Якоба чуть ли не боготворить),
5) с 16 века до эпохи Петра Курляндия и весь балтийский регион были ареной борьбы за колониальный передел территорий между Россией, Польшей и Швецией; Россия победила, ибо с военно- политической точки зрения была сильнее двух остальных,
6) победа эта ещё до полного воплощения (при Петре Россия покорила Лифляндию, исключив из борьбы Швецию, формальная зависимость Курляндии от Польши сохранялась до 1795 года) подчеркнула изменение идеологического содержания царской России, главной характеристикой верховного правителя Империи становится не царь- защитник православия, но царь- создатель и защитник мощнейшей империи европейского образца (пусть и с русской спецификой) --->
7) у меня создаётся впечатление, что начиная с петровских времён фактор геополитической мощи для русских царей становится важнее фактора религиозно- церковной укоренённости; земное победило небесное в идеологии русских царей и во многом этому поспособствовало именно практическая необходимость в подчинении балтийского региона,
8) эпоха дворцовых переворотов в России была бы практически невозможна без фактора непропорциональной вовлечённости курляндского немецкого дворянства во внутрироссийскую борьбу за власть по смерти Петра Великого, т. е. сначала Алексей Михайлович и Пётр упорно боролись за геополитический контроль над Балтией, а потом высшая внутренняя политика России окурляндилась, немецкая Балтия стала бороться за контроль над Россией в лице её царей и стала возможной бироновщина,
9) всё большее отчуждение русского дворянства от народа в 18 - 19 веке зачатком своим имело во многом ту самую бироновщину,
9а) эпоха Анны Иоанновны и нравы курляндского да и всего русского дворянства в 18 веке - это не просто предмет исторического изучения, но эстетический феномен (далеко не всегда этически безупречный, и Дарья Плещеева фантастически интересно его описывает),
10) Курляндское Герцогство как государственное образование после петровских походов носило чисто фиктивный характер и могло сохраняться лишь настолько долго, насколько долго могло сохранять хрупкую самостоятельность Польша, очень зависимая от воли русского царя/ царицы. Потеря Польшей суверенитета необратимо влекло за собой присоединение Курляндии к России,
11) Пруссия после наполеоновских войн (до того курляндские герцоги, что Кетлеры, что Бироны считали небезосновательно пруссаков естественными союзниками, жёны Кетлеров - прусские аристократки) не обладала ни достаточных сил, ни морального авторитета чтобы нечто этому противопоставить, то, что началось в 1914 году, это была уже совсем другая история...
12) Курляндское герцогство было чуждым для латышского народа государственным образованием, но ныне в Латвии чаще делается акцент не на этом, а на том, что Пётр Великий не уничтожил привилегированность немецкого дворянства при покорении Лифляндии и при приведении Курляндии в вассальную покорность, но возвысил её, придал курляндскому дворянству общероссийское значение,
13) антагонизм латышского и немецкого начал придал революции 1905 года в Латвии острейший не только классовый, но и национальный характер, в современной Латвии частенько пеняют центральному царскому правительству за то, что оно слабо защищало латышей от немецкого засилья в 19 веке, это очень сильно отразилось и на событиях 1918 года, когда латышское общество не особо грустило о падении дома Романовых, но это всё уже выходит за рамки блестящей книги Д. Плещеевой, 20 век неподведомствен этой книге, ибо объять необъятное невозможно, а то, что объято, уже великолепно.
---
Замечательную исследовательницу и прекрасного автора научно- популярных книг я для себя открыл. Знаю, что до этого Дарья Плещеева (настоящее имя - Далия Мееровна Трускиновская) специализировалась на писании художественных произведений, но мне полюбился именно её популяризаторский талант. Выражаю надежду на то, что прекрасная писательница одарит нас ещё многими достойными книгами.

Комментарии


После столь подробного конспекта и читать нет необходимости :)


Это у меня только самые общие выводы. В книжке весьма подробно о военных походах в годы герцогства, о подробностях перехода власти от герцога к герцогу, нюансики смены динамики в экономической ситуации герцогства. Книжка замечательная, есть что почитать, если нужен фактаж по истории региона.


Подробности не всегда нужны :) тем более, что это не художественная литература


Очень информативно, подробно и выводы (даже если они отчасти и спорные, а как иначе с такими сложными темами?) прекрасно систематизированы. Спасибо за проделанную работу!

эпоха Анны Иоанновны и нравы курляндского да и всего русского дворянства в 18 веке - это не просто предмет исторического изучения, но эстетический феномен (далеко не всегда этически безупречный, и Дарья Плещеева фантастически интересно его описывает)

Заинтриговали... стало интересно, как автор описывает нравы той эпохи)


Совершенно не подозревал, что Трускиновская обратилась к популяризации истории. Надо попробовать почитать, спасибо за информацию.


Пожалуйста. Хорошего чтения!