Больше рецензий

22 мая 2020 г. 18:05

638

5 Пирамида человеческих пороков.

Уильям Голдинг. Классик английской литературы, получивший мировое признание при жизни. Автор, характерной чертой творчества которого стали романы-притчи, актуальные в любое время и любой стране. Писатель, который не боится выставлять человеческие слабости и пороки под слепящий свет рампы истины. Прозаик, не гнушающийся экспериментировать со стилем и темами повествования.
Именно таким экспериментом и оказался роман «Пирамида», сильно отличавшийся от других романов мастера. «Балансирующая на грани фантасмагории и реализма хроника провинциального городка», состоящая изначально из трех новелл, казалось, имела мало шансов на успех. Положительно встреченный критиками, но не нашедший признания среди читателей, роман спорно считался одним из самых слабых произведений писателя. На первый взгляд, такое суждение вполне справедливо, ведь в «Пирамиде» не нашлось ни интригующего сюжета, ни актуальности притчи. Чем может быть интересна жизнь провинциального городка, где каждый друг друга знает, а слухи разлетаются с небывалой скоростью? И разве чем-то поучительна история подростка, взрослеющего в столь малопривлекательном месте? Но Голдинг не был бы Голдингом, если бы его романы – любые романы – трактовались однозначно!
Итак, главный герой, Оливер, успешно оканчивает школу в маленьком городке Стилборн. Впереди его ждет Оксфорд с его притягательной студенческой жизнью и перспективой получить диплом со специализацией в области физики и химии. Позади – скучные вялотекущие годы с ежедневными занятиями музыкой и днями, похожими один на другой. И именно в этот волнующий период, когда Оливер живет предвкушением новой жизни, подальше от давно надоевшего городка, он влюбляется в Эви, работающей в той же аптеке, что и отец Оливера…
Типичная история взросления и первой влюбленности, с предсказуемым финалом и самой примитивной моралью, скажите Вы. И будете правы. Но «Пирамида» - это не столько роман о проблемах маленького английского городка, сколько об отдельно взятых личностях, где самые темные стороны характера скрыты между строк, оставляя читателю только пресловутую верхушку.
Как у айсберга.
Вершиной проблем Олли является накопившаяся злоба, постепенно переходящая в ненависть. Вынужденный жить в маленьком провинциальном городке, где для того, чтобы сдать экзамен по музыке нужно ехать в другой город, Олли выплескивает всю свою злость в игре на скрипке и фортепиано. Воспитанный в строгих условиях, он подчиняется воле матери и терпит покладистость отца. Поэтому что удивительного, что с годами он перенимает манеру поведения отца, совершенно не задумываясь о том, что такая мягкотелость, не находя выхода, однажды разорвет его? Или того, кто воспротивится его действиям?
Первой жертвой копившейся в нем ненависти стала его девушка, Эви. Своенравная кокетка, привыкшая, чтобы все шло по ее правилам, она привыкла манипулировать мужским полом. Однако такой стиль отношений оказался для Оливера неприемлемым, который впервые почувствовал притягательную силу мужской власти. Власть, знакомая ему только на примере подчинения себе музыки, ослепила его, заглушив все благородные чувства, которыми с детства был наделен главный герой. На протяжении детства и юношества Оливер видел, как самые добропорядочные чувства искажались и мутировали в зависть, сплетни и злобу, порождая уверенность, что так оно и должно быть. Что такое поведение норма.
Искаженное понятие нормы Голдинг заложил в самом начале. Родители Оливера, музыканты-любители, всегда придававшие большое значение музыке, но не признававшие ее как основной доход для жизни. Безвольный отец, талантливый и внимательный фармацевт по призванию, довольствуется своим скромным положением как на работе, так и в семье. Глава семейства, мать, привыкла считать нормой навязанные ею условия – где угодно и кому угодно. Казалось, правильный рецепт нормального психического развития ребенка напрашивается сам собой – вырваться из под власти вынужденного подчинения. Но круг пороков, начинающийся в семье Оливера, не готов разорваться от одной смены обстановки. Он всего лишь приобретает иную форму.
Чем дальше ты знакомишься с историей Оливера, тем яснее становится, что истоки ненависти, злобы, к провинциальной жизни, к людям, олицетворяющим этот город, растут из его детства. Детский разум, беззащитный к агрессии окружающего мира, либо пытается отталкивать их с ущербом для себя, либо впитывает эту агрессию на манер губки. Оливер, коему изначально прививалась манера покорного поведения, избрал второй вариант. И первой учительницей, заложившей в нем основу определенного поведения, стала его преподавательница музыки Клара Сесилия Долиш. Прекрасная преподавательница старой школы, она привила юному Олли любовь к музыке, совершенно не подозревая, что единственный внеклассный урок повлияет на дальнейшую судьбу мальчика…
Положительные качества, которые следовало прививать Оливеру, зачахли в зародыше, сгнили от пагубных миазмов развращенного общества. Если взрослые привыкли к такой жизни и уже не замечают пороков, царящих на каждом шагу, то молодежь Стилборна еще как-то пытается сопротивляться. Роберт Юэн, сын врача мистера Юэна, под началом которого работает отец Оливера, выражает свой протест, угоняя машины и пытаясь привлечь внимание девушек опасными для жизни трюками. Эви Бабакумб, дочь строгого сержанта Бабакумба (а по совместительству еще и городского глашатого), идет на вольности, о которых в обществе даже говорить не положено. И Оливер, не владеющий техникой управления гневом, вымещает свою ярость и ненависть на ни в чем не повинном музыкальном инструменте и не только… Жители Стилборна и не подозревают, что такая манера поведения – это вовсе не норма, и списать все подростковые проблемы на гормоны – это совсем не решение. Но в замкнутом мире пороков выхода нет.
Несмотря на мрачную картину жизни в Стилборне, в «Пирамиде» все же имеются положительные персонажи. К числу людей, благотворно повлиявших на развитие Оливера, можно отнести Генри Уильямса, который, в какой-то степени, заменял мальчику отца. Росший без отцовского внимания, Оливер нуждался в защитнике. И таким защитником выступил для него Генри. Сохранив эту память на долгие годы вперед, Оливер, уже будучи отцом, смог переоценить события своего детства и юности. Вторым человеком, положительно повлиявшим на мировоззрение главного героя, стал режиссер любительского театра – Стилборнского оперного союза – Ивлин де Трейси. Талантливый режиссер, вынужденный бороться с предвзятыми мнениями провинциальных театралов, собирающихся раз в несколько лет из-за «междоусобнических» распрей, Ивлин видит в Оливере не только талантливого музыканта, с блеском исполнившим свой сольный номер на скрипке в спектакле, но и глоток свежего воздуха, который время и место не смогли еще испортить. Для замкнутого мирка Стилборна даже эти два персонажа способны внушить некую надежду, что любые пороки исправимы, а любая пирамида, иерархия общества, не вечна.
Разумеется, если знать, как ее расшатать!

В прямоугольном бордюре, среди белой мраморной крошки, под стеклянным куполом – иммортели. И все это венчал мраморный ромбоид, чуть не в тонну весом. Но самое трогательное – его украшала арфа, столь натуральная, что, казалось, мраморные струны вот-вот затрепещут, отзываясь органу.
Я опустил глаза на мраморную крошку, тщательно осмотрел иммортели, к сожалению, напоминавшие деталь свадебного торта. И, только оглядев нижний край бордюра – буквально у меня под ногами, - я оценил всю тонкость замысла Генри. Там были три слова, мелкими буквами. Он поместил их в ногах, скромно сознавая свое место, твердо понимая, где чему быть и кому что положено. Сидя на замшелом камне перед беломраморным ромбоидом, я впал в некое оцепенение. Я вспомнил. Слова были не Генри и не Пружинкины слова, хоть она и любила их повторять. Слова ее отца.
Рай – это музыка.