Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2020 г. 17:20

2K

4

Зацепило.
.
Я люблю исторические романы, тему репрессий, национальный колорит. Здесь всё это присутствует (правда, не вместе, а как-то по отдельности). Очередной штрих на мою картину того, как жилось нашим предкам.
.
Герои получились достаточно живые.
Да, сама Зулейха никакая — закрытая, простая, но не картонная. Такая, какими были, наверное, большинство раскулаченных крестьян.
Зулейха не вызывает чувств. У неё практически нет мыслей, кроме самых детско-наивных, зато есть инстинкты. Не понятно и её отношение к окружающим ленинградцам, которые за ней ухаживают и к Лейбе. Возможно, этот ход имеет право на существование. Через неё раскрываются другие герои, сюжет. Но всё-таки хочется испытывать к главному герою чувства (не важно какие)
.
С Лейбе тоже всё как-то странно. Его особе уделяется много внимания, рассказывается как его "взяли", как он придумал "яйцо" внутри которого жил. Но после родов он превращается в такого же второстепенного персонажа как Горелов, Сумлинские, Иконников.
Кстати, жизнь профессора Лейбе внутри яйца чем-то напомнила Набоковского Лужина.
.
Самый трагический персонаж — Игнатов.
Но он тоже не до конца раскрыт. Например, изменилось ли его отношение к "врагам народа" в последние годы? Ведь его гнев, по отношению к кулакам был совершенно искренним.
И для меня лично, апофеоз книги, это не побег Юзуфа, а то, что Игнатову некуда идти, незачем и не с кем жить (с Зулейхой они уже постарели).
Из всех героев он больше всего пострадал от советской власти. Совпадение? Ирония автора?
.
Муртаза, Упыриха, Горелов, Кузнец очень интересные персонажи, о них хочется читать больше. Ленинградцы (Иконников, Сухомлинский с Изабеллой) имеют один характер на троих. Но он интересен. К счастью, репрессированных интеллигентов хватает и в других книгах.
.
Понравилась неоднозначность идеалогического момента. Понятно (надеюсь, всем) что репрессии это страшное зло. Но когда читаешь Домбровского, Солженицына и прочих, всё воспринимается по-другому. И их личные судьбы, и их герои (часто автобиографичные) подтверждают это зло. Но вот в случае с Зулейхой...
Понятно, убийство мужа, отрывание от религии, обычаев...
Но с другой стороны, раскулачивание превратило Зулейху из покорного скота в невольного, но всё-таки человека. Из рабыни, унижаемой и избиваемой мужем и свекровью, бессловесной твари в людском обличие, в человека, пусть и живущего в животных условиях. Парадоксальным образом в трудовом посёлке она была более свободным человеком чем у себя дома. И получается, что если один из посылов книги - бесчеловечность советского режима, ломавшего жизни, то история лично Зулейхи это не иллюстрирует. Она и сама себе говорит, что ей хорошо. То есть, если там ей хорошо, то как же было дома? Конечно, здесь есть сын, но, думаю, она имеет в виду не только его.
.
Книга вышла какой-то не цельной, корявой, что ли. Сюжет скачет. Ретроспективы (трех разных героев) не всегда уместны, делают книгу рваной.
Слишком всё пестро - татарский колорит, затем жизнь раскулаченных в вагоне, затем робинзонада.
В начале автор рассказывала о дальнейшей судьбе эпизодичных героев, когда они уже сделали своё дело и больше не появятся на страницах. Потом перестала.
И таких шероховатостей немало.
.
Не всё показалось реалистично.
Сцена с волками. Всех убила одного за другим, используя все патроны а потом ребенок просто упал ей в руки?
Открывшийся талант к стрельбе.
Возвращение к жизни профессора Лейбе.
.
В книге встречаются рассуждения Зулейхи о том, что Аллах не видит, что происходит в поселке, иначе он не допустил бы этого. Очень напоминает рассуждения евреев о Холокосте, которые не затихают до сих пор.
И в эту же тему, "к счастью вперед" написанное на поезде для раскулаченных, напомнило "работа освобождает" на воротах нацистских концентрационных лагерей.
Не знаю, как получилось, что отзыв на "Зулейху..." кончился сравнением с нацистскими лагерями.
Видимо, есть у этой книги какая-то сила.

Комментарии


"к счастью вперед" написанное на поезде для раскулаченных, напомнило "работа освобождает" на воротах нацистских концентрационных лагерей" - сравнений можно найти массу. Но сопоставлять некоторые вещи недопустимо.


Мы не знаем специально ли Яхина их сопоставляла, или это моё больное воображение. А почему Вы думаете, что это сравнение недопустимо?


Давайте не будем сравнивать нацистские концлагеря с ГУЛАГом.


Ну, не знаю... В любом случае, этот сайт, скорее всего, не лучшее место для таких разговоров.


Теперь ведь придётся прочитать! :) А не хотелось: что ещё, думаю, за Зулейха? Небось, будет меня мотивировать на драматические перемены, чтобы и я что-нибудь открыла...
А насчёт стрельбы всяко бывает. Младшая дочь нас как-то напугала. Зашли как-то случайно в тир. Даём ей ружжо:) Она первый раз стреляет, промахивается. О, говорит, ясно! И потом все 19 раз попадает в цель, как рукой вкладывает. Вот что скажешь. Теперь время от времени повторяет этот фокус, когда люди не верят. Надеюсь, ей он никогда не пригодится.


Мечта любого родителя, чтобы ребёнок мог за себя постоять. Вам повезло :) Предупредительный выстрел в небо (который всё равно мимо), а если не помогло...


И получается, что если один из посылов книги - бесчеловечность советского режима, ломавшего жизни, то история лично Зулейхи это не иллюстрирует.

В том-то и дело, что у книги нет такого посыла. Она не о бесчеловечном времени, она о людях прежде всего. В условиях тяжелого времени. Время - контекст. И тогда всё складывается. И не удивляет парадоксальность того, что будучи рабыней на воле, Зулейха обретает свободу в неволе. И с Игнатовым всё ясно. Тут человек на первом плане, его судьба и трансформация в условиях испытания. Или наоборот - испытание выводит наружу лучшее, что в человеке есть.
Также не могу согласиться, что Зулейха "никакая". Ну что вы. Разве может никакой персонаж стать главным героем книги, которая вызвала столько споров?
Она очень яркая. Ну вот хотя бы эпизоды ее стычек с Гореловым вспомните. И она - простите за пафос - олицетворение сути материнства.


Спасибо за интересный комментарий!

В том-то и дело, что у книги нет такого посыла.

Поэтому я и написал, что мне "понравилась неоднозначность идеалогического момента". Я не люблю когда только хают или восхваляют.

Тут человек на первом плане, его судьба и трансформация в условиях испытания

Вы правы - человек на первом плане. Но невозможно игнорировать откуда пришли испытания. Тем более, что и в книге об этом много говорится. Трудно полностью отделить человеческие испытания от их причин.

Разве может никакой персонаж стать главным героем книги

В принципе, может. Иногда, главный герой это только призма чтобы разглядеть остальных.

Ну вот хотя бы эпизоды ее стычек с Гореловым вспомните. И она - простите за пафос - олицетворение сути материнства

Я с Вами согласен. Не совсем никакая :) Но она только олицетворяет и символизирует: Материнский инстинкт, покорность, жизнеспособность. То есть, является как-бы героем пассивным. Возможно, в этом и есть её прелесть, как литературного героя. Она олицетворяет целый срез общества. Я просто предпочитаю героев сильных, индивидуалистов. Только в этом ключе я имел в виду "никакая".


Спасибо за интересный ответ! ;)


Вот всё хорошо, но это рассуждение ''Аллах не видит'' мне представляется хитрой, ложной заманухой. Нет у меня доказательств, но сердцем чую - лживая замануха, с глубоким хитрющим подтекстом, но главное, что именно лживая. И лживость эта даже не от автора идёт, Яхина, может, это и не по злому умыслу писала.
Но сама эта стратагема на онтологическом уровне - нечто потустороннее.
Всевышний всегда всё видит...


В чем же заключается "замануха"?


Тезис лживый.
Человек, уверовавший в то, что Всевышний не видит, якобы, людских страданий и горя, начинает сомневаться во всемогуществе Бога, начинает сомневаться в способности Бога в конечном итоге победить зло как таковое и даровать человеку спасение. А с этим в души заносится неверие, хуже чего нет и быть не может.


С Лейбе тоже всё как-то странно. Его особе уделяется много внимания, рассказывается как его "взяли", как он придумал "яйцо" внутри которого жил. Но после родов он превращается в такого же второстепенного персонажа как Горелов, Сумлинские, Иконников.

Полностью с тобой согласна. Эта история с "яйцом" испортила мне всё впечатление от книги. Психиатрия из области фантастики.


И главное - ради чего? Чтобы об этом Лейбе тут же забыть?