Больше рецензий

5 мая 2020 г. 18:22

2K

4 Спойлер Книга Ньюпорта о том, как научиться вдумчивой работе и применять этот навык на ежедневной основе.

Deep Work, Кэл Ньюпорт. Обзор книги.
14 июля 2019

Я работаю в больших корпорациях, с перерывами, но совокупно уже больше 3 лет. Поэтому я не понаслышке знаю, что такое бесконечные митинги, опенспейсы, отвлечения и прочее.

Профессор университета Джорджтауна Кэл Ньюпорт в своей книге рассказывает про Deep Work — вдумчивую работу (или в русскоязычном варианте «В работу с головой»).

В современной экономике самый главный навык — умение фокусироваться на главном. Социальные сети, опенспейсы, мейлы, мессенджеры: мы живем в мире, полном отвлечений. Все это негативно влияет на нашу работоспособность.

Автор декларирует, что сегодня крайне важны две способности:

1. Быстро изучать новое

2. Блестяще созидать: как с точки зрения глубины, так и с точки зрения скорости.

Большинство великих людей, начиная от философов, и заканчивая иконами современного технологического предпринимательства, известны своей способностью на время изолироваться от мира и посвящать себя вдумчивой работе.

Книга Ньюпорта о том, как научиться вдумчивой работе и применять этот навык на ежедневной основе.

Далее несколько тезисов, которые я выписал из книги по мере чтения.

* В тех областях, где сложно и не принято мерять эффект (например, привычки сотрудников компании и то, как они влияют на результативность), организации идут по пути наименьшего в моменте сопротивления. Например, все привыкли поощрять быстрые ответы на мейлы, потому что убить это правило = встретить огромное сопротивление, и вообще страшно.

* Занятость как прокси эффективности. В отсутствии четких индикаторов эффекта от повышения эффективности работы, работники стремятся делать то, что заметно прямо сейчас — быть очень занятыми, ходить на множество встреч, писать тонны писем.

* Встречи, особенно регулярные — это неспособность сотрудников достигать результата самостоятельно. Для этого им требуется еженедельный пинок в виде вот таких митингов. Что уж там, я сам грешу регулярными встречами по важным проектам.

* Многие известные люди практиковали дип ворк: Билл Гейтс, будучи СЕО Майкрософта, уезжал на «think week» в удаленный домик, где оставался наедине с книгами и бумагами; Джоан Роулинг закончила писать последнюю главу Гарри Поттера в дорогущем отельном номере, потому что это а) смена обстановки, б) $1000 за ночь заставляют тебя сфокусироваться и закончить быстрее; а спикер и предприниматель Питер Шэнкман взял билет бизнесом туда-обратно до Токио, чтобы написать книгу — в самолете без интернета ему удается отлично сосредоточиться на задаче.

* Опен офисы — это устаревшая организация пространства, которая мешает людям концентрированно работать. От себя добавлю: если посмотреть на самые свежие офисы ИТ-компаний, то в них становится много мест для уединения: будки для телефонных разговоров, тихие зоны, где нельзя разговаривать, закрытые рабочие места, которые можно забронировать.

* Концепция 4-х дисциплин execution’а (4DX, основана на одноименной книге «The 4 Disciplines of Execution»):

— Focus on the wildly important. Фокусируйтесь на том, что экстремально важно.

— Lag Measures vs Lead Measures. Смысл в следующем: гораздо эффективнее влиять на метрики будущего успеха, чем сегодняшнего. Например, NPS — это Lag Measure. То есть она работает с лагом — показывает результат мероприятий в прошлом, которые стали причиной низкой удовлетворенности. Штука в том, чтобы трансформировать такие метрики в Lead Measures, т.е. такие, на которые можно влиять в моменте, и которые затем срезультируют в рост, в данном случае NPS. Например, это может быть поиск корреляций: пользователи с какими продуктами чаще всего генерят низкий NPS? И дальше ставить метрики именно на эти продукты, т.к. они поддаются тюнингу гораздо легче, чем большая Lag Measure.

— Keep a Compelling Scoreboard. Пусть текущее состояние проекта / бизнеса будет на виду. Оно должно мотивировать людей работать более эффективно.

— Create the cadence of accountability. Команды и люди, которые работают над экстремально важной целью, должны регулярно общаться и видеться. Ключевое — регулярно. Правда, не совсем коррелирует с одним из предыдущих тезисов про неэффективность регулярных встреч.

* Как оценить, задача из разряда вдумчивых или поверхностных? Прикиньте, сколько бы ее выполнение заняло у сильного выпускника ВУЗа. Скажем, еженедельная встреча по планированию проекта. Ему потребовалось бы знать суть проекта, нюансы взаимоотношений между участниками встречи, планы по проекту, ответственных и т.п. Возможно, ему пригодились бы глубокие технические знания предмета проекта. Но учитывая, что встреча только по планированию — не факт. Нужно стремиться к тому, чтобы минимизировать такую поверхностную работу, и сосредоточиться на тех обязанностях, в которых вы настоящий профессионал, и за которые вам платят деньги.

* Как уменьшить количество поверхностной работы? Зафиксировать рабочие часы: например, с 10 до 19. Как только вы это сделаете, вы почувствуете, что любой новый потенциальный коммитмент (пошли за кофе, поучаствуй во встрече плз!) отжирает у вас время на реальную вдумчивую работу. «Нет» станет вашим ответом по умолчанию. Относитесь к своему времени как к большой ценности, которой вы обладаете. Научитесь не тратить его попусту.

* Ну и еще много всяких ставших стандартными советов вроде: не публикуйте свои контакты, не отвечайте на имейлы, не соглашайтесь на ненужные вам встречи.

Книга достойна чтения, если вы еще не сильно погружены в тему фокуса и концентрации. Особенно хорошо должна зайти вкупе с моей любимой «Найди время». Сначала Deep Work — она дает хорошую вводную о том, почему это важно, — затем Make Time, которая предлагает несколько десятков супер-конкретных тактик по внедрению фокуса в свою жизнь.

Источник