Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

29 января 2012 г. 15:07

614

4

«Зато это наша родина, сынок» (с)

После того, как я прочла «Метро 2033» и выложила рецензию, в комментах к ней развернулась лёгенькая такая дискуссия. RosetteBending , в частности, высказала впечатление, что Глуховского я читала с предубеждением, а также нелестное мнение о «Путевых знаках», которые я наметила к прочтению. На деле же всё было наоборот: за Глуховского взялась с чистосердечным любопытством неофита (и не моя вина, что разочарование было сокрушительным), зато Березину как уже знакомому мне автору были выданы некие авансы ;)
Первый десяток-другой страниц читала с некоторой опаской, после чего вздохнула с облегчением: это вам не Глуховский (извините, поклонники, это только моё мнение).

Дальше...


Разумеется, это квест. Но у квеста имеется цель — и неважно, что она помаленьку забывается читателем: она есть.
В отличие от Глуховского, Березин не отказывает герою в психологии. Причём он выбрал более сложный путь: повествование от первого лица, где всё это должно быть передано опосредованно — не текстом от автора, который, как резонёр, может всё растолковать, а исключительно через речь своего героя.

Утром заявился Семецкий. Как я и думал, предчувствуя стрельбу, он спрыгнул на жестяную крышу и, обежав вокруг дома, нашёл себе индивидуальную нору. А теперь снова поднялся по лестнице, идя на звук наших голосов и запах разогретых консервов. Вот начисто не было у этого человека чувства самосохранения, вот что я скажу.

— и от этого спокойного «не было», сказанного о ещё живом человеке, морозец вдоль хребта.
Периодически возникающие повторы слов, искажения устойчивых понятий сначала вызывают недоумение, а потом улыбку понимания: да, таков ГГ. Его бедноватый, но свободный, естественный для этой жизни язык создаёт эффект присутствия вернее, чем описания постапокалиптических пейзажей:

Мысли спутались, как провода под лотками со свиным кормом.


— и понимаешь, что для него такое сравнение естественно — не то что для нас…
К моему глубокому сожалению, автор во второй половине повествования оставляет тщательность стилизации в стороне (примерно как Б. Акунин в «достоевских» фрагментах своего «Ф.М.» — читатель уже «въехал в систему», и нечего его баловать, дальше пусть его воображение само справляется), поэтому возникают такие вот огорчительные промахи:

«Технологический институт» гудел как разворошённый улей.


Ясно же, что ГГ может знать это сравнение только из книг, а значит, для него оно естественным не является. Ну да ладно, вот за этот абзац Владимиру Сергеевичу ещё и не то простить можно:

Никого не было видно — палисадник зарос странными кустами, которые резко пахли. Что это за запах, я совершенно не понимал, и спросить не у кого. Я подумал, что в нашей новой жизни после Катаклизма мы потеряли не только людей, близких и не близких. Мы потеряли очень много названий. Вот слово «резеда», это было явно растение, о котором я читал в книгах, но как выглядит резеда, я понятия не имел и, может, никогда не узнаю. Вот если останусь жить в таком домике, то уж точно никогда не узнаю. Придумаю травам и цветам какие-то свои имена, и наверняка они умрут вместе со мной.



Что ещё мне понравилось в книге? Моя большая слабость — речевые характеристики, которых в таком простецком жанре ожидать, в общем-то, было наивно, но автор и тут порадовал. Вот, например, как выражается вполне эпизодический персонаж:

— И вот, дорогие мои, прекрасные мои обретённые друзья, не познавшие вкуса нового времени люди, — трещал Одноглазый. — Вы спросите, начав со мной разговор о тайне мироздания, спросите, правда, в иной плоскости: откуда сие великолепие? Начнёте возмущаться, разве можно, дескать, так мешать несовместное? Капусту, корицу, баклажаны? И откуда только силы берутся у меня всё это вырастить и собрать? Нет ли тут опасного яда в этой мясистой овощной плоти? На помощь мне приходит поэтика, ведь меня спрашивают о сокровенных силах! Спрашивается, откуда я силы для капусты и баклажанов беру? Это хороший вопрос, правильный. Своевременный, можно сказать, вопрос…

— и так в лёгкую пару страниц… :)
Эпиграфы хороши. Подзабытое уже искусство подобрать к каждой главе хороший эпиграф, дающий читателю не только вектор дальнейшего сюжета или настроение эпизода, но и радость узнавания. В этом плане (отвлекусь на минуточку) лучшей книгой считаю «Экипаж «Меконга» Войскунского и Лукодьянова.
Очень сильный эпизод — случайная, нелепая, ничего не значащая и никуда не ведущая смерть одного из героев ближе к концу книги. Ошеломляет — как в жизни.
А огорчило, пожалуй, только одно: большое количество свободно свисающих концов сюжетных нитей. Возможно, Владимир Березин надеялся, что их подберут-продолжат последователи, другие участники проекта «Вселенная Метро 2033»? Вряд ли это произойдёт: у меня такое впечатление, что каждый из них в запале пишет собственный роман, никак не перекликающийся с другими, — надтекст не возникает… Рада буду ошибиться.
Так что недорассказанную историю о Царице Ночи я автору никак простить не могу! Поэтому — четыре звезды.
Спасибо за внимание.

Благодарю RosetteBending за оказанное доверие и стимул к написанию рецензии.

Комментарии


Ясно же, что ГГ может знать это сравнение только из книг



Да ладно тебе, Оль, мне кажется, такие вещи передаются, так сказать, из поколения в поколение, даже если ульев уже давно в природе не существует: вот скажи, что, многим из нас доводилось вживую иметь дело с разворошенными ульями? А сравнением пользуемся, да за милую душу )

А рецензия понравилась - классная ^^ Хоть и вероятность прочтения мною Врочека крайне мала близка к нулю.


Тьфу, прошу прощения, это же Берёзин.


Да ладно тебе, Саш, я и Врочека прочитаю :)) Будем считать, что это коммент к ещё не написанной рецензии.


Неее, так не интересно )


С огорчением признаюся, что не знаю, как выглядит резеда - пойду в тырнете пошукаю)
За рецку - спасибо, я особо не планировала продолжать знакомство с этой серией, но теперь подумаю, пожалуй)


Знаешь, я хотела это отметить (насчёт того, что не один читатель над этим задумается — Березин, похоже, это предусмотрел), но потом решила, что и так многабукаф :)
Я-то знаю, как резеда выглядит, но мне "простительно" — я же биолог.


походу я её видала,токо не знала как она называется.
везука биологам - я вот всю жизнь мечтала знать как называются всякие травки-муравки, в результате знаю только пижму)


вот блин. а я и пижму не знаю...


да ладно - она жёлтенькая - вот такая:
192ce89f8c41.jpg


да я уж посмотрела. и на резеду заодно - видела, оказывается


А мне тоже кажется, что "разворошенный улей" может быть просто устойчивым оборотом речи :-)
В остальном спорить не берусь, просто когда-нибудь прочитаю Березинское "Метро"... :-) Да и вообще по этим книгам спорить не о чем, они просто для читательского удовольствия, как мне кажется...


А что, спорить обязательно? ;) Давай хоть тут не будем, у нас и в реале хватает предметов для споров.


Да и вообще по этим книгам спорить не о чем, они просто для читательского удовольствия, как мне кажется...

я так и пишу


Спасибо, что отметили меня в рецензии. Очень интересно написано :) И вы довольно быстро прочитали ;)
Наверно наше мнение так разошлось, потому что мы с разных аспектов рассматривали романы.

В отличие от Глуховского, Березин не отказывает герою в психологии.


Честно говоря психологию героев очень часто опускаю в фантастике, а тем более постапокалипсисе (наверно это моя ошибка) Уделяю внимание больше сюжету, насыщенности действиями. По-моему, Глуховский выиграл в этом плане.
Возможно я все-таки соберусь и посерьезней прочитаю эту книгу.


Ещё раз — Вам спасибо.
Мне психология героев интересна — и в детективах, и в фантастике. Поэтому особо и отмечаю. А вот голый экшн — совершенно не моё. Стыдно признаться, но во время просмотров боевиков элементарно засыпаю на тех сценах, которые у нормальных зрителей как раз наибольший энтузиазм с адреналином вызывают.


Глуховский и по-моему сильно выигрывает у всех авторов серии Вселенная Метро в сюжете, прописанности героев. психологии, и борьбе за желание читателя верить в происходящее. А эта книга (извините) никак не тянет ни на открытие в жанре, ни на новое слово, да и ничего сильно захватывающего не увидела. Хотя , все относительно - книга лучше, чем Муранча, Север, и Мраморный рай.


книга-квест... это довольно интересно... :]


ух..наконец-то дали дочитать рецензию. Взяли и вырубили свет, пока потом перезагрузилась.Наконец-то дочитала.Но, как всегда, после таких рецензий мне очень интересно читать споры и обсуждения.Никогда не оставит равнодушным.


Классно!
Я, конечно, не рискну вообще браться хоть за одну книгу помимо самой первой, оригинальной, которая, в общем, не очень-то понравилось. Но вообще, Березин импонирует. И рецензия такая приятная.
Спасибо! )


И тебе спасибо, Дже! :)


тут у книги проблема. ядерная катастрофа, а они в баньке парятся на природе - это смех
а самое интересное, мой друг заметил, что когда он вернулся у нее на руках был "годовалый" ребенок. то есть она должна была вот вот родить когда он улетал, т.к. улетел на год.