Больше рецензий

23 апреля 2020 г. 17:00

5K

5 Воспоминание о фашисте Гаге

ДИСКЛЕЙМЕР: слово "фашизм" и производные от него употребляются в тексте всего 13 раз и один раз в заголовке. Автор снимает с себя всякую юридическую ответственность за возникающие у читателя данной рецензии любые аллюзии и ассоциации с бывшими и существующими странами и режимами Земли; все официальные письменные претензии прошу отсылать на планету Гиганда.

Братьев А. и Б. Стругацких нынче принято поругивать. Маятник мнений качнулся и вместо восхищения "провидцами и смелыми критиками Системы", имевшим место в начале 90-х, да и позже, нынче в работы известных фантастов нет-нет, да и полетит гнилая помидорка. Одним читателям не нравится вера братьев в грядущую победу Мирового Коммунизма, другим, напротив, не по душе их более поздний либерализм, третьим влом еврейство Стругацких, четвертым вообще незнамо что.

Тут много несправедливого. Был в творчестве Стругацких период истового размахивания красным флагом, например, в повести "Полдень, ХХII век" (1962). Но знающий человек отметит и подмигивание "своим" в "Понедельник начинается в субботу" (1965). Т. е. практически одновременно шел у них любопытный "двоящийся" творческий процесс. И отрицать факты нельзя: братья Стругацкие -- это выдающиеся советские писатели-фантасты. Нет, скажем даже так: они великие советские писатели-фантасты! (Назвать их просто "великими советскими писателями" язык не повернется, да и сомнительный это комплимент, по правде, быть великими совписами.) Фантастами ведь быть куда лучше, советская фантастика, в отличие от прозы соцреализма -- она и по сей день живая.

Автору этих строк лично и субъективно очень нравятся "срединные" работы Стругацких, времен конца 1960-х-начала 70-х годов. На мой взгляд, это их личный расцвет, личный Мир Полудня. Конечно, знакомиться с многими текстами братьев надо в юности, когда свежо и ярко восприятие. Тем, кто их еще не читал, рекомендации такие (особенно мальчишкам, для них там есть экшн): «Хищные вещи века» Аркадий и Борис Стругацкие (1965), «Обитаемый остров. Малыш» Аркадий и Борис Стругацкие (1969), «Пикник на обочине» Аркадий и Борис Стругацкие (1972). Оба продолжения "Обитаемого острова" зануднее, там уже идут рассуждения и философия. А в перечисленных вещах настоящий рай для подростка с воображением! Читатель прибудет в странный город, где распространяют опасный радионаркотик "слег", а молодежь бездумно танцует на дискотеках-"дрожках" (предсказаны рейвы!) и совместно с советским космонавтом Иваном Жилиным проведет свое расследование ("Хищные вещи века"). Вместе с пилотом дальнего космопоиска землянином Максимом Каммерером попадет на странную вогнутую планету Саракш, где идет вечная война и всех жителей зомбировали телевышками, и почти спасет их всех ("Обитаемый остров"). Наконец, вместе со сталкером Редриком Шухартом из городка Хармонт сам притащит из Зоны инопланетный хабар и тут же сбагрит его в баре "Боржч" ("Пикник на обочине"). Можно, вслед за режиссером Тарковским, найти здесь массу глубинных смыслов (в "Пикнике", послужившем основой для фильма "Сталкер"). А можно просто рассмотреть перечисленную тройку произведений Стругацких как очень качественный sci-fi. Или, даже, как приключенческие романы для тинейджеров на инопланентную тематику. И, надо сказать, что это просто отличные книжки для "школьников и юношества"! Такая трактовка творчества фантастов тоже, в общем, годна.

Но мой настоящий лидер по личным подростковым впечатлениям -- это не очень большая повесть братьев Стругацких "Парень из преисподней" (1974). Нарочно, чтобы "не сбить настройку" не перечитывал текст и пишу исключительно по детским воспоминаниям, с дистанции... Ну, в общем, много лет с тех пор прошло. Кстати, изначально повесть была написана как сценарий для Одесской киностудии. И то, что это бывший сценарий, чувствуется сразу же по особой кинематографичности текста и возникающей в воображении читателя картинке. Особенно это касается батальных сцен на Гиганде. Возможно, не за то произведение Стругацких второпях схватился режиссер Бондарчук-юниор. Надо было брать "Парня из преисподней", а не "Обитаемый остров". Но что сделано, то сделано... Красивый, конечно, актер Василий Степанов (м-да, бедный парень!).

На планете Гиганда идет длительная ожесточенная война между Герцогством Алайским и Империей, уровень их вооружений примерно соответствует середине ХХ века Земли. И как же это все талантливо у Стругацких получается! Какие превосходные словесные находки тут сделаны. Например, чтобы не раздражать советскую цензуру словом "бронетранспортер". Нет, не бронетранспортер! А: "Появились имперские бронеходы." А затем и "имперские бомберы" Ну, и так далее, в том же духе... Это силы "врагов". А у "наших", по сюжету, юный курсант элитной военной школы Герцогства по имени Гаг из подразделения "Бойцовых Котов", спешно брошен на фронт, где прорвались превосходящие силы имперцев.

Повторюсь: Боже ж ты мой, как братья Стругацкие нарисовали армию, как они изобразили бой! Как любили писать провинциальные критики в начале 2000-ых, "вкусно". Конечно, это была самая настоящая протофашистская эстетика и спелым зернышком она легла на благодарную почву, в девственные мозги советских подростков, в юные их головушки. Ведь как мастерски "сделаны" у Стругацких все эти воинские подразделения Герцогства: какие-то, кажется "барсуки" (ну, это типа, рядовая пехота), потом "бойцовые коты", все они бравые юные ребята, и, наконец, элитный спецназовец Герцогства из бригады "Голубых Драконов". По совместительству, это прогрессор с Земли. Гаг обожает "голубых драконов", а в родного герцога так просто влюблен. Фашистский гомоэротизм, не без этого, да-с.

И беретики набекрень, погончики, нашивочки... В общем всё, как нравится мальчикам-подросткам. Книжка же как бы детско-юношеская. И у подростков легко возникает чувство сопричастности сверстнику-герою. Особенно к таким красивым картинкам. Вероятно, из всего этого милитаристски-фашистского коктейля Стругацких сегодня вышел бы отличный рисованный комикс. А затем, возможно, и кинокомикс по его мотивам. Ну, что ли, как лента "300 спартанцев" Зака Снайдера? Кстати, и это тоже криптофашизм, ребята! Так говорят кинокритики.

Но что же, братья-писатели при попустительстве советских властей и цензуры, пропагандировали фашизм? Любой грамотный литкритик ответит вам: нет, разумеется, нет! (Хотя с цензурой у наших фантастов бывали проблемы.) Писатели критиковали, осуждали фашистское и милитаристское устройство государства и общества на планете Гиганда. Были вообще против войн. Не будем вдаваться в длинные рассуждения и приводить в подтверждение пруфы. Но поверьте, что это действительно так. И вытащенного из пекла боя "голубым драконом" и земным разведчиком Корнеем курсанта Гага земные врачи оживляют из мертвецов, а он потом все никак не поймет, что это у него за зажившая дырочка в области сердца, а гуманный доктор темнит, странно смотрит и отводит в сторону глаза. И паренек-пацифист Данг с Гиганды там присутствует (фашист Гаг его страшно изобьет). И прочее хорошее и доброе имеется. Но все блекнет перед дичайшими красками инопланетного фашизма, возможно, слишком талантливо изображенного.

Интересно, почему вдруг возникла именно такая эстетика в середине 70-х в СССР и откуда? А вот, созрели у братьев Стругацких такие ощущения, писатели вообще тонко чувствуют время. Для цензуры они выразили протест против западного империализма и милитаризма. Но, не исключено, что на самом деле просто однажды внимательно просмотрели несколько утренних выпусков военного киножурнала ЦТ "Служу Советскому Союзу". Можно предположить, что актуальным для Советского Союза тех лет Zeitgeist-ом братья одновременно и ужасались, и чуть восхищались. Это, как сегодня писательница Татьяна Толстая отвечает на вопросы, почему не удаляет из френдов на Фейсбуке откровенных негодяев: "Любуюсь!". Так и Стругацкие видимо, наблюдали за устрашающим видом советской военной машины, мерно катящей к ядерному Армагеддону. Сделать они все равно мало что могли. Но вот, вышла в 1974-ом их повесть "Парень из преисподней".

Гипотезу про влияние тогдашнего советского Zeitgeist-а на творчество братьев-фантастов подтверждает ряд отечественных фильмов, вышедших чуть позже, в 1977 и 1981 гг. Это ленты "В зоне особого внимания" и "Ответный ход". В этом кино предстает практически та же, что и в повести Стругацких, протофашистская эстетика, пусть дело происходит уже не на Гиганде, а в СССР. Все те же пятнистые комбинезоны десантников, нашивочки, беретики... Героизм и самопожертвование. В те же практически годы, в США на экраны прорвались актеры-качки Шварценеггер и Сталлоне. Вышли в прокат ленты "Терминатор-1", "Коммандо", "Хищник", цикл фильмов про Рэмбо. Интересно, что при том, что это был также явный всплеск культурного фашизма, никакого сходства со стилем Стругацких не было и в помине. То была совсем иная эстетика и иной фашизм. Не наш, не советский, товарищи!

А близость милитаристского советского кино времен позднего Брежнева с фашистской эстетикой "Парня из преисподней" Стругацких усиливала, несмотря на все производимые бравыми парнями в униформе верные удары маваши гири, некая деревянность и не живость советских актеров. Будто бы, как и "бойцовый кот" Гаг из повести, все они уже имели простреленную дырочку в области сердца.

Ветка комментариев


На самом деле моменты фашизма в Алайском герцогстве присутствуют. Это скорее такой фашизм "испанского варианта", не немецкого. Гаг типичный такой "гитлерюгенд" в том плане, что он воспитан в духе восторженного военного ура-патриотизма, с почти полностью отсутствующей критической составляющей в восприятии мира. Что неудивительно, учитывая его историю жизни. Стругацкие неплохо показали психологическую ломку парня, столкнувшегося с реальностью, не совпадающей с его "матрицей сознания".