Больше рецензий

23 апреля 2020 г. 17:00

5K

5 Воспоминание о фашисте Гаге

ДИСКЛЕЙМЕР: слово "фашизм" и производные от него употребляются в тексте всего 13 раз и один раз в заголовке. Автор снимает с себя всякую юридическую ответственность за возникающие у читателя данной рецензии любые аллюзии и ассоциации с бывшими и существующими странами и режимами Земли; все официальные письменные претензии прошу отсылать на планету Гиганда.

Братьев А. и Б. Стругацких нынче принято поругивать. Маятник мнений качнулся и вместо восхищения "провидцами и смелыми критиками Системы", имевшим место в начале 90-х, да и позже, нынче в работы известных фантастов нет-нет, да и полетит гнилая помидорка. Одним читателям не нравится вера братьев в грядущую победу Мирового Коммунизма, другим, напротив, не по душе их более поздний либерализм, третьим влом еврейство Стругацких, четвертым вообще незнамо что.

Тут много несправедливого. Был в творчестве Стругацких период истового размахивания красным флагом, например, в повести "Полдень, ХХII век" (1962). Но знающий человек отметит и подмигивание "своим" в "Понедельник начинается в субботу" (1965). Т. е. практически одновременно шел у них любопытный "двоящийся" творческий процесс. И отрицать факты нельзя: братья Стругацкие -- это выдающиеся советские писатели-фантасты. Нет, скажем даже так: они великие советские писатели-фантасты! (Назвать их просто "великими советскими писателями" язык не повернется, да и сомнительный это комплимент, по правде, быть великими совписами.) Фантастами ведь быть куда лучше, советская фантастика, в отличие от прозы соцреализма -- она и по сей день живая.

Автору этих строк лично и субъективно очень нравятся "срединные" работы Стругацких, времен конца 1960-х-начала 70-х годов. На мой взгляд, это их личный расцвет, личный Мир Полудня. Конечно, знакомиться с многими текстами братьев надо в юности, когда свежо и ярко восприятие. Тем, кто их еще не читал, рекомендации такие (особенно мальчишкам, для них там есть экшн): «Хищные вещи века» Аркадий и Борис Стругацкие (1965), «Обитаемый остров. Малыш» Аркадий и Борис Стругацкие (1969), «Пикник на обочине» Аркадий и Борис Стругацкие (1972). Оба продолжения "Обитаемого острова" зануднее, там уже идут рассуждения и философия. А в перечисленных вещах настоящий рай для подростка с воображением! Читатель прибудет в странный город, где распространяют опасный радионаркотик "слег", а молодежь бездумно танцует на дискотеках-"дрожках" (предсказаны рейвы!) и совместно с советским космонавтом Иваном Жилиным проведет свое расследование ("Хищные вещи века"). Вместе с пилотом дальнего космопоиска землянином Максимом Каммерером попадет на странную вогнутую планету Саракш, где идет вечная война и всех жителей зомбировали телевышками, и почти спасет их всех ("Обитаемый остров"). Наконец, вместе со сталкером Редриком Шухартом из городка Хармонт сам притащит из Зоны инопланетный хабар и тут же сбагрит его в баре "Боржч" ("Пикник на обочине"). Можно, вслед за режиссером Тарковским, найти здесь массу глубинных смыслов (в "Пикнике", послужившем основой для фильма "Сталкер"). А можно просто рассмотреть перечисленную тройку произведений Стругацких как очень качественный sci-fi. Или, даже, как приключенческие романы для тинейджеров на инопланентную тематику. И, надо сказать, что это просто отличные книжки для "школьников и юношества"! Такая трактовка творчества фантастов тоже, в общем, годна.

Но мой настоящий лидер по личным подростковым впечатлениям -- это не очень большая повесть братьев Стругацких "Парень из преисподней" (1974). Нарочно, чтобы "не сбить настройку" не перечитывал текст и пишу исключительно по детским воспоминаниям, с дистанции... Ну, в общем, много лет с тех пор прошло. Кстати, изначально повесть была написана как сценарий для Одесской киностудии. И то, что это бывший сценарий, чувствуется сразу же по особой кинематографичности текста и возникающей в воображении читателя картинке. Особенно это касается батальных сцен на Гиганде. Возможно, не за то произведение Стругацких второпях схватился режиссер Бондарчук-юниор. Надо было брать "Парня из преисподней", а не "Обитаемый остров". Но что сделано, то сделано... Красивый, конечно, актер Василий Степанов (м-да, бедный парень!).

На планете Гиганда идет длительная ожесточенная война между Герцогством Алайским и Империей, уровень их вооружений примерно соответствует середине ХХ века Земли. И как же это все талантливо у Стругацких получается! Какие превосходные словесные находки тут сделаны. Например, чтобы не раздражать советскую цензуру словом "бронетранспортер". Нет, не бронетранспортер! А: "Появились имперские бронеходы." А затем и "имперские бомберы" Ну, и так далее, в том же духе... Это силы "врагов". А у "наших", по сюжету, юный курсант элитной военной школы Герцогства по имени Гаг из подразделения "Бойцовых Котов", спешно брошен на фронт, где прорвались превосходящие силы имперцев.

Повторюсь: Боже ж ты мой, как братья Стругацкие нарисовали армию, как они изобразили бой! Как любили писать провинциальные критики в начале 2000-ых, "вкусно". Конечно, это была самая настоящая протофашистская эстетика и спелым зернышком она легла на благодарную почву, в девственные мозги советских подростков, в юные их головушки. Ведь как мастерски "сделаны" у Стругацких все эти воинские подразделения Герцогства: какие-то, кажется "барсуки" (ну, это типа, рядовая пехота), потом "бойцовые коты", все они бравые юные ребята, и, наконец, элитный спецназовец Герцогства из бригады "Голубых Драконов". По совместительству, это прогрессор с Земли. Гаг обожает "голубых драконов", а в родного герцога так просто влюблен. Фашистский гомоэротизм, не без этого, да-с.

И беретики набекрень, погончики, нашивочки... В общем всё, как нравится мальчикам-подросткам. Книжка же как бы детско-юношеская. И у подростков легко возникает чувство сопричастности сверстнику-герою. Особенно к таким красивым картинкам. Вероятно, из всего этого милитаристски-фашистского коктейля Стругацких сегодня вышел бы отличный рисованный комикс. А затем, возможно, и кинокомикс по его мотивам. Ну, что ли, как лента "300 спартанцев" Зака Снайдера? Кстати, и это тоже криптофашизм, ребята! Так говорят кинокритики.

Но что же, братья-писатели при попустительстве советских властей и цензуры, пропагандировали фашизм? Любой грамотный литкритик ответит вам: нет, разумеется, нет! (Хотя с цензурой у наших фантастов бывали проблемы.) Писатели критиковали, осуждали фашистское и милитаристское устройство государства и общества на планете Гиганда. Были вообще против войн. Не будем вдаваться в длинные рассуждения и приводить в подтверждение пруфы. Но поверьте, что это действительно так. И вытащенного из пекла боя "голубым драконом" и земным разведчиком Корнеем курсанта Гага земные врачи оживляют из мертвецов, а он потом все никак не поймет, что это у него за зажившая дырочка в области сердца, а гуманный доктор темнит, странно смотрит и отводит в сторону глаза. И паренек-пацифист Данг с Гиганды там присутствует (фашист Гаг его страшно изобьет). И прочее хорошее и доброе имеется. Но все блекнет перед дичайшими красками инопланетного фашизма, возможно, слишком талантливо изображенного.

Интересно, почему вдруг возникла именно такая эстетика в середине 70-х в СССР и откуда? А вот, созрели у братьев Стругацких такие ощущения, писатели вообще тонко чувствуют время. Для цензуры они выразили протест против западного империализма и милитаризма. Но, не исключено, что на самом деле просто однажды внимательно просмотрели несколько утренних выпусков военного киножурнала ЦТ "Служу Советскому Союзу". Можно предположить, что актуальным для Советского Союза тех лет Zeitgeist-ом братья одновременно и ужасались, и чуть восхищались. Это, как сегодня писательница Татьяна Толстая отвечает на вопросы, почему не удаляет из френдов на Фейсбуке откровенных негодяев: "Любуюсь!". Так и Стругацкие видимо, наблюдали за устрашающим видом советской военной машины, мерно катящей к ядерному Армагеддону. Сделать они все равно мало что могли. Но вот, вышла в 1974-ом их повесть "Парень из преисподней".

Гипотезу про влияние тогдашнего советского Zeitgeist-а на творчество братьев-фантастов подтверждает ряд отечественных фильмов, вышедших чуть позже, в 1977 и 1981 гг. Это ленты "В зоне особого внимания" и "Ответный ход". В этом кино предстает практически та же, что и в повести Стругацких, протофашистская эстетика, пусть дело происходит уже не на Гиганде, а в СССР. Все те же пятнистые комбинезоны десантников, нашивочки, беретики... Героизм и самопожертвование. В те же практически годы, в США на экраны прорвались актеры-качки Шварценеггер и Сталлоне. Вышли в прокат ленты "Терминатор-1", "Коммандо", "Хищник", цикл фильмов про Рэмбо. Интересно, что при том, что это был также явный всплеск культурного фашизма, никакого сходства со стилем Стругацких не было и в помине. То была совсем иная эстетика и иной фашизм. Не наш, не советский, товарищи!

А близость милитаристского советского кино времен позднего Брежнева с фашистской эстетикой "Парня из преисподней" Стругацких усиливала, несмотря на все производимые бравыми парнями в униформе верные удары маваши гири, некая деревянность и не живость советских актеров. Будто бы, как и "бойцовый кот" Гаг из повести, все они уже имели простреленную дырочку в области сердца.

1 2

Комментарии


Честное слово, если б не карантин, я бы Вас за эту рецензию расцеловала))) Большое спасибо!


Я прочитал полное собрание сочинений Стругацких (оба издания) раз 5. Очень их люблю. Спасибо за замечательную рецензию. Лучше о них я ничего не читал.


Спасибо за комплимент! Мне очень приятно.


Извините, а где в Roadside Picnic'e Вы экшн нашли? Вы рекомендуете подросткам - «там для них есть экшн».
Книжка отлично заходит любителям Лавкрафта, Эштона Кларка Смита, Катьки Мур (особенно те, кто читал «Чёрные боги, красные сны» поймут), Сайлент Хилла и Клайва Баркера, но вот ни любителям экшэна, ни апологетам «твёрдой научной НФ» Roadside Picnic не заходит совершенно: экшэна там нет совершенно. А для поклонников hard SF очень много мистики (вплоть по выкапывающихся из могил покойников) и совершенно «антинаучно» (в их понимании «научности», кавычки осознанны).


Извините, а что такое Roadside Picnic? Ладно, я понял.
Если вы родились в 1975 году, как написали в профиле, то, наверно, знаете, что всех перечисленных вами с апломбом авторов в Союзе не переводили и не издавали, поэтому советскому подростку просто не с чем было сравнивать. Вот такой тихий там в "Пикнике" "экшн": общество преступников-сталкеров, полукриминальный бар "Боржч", экзотика псевдозападного городка Хармонт. Кому-то нравится стрелять, кому-то воровать... А вам, кстати, что больше по душе?


-А по-моему, у АБС нет такой книги,-"Roadside Picnic".
-Есть "Пикник на обочине"- по-русски.


Мда..."Вкусно" военные сцены на Гиганде описаны по вполне простой причине. Братьям не надо было смотреть "Служу Советскому Союзу". Аркадий Натанович Стругацкий офицер советской армии, капитан, военный переводчик (японский и английский языки). Служил на Дальнем Востоке, участвовал в Токийском судебном процессе (Нюрнберг для японских военных преступников), с 1955 служил в Хабаровске в частях ОСНАЗ (так тогда именовался спецназ армейский). Роман "Хромая судьба" фактически это его автобиография.


Увы, не читал-с. А вы читали? Советуете?


"Хромую судьбу"?? Хммм...Вещь на любителя, там используется прием книга в книге, как в "Мастере и Маргарите". Сама "Хромая судьба" это скорее такая повесть в духе реализма - житие-бытие "совписа" в советской Москве с радостями и горестями. А внутри этой книги "совпис" перечитывает "свою преееелееессссть", написуемую "в стол" так называемую "Синюю папку". В том варианте, что я читал в собрании сочинений, "Синей папкой" были "Гадкие лебеди". Мне понравилось.


В том варианте, что я читал первым, Синяя папка была "Град обреченный". По мне - это логичнее.


Вот еще. Не стоит употреблять слово "вкусно" в отношении текста (даже в кавычках). Вы тут уподобляетесь литобозревателю условного "Сыктывкарского комсомольца". При упоминании "вкусной книги" у меня во рту сразу возникает вкус жеваной промокашки (помните, что это такое?). Мы, классе эдак в пятом, жевали промокашки из тетрадок, а потом плевали этой массой из трубочек в портреты членов Политбюро у актового зала. Завуч очень ругалась. Хулиганье, конечно.


так-так, промокашка, пятый класс...Порфирий Петрович


А, может быть, и третий класс :)


Жду не дождусь когда снимут фильм по "Пикнику на обочине"!!!


Я тоже! ;) Но все пока что-то никак не экранизируют. Надо, видимо, ждать второго Андрея Арсеньевича.


-Не надо! Наворочает мимо текста всякого "режиссёрского видения"! И в титрах, для привлекательности, не стесняясь, обозначит: "по мотивам..."


Меня всегда восхищало, как АБС умели захватить умных людей с различными взглядами. Сам я впервые с ними познакомился лет в 12. И с тем как я взрослел и (смею надеяться) умнел, открывал в их книгах (казалось бы, давно знакомых) новые и новые смысловые слои.
Было бы интересно подискутировать с Вами по их творчеству, но формат комментария не позволяет. Поэтому позвольте поспорить по одному моменту, который сразу бросился в глаза.
Гаг вовсе не фашист. Не каждый, кто живет в фашистском государстве - фашист. Гаг - патриот (позвольте использовать это, несколько сейчас заезженное слово). Об этом говорят последние слова повести: "Дома, дома!" (кажется так, не хочу сейчас лезть в текст). И отзыв Корнея о командире Гага - хороший педагог. Не стал бы Корней так говорить о воспитателе фашиста.
Отсюда основное возражение Вашему тезису о "протофашистской эстетике". Не стоит путать воспитание патриотизма и фашизм. На упомянутых Вами фильмах воспитывались и те ребята, которые в Сирии бились против превосходящих сил боевиков, и тот летчик, что себя гранатой подорвал.
И если Вы ставите на одну доску "В зоне особого внимания" и Рэмбо, значит мы с Вами где-то глубоко расходимся...


-Да, мне тоже как-то резануло это обозначение простодушного боевика Гага,- фашистом.Неправильно это.


На самом деле моменты фашизма в Алайском герцогстве присутствуют. Это скорее такой фашизм "испанского варианта", не немецкого. Гаг типичный такой "гитлерюгенд" в том плане, что он воспитан в духе восторженного военного ура-патриотизма, с почти полностью отсутствующей критической составляющей в восприятии мира. Что неудивительно, учитывая его историю жизни. Стругацкие неплохо показали психологическую ломку парня, столкнувшегося с реальностью, не совпадающей с его "матрицей сознания".


А вот и не ставлю "на одну доску". Напротив: пишу, что повесть Стругацких+советские фильмы и американское кино созданы в совершенно разной стилистике.


Сразу понятно, что автор не только не читал "Змеиное молоко" МИхаила Успенского, но даже и не слышал о таком произведении.


Стругацких до сих пор поругивают альтернативщики - либеральные представители лжефантастики. Их уже никто не слушает. Чтобы правильно понимать Стругацких, надо понимать, как им представлялся фашизм тогда. Ведь ясно, что сейчас он представляется совсем иначе, особенно для молодых.


Спасибо! Прекрассный текст ! Очень познавательно!


Вам спасибо!


Гаг-фашист?Что за бред Вы несёте,любезный?
В любой армии мира есть элитные войска и"Бойцовые коты"не исключение.Обычная гвардия,элита вооружённых сил.
Всё к политике сводите.Таких,как Вы,надо в психушке держать за подобные рецензии.Квазипатриоты,мать вашу!
Эдак-то любой спецназ в фашизме обвинить можно.


два замечания:
1. не "барсуки", а "дикобразы";
2. "Голубые драконы" - не спецназ, а скорее танкисты:

"Прямо передо мной, как приведение, сидит, развалясь в кресле, офицер-бронеходчик, Голубой Дракон, "Огонь на колесах" в натуральную величину, в походной форме при всех знаках различия. Сидит, нога на ногу, ботинки сияют, шипами оскалились, коричневая кожаная куртка с подпалинами, с плеча свисает голубой шнур — тот еще волк, значит… И морда, как у волка, горелая пересаженная кожа лоснится, голова бритая наголо, с коричневыми пятнами от ожогов, глаза, как смотровые щели, без ресниц…"


Да, спасибо за уточнение! Читал повесть давно и совершенно сознательно не стал перечитывать, чтобы оставить незамутненными подростковые впечатления.

1 2