Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 апреля 2020 г. 19:54

1K

5

В последние годы редко какие книги впечатляют меня настолько, чтобы я дочитывала роман в ночи и ставила бескомпромиссные пять баллов. Конечно, университетский роман в моём случае имеет приличную фору среди прочих литературных жанров, но зато и требования к нему намного выше. И надо же такому случиться - "Мятежные ангелы" оказались не просто прекрасным, прямо-таки хрестоматийным образцом campus novel, так вдобавок ко всему это было тонкое, интеллектуальное и немного даже остросюжетное чтение. Смесь, воистину, вдохновляющая.

Вообще, после нескольких недель дистанционной работы роману можно приписать и определённый терапевтический эффект: все эти описания нормальных университетских реалий воспринимаются как бальзам на душу, измотанную совещаниями по вайберу, ежедневной проверкой сотен письменных заданий, бесчисленным объяснением одного и того же разным людям. Помножьте это ещё на специфику прекрасного буржуйского университета, в котором заместители декана пекутся, прежде всего, о том, чтобы всем хватило еды и выпивки на гостевых вечерах (а не штампуют с утра до ночи докладные и ведомости), профессора имеют отдельные кабинеты с помощниками, а студенты записываются на те курсы, которые считают интересными и полезными. И пусть их профессура ноет и стенает, я-то знаю, что у них там почти рай. Вопрос сравнения. Весь кайф ещё и в том, что место действия романа - колледж Святого Иоанна и Святого Духа (ласково именуемый "Душком") - представляет собой более чем классический и немного старомодный университетский мир, в котором бездна обаяния. Во всём прочем мы с ними не так уж отличаемся - гонка за званиями, должностями и грантами, битва за часы и нагрузку, интриганство и взаимная неприязнь, попытка объяснить очевидное чиновникам от образования, политикам и обществу, которое требует исключительно конкретной практической пользы в то время, как диссертация по ментальности ранних христиан вряд ли повысит надои молока. И всё это выписано со знанием дела, иронией и любовью.

При этом университетские реалии, прекрасные уже сами по себе, являются лишь фоном для хитросплетённой истории четырёх неординарных личностей. Историк Холлиер, живущий средневековыми текстами и смутными преданиями, докатившимися до наших дней, блестящий мозг и некоторая неприспособленность к жизни, свойственная великим учёным. Священник отец Даркур, добродушный и добросердечный толстяк с прекрасным внутренним миром. Джон Парлабейн, философ-скептик, интеллектуал и бывший монах, настоящий бес, способный белое выставить чёрным. Мария Магдалина Феотоки, подающая надежды аспирантка, умница, красавица с цыганскими корнями, неожиданно выбирающая фигуру Рабле для своих исследований. Три мятежных ангела и прекрасная дева. Возможно, дева даже чересчур прекрасна. В свои 23 года она на равных ведёт интеллектуальные беседы со своими наставниками и порой высказывает такие мысли, которые могут прийти в голову лишь человеку с большим жизненным опытом или мощнейшей интуицией (цыганские корни?..). Впрочем, я не могу представить иную девушку на этом месте - Мария не является тем персонажем, действия которого подталкивают сюжет вперёд (единственный судьбоносный шаг - это знакомство Холлиера с матерью), но она как бы склеивает роман, связывает незримой нитью героев, выпускает в научный мир толику иррациональности, магии, алхимии. Не случайно в романе всплывают то гадания на таро, то приворотные зелья, то ссылки на Парацельса. Наука не может объяснить всё, пока ещё не может. Это не главная тема романа, но через образы мадам Лаутаро и Оззи Фроутса автор проходится по ней ювелирно тонко, оригинально и во всех смыслах убедительно.

Выбрать главную тему романа, по-моему, вообще не возможно. Но эта полифония смыслов как раз и превращает роман в нечто мощное и мудрое. Возможно, кто-то обвинит героев в чрезмерной интеллектуальщине - мол, в жизни такими словами и о таких вещах не говорят. Да, возможно. Но всё же нужно отделять умелое жонглирование словами и смыслами от по-настоящему интересных, метких, важных наблюдений. А в романе Робертсона Дэвиса - только такие. Я давно уже перестала выписывать понравившиеся цитаты из книг, потому что просто лень, но "Мятежные ангелы" заставляли постоянно спотыкаться обо что-то прекрасное. Пожалуй, попытка переписать зацепившее рискует превратиться в перечитывание романа. И вся мощь романа - как раз в этой его внутренней жизни, в сомнениях отца Даркура, в научной страсти Холлиера, в столкновении рацио и чего-то неизведанного и необузданного. Эта внутренняя несобытийная часть романа потрясающа. Я могу понять людей, которым книга не понравилась, потому что все мы разные и любим разное (и это тоже прекрасно). Но мне, правда, не понять, как эту палитру смыслов можно не заметить, зациклившись на сюжете.

Однозначно одна из лучших книг последних месяцев. А может и лет.

LoraG , спасибо за совет, это было прекрасно. Не прошло и пяти лет, как я вернулась к долгам флэшмоба 2016 года. :)

Комментарии


Увлекательно вы написали, спасибо :)
Гораздо лучше у вас вышло, чем в издательской аннотации.
Прочитаю книгу. Всего, что вы заметили, конечно, не пойму, но хочу хоть сколько-нибудь по-настоящему интересных, метких, важных наблюдений.
Ну и, наконец, все мои лайвлибовские советчики высоко оценили книгу. Точно, прочитаю.


Спасибо. :) Аннотация не так уж и неправа, кстати, но акцентирует внимание на перчинке, которая в романе не главная.
Все мы замечаем в книгах разное. Вам вполне могут открыться такие смыслы, на которые я не обратила внимание. С опаской советую книги, особенно памятуя о наших расхождениях :) , но "Мятежные ангелы" действительно хороши.


Я тоже помню, что мы часто не сходимся во мнениях. Ну и что?
Единственный, с кем я всегда согласен, -- я сам. Но сам с собой беседую только под наблюдением психиатра :)


Нет скучнее разговора чем тот, в котором все друг с другом согласны.
(с) не помню кто
:)


Настя, ты меня прям вдохновила, захотелось читать роман!


Мне кажется, тебе понравится. Возможно, не так сильно, как мне, но ты же тоже любишь университетский роман, мелких и крупных бесов и неоднозначность. :)


О да, все это звучит божественно. Я уже скачала всю трилогию :)


К моему сожалению, второй роман - это не продолжение, а приквел, посвящённый тому самому Фрэнсису Корнишу, смерть которого открывает первый роман. Но я всё равно планирую прочесть всю трилогию. :)


Думаю, даже и приквел будет хорош :)


Мне кажется, вторая книга в цикле лучшая.


Начала на днях вторую книгу, но по 30 страницам судить пока сложно. :)


Надо добавить в хотелки.)))
Я тоже почти утратила способность зачитываться художественной литературой, но Дэвис мне очень нравился, вдруг опять сработает.


Я тоже почти утратила способность зачитываться художественной литературой

Вот-вот и у меня тоже самое. Это что вирус?))))


Да, который уничтожит художественную литературу.


У меня тоже был такой период, но потом я решила для закрытия читательского пробела на старости лет ознакомиться с серией про Гарри Поттера, и неожиданно выпала из реальности в мир сказки, а потом вернулась оттуда как будто очищенной и под огромным впечатлением. А изначально планировалось развлечся, а после высоколобо анализировать)))


Предлагаете переключиться на сказки?


Это, скорее, к тому, что никогда не знаешь, что проймёт и затянет такого переначитанного тебя)

Сейчас подумала, что все книги, которые произвели на меня неизгладимое, долгоиграющее впечатление, принадлежали либо к фантастике, либо к фэнтези. Даже не знаю, с чем это связано.


Я вас, конечно, поняла. Видимо, вам это жанр близок. Боюсь, мне это не подойдет - я довольна равнодушна к таким книгам и почти их не читаю. Мне как то ближе реальность:)


Это опыт, мне кажется. :))


Из чего следует, что опыт имеет как положительную, так и отрицательную сторону:))


Однозначно. :)
Впрочем, только в том случае, если человек на этом опыте учится.


Как-то грустно стало(


Да, согласна.
С другой стороны, удачные находки становятся от этого только ценнее.


Спасибо, хоть какой-то позитив. Лучше пусть будет стакан наполовину полон, чем наполовину пуст)))


В конечном счёте, всё зависит от точки зрения. :)


У меня это было знакомство с автором и знакомство весьма вдохновляющее. :)
Мне кажется, способность зачитываться имеет обратную зависимость с опытом и возрастом - чем больше ты прочитал, тем сложнее тебя удивить и зацепить.


По сравнению с первой трилогией намного слабее и пошлятины добавилось.


С первой трилогией сравнить пока не могу, но пошлятины, откровенно говоря, не заметила.


Так вы прочитайте). Я читал первую трилогию лет 14-ть назад. А насчет пошлятины вы слишком толерантны).


Я держу "Дептфордскую трилогию" в памяти, так что рано или поздно знакомство состоится. :)


Читаю вашу рецензию уже после прочтения книги. Очень полное и верное описание. Даже свою рецензию не хочется уже писать (хотя всё равно что-нибудь напишу, иначе "гештальт не закрыть")))
Интересно мне знать вот что - Гаргантюа и Пантагрюэль числятся у вас в прочитанных, но своего мнения в рецензии вы не выразили. Мне было, помнится, сложно воспринимать ценность книги через её скабрёзный тон. А вам это удалось?


Спасибо :) Я с удовольствием прочитаю вашу рецензию. И вы абсолютно правы - гештальты надо закрывать. :)

Я в целом спокойно отношусь к вольностям тона в классической литературе. Не могу сказать, что меня это отвлекало или напрягало, но я слишком рано прочитала "Гаргантюа и Пантагрюэля". Подозреваю, что многие вещи в том возрасте просто не считались, поэтому было бы любопытно перечитать.


Спасибо за прекрасную рецензию! Я уж было расстроилась, увидев отзывы других читателей. К сожалению, многие не поняли значение Рабле, который постоянно присутствует в тексте (наверное, не читали его никогда). А ведь это ключ ко многому. Ну и, конечно, "занудные разговоры", которые и есть самый кайф. Спасибо, что вы так же, как и я, получили от книги огромное удовольствие и сумели об этом хорошо и подробно рассказать.

Спасибо вам за комментарий. :)
Всегда так радостно встречать своих единомышленников, да и просто вернуться и вспомнить книгу, которая произвела потрясающее впечатление.