Больше рецензий

11 января 2012 г. 04:34

32

4

Наследование литературных форм порой принимает причудливую траекторию, так что давно написанная, особенно великая книга, перевоплощается много раз, каждый раз представая перед нами в новом облике. Так, «Один день в Древнем Риме» Альберто Анджелы – это, конечно же, потомок, и хорошо узнаваемый, другого «одного дня» - одного дня из жизни Дублина («Улисс»). Очень часто литературные произведения, созданные задолго до нас, написаны так, что толком и не понять: что окружает героев; по каким улицам они ходят, как обставлены дома, в которых они живут, как одеваются окружающие их люди. Оно и неудивительно: ведь современники и так в курсе, для них незачем уточнять все эти детали. Так вот: книга Альберто Анджелы написана таким образом, чтобы читатель мог наглядно вообразить, как жили древние римляне, как они одевались, что ели, как выглядели, - то есть едва ли не сам смог пройтись по улицам древнего Рима.

И вот перед нами предстает Рим II века н. э.: город занимает 1800 гектаров, в нем живет полтора миллиона человек, со всей Римской империи сюда свозят продовольствие, предметы роскоши, рабов и диких животных для Колизея и других цирков. Как ни странно, для Рима актуальны вполне современные проблемы: нерегламентированное строительство, дорожные пробки, уличная преступность, дороговизна жилья. Выглядит город относительно современно, - его можно сравнить если не с хорошо знакомыми нам городами, то с городами совсем недавнего прошлого: большинство горожан живут в многоквартирных домах вплоть до шести этажей (инсулах), под Римом простирается колоссальных размеров канализация, тут и там разбросаны ресторанчики, забегаловки, гостиницы. Римляне – чистоплотный народ: здесь принято каждый день посещать термы. Юрий Лотман в свое время писал, что записки иностранца всегда можно отличить от записок местного жителя по тому, что иностранцы часто упоминают материи, о которых аборигену писать не придет в голову. В качестве примера Лотман приводил туалетную тематику. В этом смысле Альберто Анджела поистине открывает нам Рим не глазами римского жителя, а глазами иностранного путешественника, с изумлением обращающего внимание и подмечающего абсолютно все: римским туалетам (латринам) посвящена целая глава.

Каков же был мир древнего римлянина? Мир этот был, конечно, более жесток (до десятка тысяч гладиаторов порой умирали на арене Колизея в течении нескольких месяцев, в празднества), более-менее сносно в нем жить можно было только родившись римским гражданином. (Надо отметить, что имея деньжонки и будучи знатного рода, женщины могли порой тоже недурно устроиться). Взятки, интриги, политический авторитаризм не то чтобы уже и тогда были широко распространены – о том, что можно иначе, никто и не подозревал. Словом, это был ровно тот мир, о котором тоскует писатель Павел Крусанов: стремясь высоко подняться, здесь приходилось всерьез рисковать жизнью. Что удивляет куда больше: уже тогда существовали меры социальной защиты. Малоимущим римским гражданам выдавали небольшой паек, либо же продавали продукты по льготным ценам.

Обычно нам приятнее думать, что люди, жившие до нас, были темными, необразованными, ходили в шкурах и – о ужас! - не умели работать в «Windows». Польза от книги «Один день в Древнем Риме» в том, что, прочитав ее, понимаешь, что и сам мог бы родиться в то время, равно как и погибнуть при строительстве Петербурга, а также посидеть в окопах как первой, так и второй Мировой войны. Возможно, когда-нибудь наши далекие потомки тоже напишут книгу о наших темных временах, удивляясь, как это мы могли называть конституционную монархию демократией, молиться телевизору и собирать деньги на больных детей по подписке.

Источник