Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 января 2012 г. 23:55

1K

5

Литература должна быть как музыка. Не так, как у символистов, подчинивших звуку смысл... Перемены настроений, резкие переходы... Как? Резкие переходы сделать нетрудно. Нужно только достаточно много действующих лиц и контрапункт параллельных сюжетов. Пока Джонс убивает жену, Смит катает ребенка в колясочке по саду. Только чередовать темы.
(Олдос Хаксли, из романа)


Этот роман - многослойная опера, созданная в строгом соблюдении канонов жанра, новая не по форме, а по смыслу и идее в ней реализованной. Сам Хаксли как нельзя точно сказал о построении своего романа "Контрапункт" устами своего героя-писателя Филипа Куорлза, вынесенными в эпиграф. Множество героев, множество сюжетных линий. Партии, арии, ариозо... Переход от одного темпоритма к прямо противоположному, смена тональности самой мелодии, бурные всплески звукоряда, сменяющиеся плавными зарисовками в духе адажио. Автору удалось достичь той планки, которую он сам себя установил, у него получилось написать словами музыку, более того, он создал глубокое многослойное музыкальное произведение в словах.

Дальше подробнее, но без спойлеров...

Контрапункт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. В литературе — противопоставление нескольких сюжетных линий. ("Википедия")



Мы с первой страницы погружаемся в жизнь. При этом погружение в быт и мысли героя, вышедшего на сцену первым, ложно заставляет нас подумать о нем, как о главном герое. Но не стоит спешить. Не тут-то было. Этих героев в романе будет столько, что не стоит и задаваться идеей их ранжирования и классификации. Едва ли тут есть смысл выявлять главных и второстепенных героев. Зато есть смысл перетасовывать свои мысли и представления о героях, их идеях, которые они, не таясь, надо признать, выкладывают на страницах книги. В романе много беседуют. Скорее даже надо сказать, в романе постоянно беседуют. И много думают по поводу сказанного. Нас с вами, захваченных в сети повествования читателей, приглашают принять участие, но рта раскрыть не дадут, даже не надейтесь. Героям тесно в своей собственной жизни от мыслей, им душно в своем пространстве, каждый из них не удовлетворен, ищет выход своему "я" и накопившейся массе эмоций/впечатлений/интеллекта. Наше вмешательство было бы уже за гранью. Мы - те, кто перенесет действие романа в наше время и нашу реальность. После прочтения книги хочется обсуждать вынесенные со страниц идеи, спорить, соглашаться и снова спорить.
Круг тем, охваченных беседами в романе, широк и разнообразен. Ведь и герои не сидят на месте. Наш мир - круглый шарик, и герои постоянно сталкиваются друг с другом, смешиваются, переходят из одного сюжета в другой. Это смешение и постоянная проекция героев на самые разные точки зрения и обстоятельства, дает невероятную, практически безграничную перспективу для споров, обсуждений, тематических бесед. Меня это захватило, это просто не передать словами!
Но есть в романе некая красная линия, которая средь многих основных, показалась мне особенно "жгучей", "страстной", "злободневной". Героям не хватает любви, они не знают, как проявить ее, как научиться давать и получать одновременно, как наладить отношения с собой и ближними так, чтобы испытывать это едва уловимое чувство удовлетворения. И где корень зла?! В утомлении, пресыщении, мудрствовании, излишнем морализаторстве?! Одно ясно точно, цивилизация (интеллектуализация, прогресс, называйте, как хотите) играет с человеком в игру, порой невероятно жестокую. Она отучает его от того, что было дано ему самой природой.

Путь всякого интеллектуала, если он следует по этому пути достаточно долго и неуклонно, приводит его к той самой очевидности, от которой человек неинтеллектуальный никуда и не уходил.



Прекрасная книга! Сильная, даже могучая! Рой мыслей, скопление ярких эмоций.

Спасибо огромное Машеньке marfic за выбор именно этой книги для подарка мне в Июльском Книжном КС. Книга замечательная, она станется в моей библиотеке, я уже занесла ее в список любимого.

Ветка комментариев


Рой мыслей, скопление ярких эмоций.



да, да, да! как раз читаю сейчас, книга замечательная.



Я очень рада, что вы тоже нашли ее достойной. Хотя такая книга просто не может, не должна пройти незамеченной. У меня ощущения подобного плана всегда были от книг Достоевского, не побоюсь этого сравнения.


Достоевский... Действительно, как я сама не заметила! я очень люблю Достоевского, и вот читала недавно "Бесы", и похожее ощущение было: хочется почти каждый абзац обсудить, вот просто остановиться и либо написать что-то о возникших мыслях, либо позвонить кому-то, встретиться, поговорить об этом. Почти на каждой странице. Очень ёмкое произведение.


А вы заметили, что в самом романе Хаксли устами своих героев сравнил Спендрэлла с Ставрогиным. Хотя, вероятно, вы еще не дочитали до этого места, это в самом конце. И меткое какое сравнение. Мятущийся, от демонического до райского....


Нет, ещё не дошла до этого места. Вот это открытия... А ведь и верно как. Мне нужно обязательно дочитать и поделиться с Вами мыслями! конечно, они похожи очень, Спендрэлл и Ставрогин! Хотя, если бы не Ваша рецензия, не подумала бы о "Бесах". Или только по прочтении..


Знаете, я буду честной, я не успела сама провести такую параллель до тех пор, пока автор сам не удивил меня таким поворотом, поэтому я здесь, скорее всего, спойлерю. Но я не слишком сильно это делаю, потому как канву рассуждений об этом сравнении вы прочтет сами. И я с радостью (!!!) готова обсуждать этот поворот и все прочие. Книга достойна обсуждения!


Да и очень хорошее слово "ёмкий". Роман очень ёмкий.


Спасибо за рецензию. Непременно почитаю "Контрапункт". Кстати, буквально на днях прочитал его же книгу "Двери восприятия". Не готов еще судить о его литературных достоинствах, но - очень познавательно. Ещё раз спасибо за рецензию. Хорошего времени суток.


О, спасибо вам! Очень приятен ваш отзыв. И да, я обязательно буду еще читать Хаксли! Есть даже некая уверенность он пополнит список любимых мною авторов.