Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 января 2012 г. 23:55

1K

5

Литература должна быть как музыка. Не так, как у символистов, подчинивших звуку смысл... Перемены настроений, резкие переходы... Как? Резкие переходы сделать нетрудно. Нужно только достаточно много действующих лиц и контрапункт параллельных сюжетов. Пока Джонс убивает жену, Смит катает ребенка в колясочке по саду. Только чередовать темы.
(Олдос Хаксли, из романа)


Этот роман - многослойная опера, созданная в строгом соблюдении канонов жанра, новая не по форме, а по смыслу и идее в ней реализованной. Сам Хаксли как нельзя точно сказал о построении своего романа "Контрапункт" устами своего героя-писателя Филипа Куорлза, вынесенными в эпиграф. Множество героев, множество сюжетных линий. Партии, арии, ариозо... Переход от одного темпоритма к прямо противоположному, смена тональности самой мелодии, бурные всплески звукоряда, сменяющиеся плавными зарисовками в духе адажио. Автору удалось достичь той планки, которую он сам себя установил, у него получилось написать словами музыку, более того, он создал глубокое многослойное музыкальное произведение в словах.

Дальше подробнее, но без спойлеров...

Контрапункт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. В литературе — противопоставление нескольких сюжетных линий. ("Википедия")



Мы с первой страницы погружаемся в жизнь. При этом погружение в быт и мысли героя, вышедшего на сцену первым, ложно заставляет нас подумать о нем, как о главном герое. Но не стоит спешить. Не тут-то было. Этих героев в романе будет столько, что не стоит и задаваться идеей их ранжирования и классификации. Едва ли тут есть смысл выявлять главных и второстепенных героев. Зато есть смысл перетасовывать свои мысли и представления о героях, их идеях, которые они, не таясь, надо признать, выкладывают на страницах книги. В романе много беседуют. Скорее даже надо сказать, в романе постоянно беседуют. И много думают по поводу сказанного. Нас с вами, захваченных в сети повествования читателей, приглашают принять участие, но рта раскрыть не дадут, даже не надейтесь. Героям тесно в своей собственной жизни от мыслей, им душно в своем пространстве, каждый из них не удовлетворен, ищет выход своему "я" и накопившейся массе эмоций/впечатлений/интеллекта. Наше вмешательство было бы уже за гранью. Мы - те, кто перенесет действие романа в наше время и нашу реальность. После прочтения книги хочется обсуждать вынесенные со страниц идеи, спорить, соглашаться и снова спорить.
Круг тем, охваченных беседами в романе, широк и разнообразен. Ведь и герои не сидят на месте. Наш мир - круглый шарик, и герои постоянно сталкиваются друг с другом, смешиваются, переходят из одного сюжета в другой. Это смешение и постоянная проекция героев на самые разные точки зрения и обстоятельства, дает невероятную, практически безграничную перспективу для споров, обсуждений, тематических бесед. Меня это захватило, это просто не передать словами!
Но есть в романе некая красная линия, которая средь многих основных, показалась мне особенно "жгучей", "страстной", "злободневной". Героям не хватает любви, они не знают, как проявить ее, как научиться давать и получать одновременно, как наладить отношения с собой и ближними так, чтобы испытывать это едва уловимое чувство удовлетворения. И где корень зла?! В утомлении, пресыщении, мудрствовании, излишнем морализаторстве?! Одно ясно точно, цивилизация (интеллектуализация, прогресс, называйте, как хотите) играет с человеком в игру, порой невероятно жестокую. Она отучает его от того, что было дано ему самой природой.

Путь всякого интеллектуала, если он следует по этому пути достаточно долго и неуклонно, приводит его к той самой очевидности, от которой человек неинтеллектуальный никуда и не уходил.



Прекрасная книга! Сильная, даже могучая! Рой мыслей, скопление ярких эмоций.

Спасибо огромное Машеньке marfic за выбор именно этой книги для подарка мне в Июльском Книжном КС. Книга замечательная, она станется в моей библиотеке, я уже занесла ее в список любимого.

1 2

Комментарии


Рой мыслей, скопление ярких эмоций.



да, да, да! как раз читаю сейчас, книга замечательная.



Я очень рада, что вы тоже нашли ее достойной. Хотя такая книга просто не может, не должна пройти незамеченной. У меня ощущения подобного плана всегда были от книг Достоевского, не побоюсь этого сравнения.


Достоевский... Действительно, как я сама не заметила! я очень люблю Достоевского, и вот читала недавно "Бесы", и похожее ощущение было: хочется почти каждый абзац обсудить, вот просто остановиться и либо написать что-то о возникших мыслях, либо позвонить кому-то, встретиться, поговорить об этом. Почти на каждой странице. Очень ёмкое произведение.


А вы заметили, что в самом романе Хаксли устами своих героев сравнил Спендрэлла с Ставрогиным. Хотя, вероятно, вы еще не дочитали до этого места, это в самом конце. И меткое какое сравнение. Мятущийся, от демонического до райского....


Нет, ещё не дошла до этого места. Вот это открытия... А ведь и верно как. Мне нужно обязательно дочитать и поделиться с Вами мыслями! конечно, они похожи очень, Спендрэлл и Ставрогин! Хотя, если бы не Ваша рецензия, не подумала бы о "Бесах". Или только по прочтении..


Знаете, я буду честной, я не успела сама провести такую параллель до тех пор, пока автор сам не удивил меня таким поворотом, поэтому я здесь, скорее всего, спойлерю. Но я не слишком сильно это делаю, потому как канву рассуждений об этом сравнении вы прочтет сами. И я с радостью (!!!) готова обсуждать этот поворот и все прочие. Книга достойна обсуждения!


Да и очень хорошее слово "ёмкий". Роман очень ёмкий.


Спасибо за рецензию. Непременно почитаю "Контрапункт". Кстати, буквально на днях прочитал его же книгу "Двери восприятия". Не готов еще судить о его литературных достоинствах, но - очень познавательно. Ещё раз спасибо за рецензию. Хорошего времени суток.


О, спасибо вам! Очень приятен ваш отзыв. И да, я обязательно буду еще читать Хаксли! Есть даже некая уверенность он пополнит список любимых мною авторов.


Спасибо, Наташа. У меня в списках для чтения на ближайшее будущее.


Спасибо, милая Инна, он замечательный! Это же ты меня когда-то во многом заразила составлением списков, и вот "Контрапункт" там сразу появился.


Здорово.

А я недавно его "Желтый Кром" прочитала, мне тоже очень понравилось.


Его я тоже очень хочу прочесть, но когда доберусь, право слово, не знаю.


Еще у него надо "Слепца из Газы" почитать. Тоже должно быть хорошо.


О, учту. Спасибо, дорогой мой человек!


Подожди, это все при условии, что самое главное у него ты читала, то есть "О дивный новый мир".


Еще не читала)))) Но я обязательно это сделаю)))0


"О дивный новый мир" - это своего рода шедевр, я считаю. Моя любимая антиутопия.


Спасибо за рецензию, и мне захотелось прочитать. Тем более, что из Хаксли я еще ничего не читала. Как думаешь, с этой книги можно начинать знакомство?


Вероника, милая, а я с него и начала свое знакомство. Я Хаксли читала в первый раз, до его "О дивный новый мир!" я еще не добралась.


Очень рада, что тебе понравилась книга )) Когда-нибудь я и сама до нее доберусь ))


Машенька, я интуитивно чувствовала давно, что Хаксли - это мое.


Мураками тоже самое попытался сделать это в Стране чудес без тормозов и конце свете, но не получилось как у Хаксли, хотя тоже неплохо, вообще же такое чувство он пытается что то взять у Хаксли, 1Q84 тому подтверждение


О, какое интересное сравнение! Надо же! Мураками мне вообще на ум не приходил, да оно и понятно, я у него читала только "Норвежский лес", а он ну нисколько не близок ни идейно, ни по форме, ни по стилю. Приму ваши выводы на заметку, я еще буду читать Мураками.


Норвежский лес.... По-моему лучшее произведение мураками.Вообще же мне ранний Мураками ближе всего к сердцу. Пинбол, слушай песню ветра, норвежский написаны на уровне чувств, над этими книгами не нужно раздумывать, их надо чувствовать,(сидеть, пить пиво рядом с героями, но не разговаривать, смотреть в глаза и чувствовать его боль , это становится твоей болью), что по-моему более глубокий уровень понимания, сознания, но такая манера писания рано или поздно приводит в тупик


А меня Норвежский лес оставил во многом именно равнодушной, и слог, и манера письма не удовлетворили. Да и еще кое-какие претензии были... Ну да я надежды не теряю, еще прочту у Мураками что-нибудь. правда, на сравнение с Хаксли пока он у меня категорически не просится.


наверное все ваше впечатление от книги убили картины порнографического характера))))


Да даже не картины, пусть бы картины он оставил, а вот зарисовки.... Я даже в рецензии пример привела. Абсолютно бесполезные, на мой скромный взгляд, сюжетные ответвления физиологического характера. Вообще сцены эротики или порнографии могут быть оправданны, вероятно, даже вполне, но там... Но это опять же мое видение. И еще рефлексия, уж слишком там она аморфная. Слишком контурная, без вектора.

Ну да мы как-то не о том авторе и не той книге в данной рецензии))))))


хорошо)))) найду вашу рецензию на эту книгу и буду писать))


Потрясающая рецензия! Она для меня прямо как урок))) В избранное.


Алена, ну что вы! Я даже просто уверена, что у меня не получилось передать свои мысли качественно. Но я вам очень благодарна.


Не знаю, Наташ, про какое ты (мы ведь на "ты" :-)))) качество, но рецензия цепляет за живое. И с чувством написана. При этом раскрывается книга, а не её содержание. По-моему, очень здорово!


Ой, прости, конечно на "ты". Спасибо, Аленочка, спасибо!


Совсем даже не за что)))


Спасибо за рецензию! Тоже очень захотелось прочитать)


Рада, что сориентировала на ТАКУЮ стоящую книгу))))

1 2