Больше рецензий

2 апреля 2020 г. 15:02

647

5

Сложно писать рецензии по таким большим (в формате смыслов, не только в формате размера) книгам, но я попробую.

Знаете, это абсолютный восторг.

Во первых, это книга-игра. И Умберто Эко играется сразу с несколькими линиями:
• с историей Средневековья. Представьте, вам скажут, что огромный пласт средневековой мифологии всего лишь выдумки или подделки одного итальянского болтуна и выдумки? Начиная от переписки Абеляра с Элоизой и кончая Туринской плащаницей. История с мощами святых показана особенно любовно. Если вы изучали историю Средних веков, то, наверное, задумывались, как вообще люди относились к этим кучам терновых венков, пальцам святых и так далее, которые присутствуют в неестественно большом количестве экземпляров. Умберто Эко даёт ответ на этот вопрос и наглядно показывает, как появлялись эти самые мощи.
• с правдой и вымыслом. Как и положено ученому, Умберто Эко весьма точно передает исторические события. Если вы хотите разобраться в хитросплетениях третьего и четвертого крестовых походов — вам сюда. Но стоит потерять бдительность и расслабиться, как неожиданно главные герои начинают блуждать в темноте Абхазии, встречают одноногих людей и людей с головой на животе, а сам Баудолино влюбляется в женщину-сатира Гипатию. Нормальные такие рассказы в духе средневековых хроник.
• с литературными жанрами. Тут вам и любовный роман, и роман-взросление, и приключение, и детектив, а в конце вообще сцена прямо из вестернов.

И, помимо всех этих чудесных прелестей, "Баудолино" просто очень интересный роман, который просто интересно читать. Так что даже если вы не знаете ничего о средневековье, не проходите мимо — сюжет закручен так лихо, что оторваться и угадать, что будет дальше — практически невозможно. Но, конечно, если вы что-то слышали об этом историческом периоде, вы включаетесь в увлекательную игру "собери все палхалочки" и "соедини все линии".

Читая средневековые хроники, кажется, что мистическое и реальное там идёт бок о бок. "Баудолино" отлично передаёт этот эффект и саму атмосферу жизни на грани веры и неверия. А какая роль рассказчика в этом? Где он говорит правду, а где приукрашивает. Сама книга построена в форме рассказа Баудолино византийскому ритору Никите Хониату. И Баудолино, конечно, ненадежный рассказчик. А может, это сам Умберто Эко?

В общем, чтение романа было невероятным опытом и я слегка завидую тем, у кого это ещё впереди.