Больше рецензий
25 марта 2020 г. 22:32
3K
3.5 «Обнаженное счастье смерти»
РецензияПраво, что только не встречается в жизни. Какие обычаи, правила, какое странное воображение… впрочем, простите. Зря я так резко. Разве может понять современный европеец японцев времен мировых войн? В Европе, знаете ли, даже в то время мужчины либо стрелялись, либо вешались… ну, или травились. Разные были способы, гуманные. А жен (если уж так хотелось пойти за любимым в царствие вечной юности) обычно первыми убивали – да-да, европейские мужчины были чуткими, понимали же, что незачем женщине смотреть на смерть, достаточно с нее. А потом уже сами… как им хотелось.
Привыкнув к нашим, истинно европейским, самоубийствам сложно смириться с японским харакири. Зачем же, в чем смысл этих мучений? Разве цель сего – не смерть, скорая, освобождающая от жизни с ее обстоятельствами? О, это желание настоящего японского офицера обстоятельно, по правилам, вспороть себе живот! И чтобы кровь по стенам, и муки, ужасная боль – но зато правильно, как родители учили! Не сметь отступать от мучений, ты обязан умирать страшно, даже если никому нет дела до выбранного тобою способа.
О, и нет ничего дурного в том, чтобы обречь свою любимую женщину на лицезрение такого! Она должна умереть после мужчины; она должна смотреть, как он вспарывает себе живот клинком, и не шевелиться – боже упаси ей упасть в обморок от увиденного! Настоящая жена японского офицера не только должна хотеть смерти по первому приказу своего властелина, – нет, она должна быть свидетелем, она должна быть участником кровавого ритуала, хотя милосерднее было бы избавить ее от этого зрелища, просто позволив ей умереть первой.
В чем же сюжет, спросите вы? Он очень прост и, на самом деле, типичен для того времени. Жили себе влюбленные, муж и жена. Жена любила мужа больше всего на свете, он стал всем в ее жизни – ее солнцем, ее луною, ее землею. Она растворилась в нем, считая, что иначе в любви быть не может (но вспомним, какие времена стояли – и не хочется удивляться). Муж же больше думал о долге и чести.
И вот случился в Японии, этак в 1936 г., путч. Военные вообще любили в то время устраивать путчи, прямо золотая эпоха была. Не знаю толком истоков, но в Википедии сказано:
«Путч молодых офицеров (Инцидент 26 февраля, мятеж 26 февраля) – национал-социалистический мятеж в среде японской армии, произошедший 26—29 февраля 1936 года. Идеологом путча был Икки Кита, программная работа которого, под названием «План реконструкции Японии», сподвигла военных на попытку переворота».
Кто, что, зачем – это значения не имеет. Значит, был путч, мятежники успели кого-то там поубивать, но в итоге их арестовали. Главный герой в путче не участвовал, но на стороне мятежников оказались его лучшие друзья. Герой мучается: «Как же я выступлю в составе правительственных войск против своих друзей-путчистов?!» И на почве этих переживаний решает поскорее самоубиться, о чем сообщает, явившись домой, своей прекрасной юной жене. Еще в первую брачную ночь он спросил ее, готова ли она умереть в тот же час, что и он – потому что не стоит жене жить без мужа. И в ту ночь она согласилась на смерть, и готовилась к ней, и нынче захотела исполнить свое обещание.
Тут стоит остановиться и вспомнить: позвольте, если не учитывать национальный колорит, это действительно типичная история! Разве в близкой нам Европе это не встречалось? Не было ли там (и у нас) жен и любимых, которые готовы были умереть вместе со своими мужчинами, а какие только идеи не разделяли эти мужчины – социалистические, фашистские, антифашистские… Помнится, в те же 30-е жены с пониманием шли со своими мужьями-антифашистами и на плаху, и в лагеря, на верную смерть.
Юкио Мисима, взяв обыкновенную историю, рассказывая ее бесстрастно, не объясняя, что он считает нормальным, – тем не менее, он все-таки позволяет своему читателю спросить: «А действительно ли любовь движет человеком, если он решается покончить с собой, скажем так, «за компанию»? Или тут долг, ответственность, честь, какая-то совесть?» Может ли быть так, что страх оказаться неправильной, плохой женой толкает юную Рэйко на самоубийство? Или она настолько растворилась в своем муже, что просто не мыслит себя отдельной личностью, с самостоятельным мышлением, отдельным от мужа телом?
Право, как нащупать эту черту – между зрелым взвешенным чувством, чувством общности, и страстью, в которой сгорают, утратив объект вожделения? А между преданностью по зову души – и долгом, который не позволяет оставить человека в самый важный час его жизни? Между своей волей – и навязанной условностью.
«… Каждый миг, вкус каждого незабываемого поцелуя, соприкосновение тел, ощущение счастья, от которого замирало сердце. Но с темных досок потолка на них уже смотрело лицо смерти. Наслаждение кончилось и больше никогда к ним не вернется. И все же оба подумали: даже если бы им была суждена долгая жизнь, такого экстаза они никогда бы уже не испытали».
Ветка комментариев
Спасибо, Саш, за интересные мысли! )))
Было такое, что мужчины шли за своими женщинами на смерть. Но у мужчин, если речь идет о смерти за женщину, нет такого понятия, как долг (мое мнение, конечно же). Мужчины иначе все-таки понимают долг, на них всегда сбрасывали ответственность за женщину, был культ героизма во имя женщины, но пойти за нею самой на смерть - это совершенно иное, это значит, что женщина принимает решение, а мужчина как бы соглашается, т.е. подчиняется, если это традиционные отношения. Если мужчина действительно приносит себя в жертву, то он делает это либо из любви к женщине (невозможно пережить мысль о расставании с любимым существом), либо из согласия с ее жизненной (политической?) позицией, а это привет из времен тоталитарных режимов. А вот этого навязанного "ты должен уйти вместе с женой!" у мужчин, к счастью, не было, ибо по долгу, а не по собственной воли это - маразм.
Интересная мысль. Это бы объяснило их навязчивый культ смерти, вообще жестокость их культуры. Помню, меня изумляло, что даже в самую страшную для нас Вторую мировую японцы умудрялись превосходить нацистов по жестокости. То, что в Нанкине творилось, вообще описать нельзя, японцы такие ужасы массово творить успевали, что волосы дыбом. А говорят, что самая изощренная жестокость именно что от инфантильности мышления. (((
Может ты и права... А с другой стороны, и долг - это ведь не нечто закоснелое. Он как клинок - его можно переложить из одной руки в другую.
Дурацки выразился... я в том смысле, что возможно есть и долг перед женщиной. Хм... тогда это уже из времён рыцарской преданности и описанного тобой героизма, героизации жертвы ради женщины.
Да, ты права. Остаётся лишь по любви)
У Акутагавы где-то мельком упоминаются муж с женой, которые одновременно сделали харакири.
Жутко.. и почти романтично. Со стороны это всегда хоть чуточку, да романтика, но когда ты максимально приближен к этому, или это твои родные - то это ужас и мурашки в грязи.
Да, слышал про ужасы японцев во время войны.
Вот эти слова твои меня как-то проняли... именно - инфантильность.
С такой инфантильностью, где сытое и скучающее равнодушие смешано со злым любопытством и злобой, ребёнок запросто отрывает крылья у бабочки.
Знаешь, детского и правда много в японцах. Мельком видел их шоу по тв, где они... преодолевая свои вековые табу, выставляют напоказ свой эрос, обыгрывая различные темы: какое-то коллективное закрытие гештальта.
И всё это под невинный смех взрослых и юных.
Забавно и мило... и чуточку грустно.)
p.s. Даян, на выходных я скорее всего опубликую свою статью.
Надеюсь тебе будет интересно. Биографическая статья о любви.
Так что, приглашаю, если будет время)
К счастью, времени полно - карантин. Ловлю тебя на слове и жду. )))