Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

25 марта 2020 г. 22:32

3K

3.5 «Обнаженное счастье смерти»

Право, что только не встречается в жизни. Какие обычаи, правила, какое странное воображение… впрочем, простите. Зря я так резко. Разве может понять современный европеец японцев времен мировых войн? В Европе, знаете ли, даже в то время мужчины либо стрелялись, либо вешались… ну, или травились. Разные были способы, гуманные. А жен (если уж так хотелось пойти за любимым в царствие вечной юности) обычно первыми убивали – да-да, европейские мужчины были чуткими, понимали же, что незачем женщине смотреть на смерть, достаточно с нее. А потом уже сами… как им хотелось.

Привыкнув к нашим, истинно европейским, самоубийствам сложно смириться с японским харакири. Зачем же, в чем смысл этих мучений? Разве цель сего – не смерть, скорая, освобождающая от жизни с ее обстоятельствами? О, это желание настоящего японского офицера обстоятельно, по правилам, вспороть себе живот! И чтобы кровь по стенам, и муки, ужасная боль – но зато правильно, как родители учили! Не сметь отступать от мучений, ты обязан умирать страшно, даже если никому нет дела до выбранного тобою способа.
картинка ShiDa
О, и нет ничего дурного в том, чтобы обречь свою любимую женщину на лицезрение такого! Она должна умереть после мужчины; она должна смотреть, как он вспарывает себе живот клинком, и не шевелиться – боже упаси ей упасть в обморок от увиденного! Настоящая жена японского офицера не только должна хотеть смерти по первому приказу своего властелина, – нет, она должна быть свидетелем, она должна быть участником кровавого ритуала, хотя милосерднее было бы избавить ее от этого зрелища, просто позволив ей умереть первой.

В чем же сюжет, спросите вы? Он очень прост и, на самом деле, типичен для того времени. Жили себе влюбленные, муж и жена. Жена любила мужа больше всего на свете, он стал всем в ее жизни – ее солнцем, ее луною, ее землею. Она растворилась в нем, считая, что иначе в любви быть не может (но вспомним, какие времена стояли – и не хочется удивляться). Муж же больше думал о долге и чести.

И вот случился в Японии, этак в 1936 г., путч. Военные вообще любили в то время устраивать путчи, прямо золотая эпоха была. Не знаю толком истоков, но в Википедии сказано:

«Путч молодых офицеров (Инцидент 26 февраля, мятеж 26 февраля) – национал-социалистический мятеж в среде японской армии, произошедший 26—29 февраля 1936 года. Идеологом путча был Икки Кита, программная работа которого, под названием «План реконструкции Японии», сподвигла военных на попытку переворота».

Кто, что, зачем – это значения не имеет. Значит, был путч, мятежники успели кого-то там поубивать, но в итоге их арестовали. Главный герой в путче не участвовал, но на стороне мятежников оказались его лучшие друзья. Герой мучается: «Как же я выступлю в составе правительственных войск против своих друзей-путчистов?!» И на почве этих переживаний решает поскорее самоубиться, о чем сообщает, явившись домой, своей прекрасной юной жене. Еще в первую брачную ночь он спросил ее, готова ли она умереть в тот же час, что и он – потому что не стоит жене жить без мужа. И в ту ночь она согласилась на смерть, и готовилась к ней, и нынче захотела исполнить свое обещание.

Тут стоит остановиться и вспомнить: позвольте, если не учитывать национальный колорит, это действительно типичная история! Разве в близкой нам Европе это не встречалось? Не было ли там (и у нас) жен и любимых, которые готовы были умереть вместе со своими мужчинами, а какие только идеи не разделяли эти мужчины – социалистические, фашистские, антифашистские… Помнится, в те же 30-е жены с пониманием шли со своими мужьями-антифашистами и на плаху, и в лагеря, на верную смерть.
картинка ShiDa
Юкио Мисима, взяв обыкновенную историю, рассказывая ее бесстрастно, не объясняя, что он считает нормальным, – тем не менее, он все-таки позволяет своему читателю спросить: «А действительно ли любовь движет человеком, если он решается покончить с собой, скажем так, «за компанию»? Или тут долг, ответственность, честь, какая-то совесть?» Может ли быть так, что страх оказаться неправильной, плохой женой толкает юную Рэйко на самоубийство? Или она настолько растворилась в своем муже, что просто не мыслит себя отдельной личностью, с самостоятельным мышлением, отдельным от мужа телом?

Право, как нащупать эту черту – между зрелым взвешенным чувством, чувством общности, и страстью, в которой сгорают, утратив объект вожделения? А между преданностью по зову души – и долгом, который не позволяет оставить человека в самый важный час его жизни? Между своей волей – и навязанной условностью.

«… Каждый миг, вкус каждого незабываемого поцелуя, соприкосновение тел, ощущение счастья, от которого замирало сердце. Но с темных досок потолка на них уже смотрело лицо смерти. Наслаждение кончилось и больше никогда к ним не вернется. И все же оба подумали: даже если бы им была суждена долгая жизнь, такого экстаза они никогда бы уже не испытали».

Комментарии


Хорошо ты пишешь, Даян)
Не так давно я закончил читать рассказы Акутагавы, и там этой атмосферы было много.
Другая ментальность, правила чести и любви... но всё равно холодок по коже от чудовищной условности и лжи чувств: нечто в самой эпохе, культуре, как старая болезнь, не даёт этой культуре выпрямиться и вместе с эпохой наваливается на человека, его сердце... раздавливая его.
Неужели чудесная японская культура была бы иной без этого?
Эта чистая детское стремление... гордо причинить себе боль и вред, да и не только себе.
И если дети так делают чтобы вызвать внимание и сочувствие у родителей, то тут - всё это вогнали в душу: мнимая честь стала мачехой, и всё превратилось в игру одного актёра.
А жёны то в чём виноваты? Как бессловесные зверята судьбы.. чужой.
И ведь потом все как дети восхищаются этим.
А где-то в других странах, 1000 лет назад, жёны всходили на костёр к своим мужьям.
Интересно, вошёл бы так мужчина? Смотрел бы он как его любимая режет себя, не сойдя с ума? Какой-то чудовищный эгоизм во всём этом, рудимент.

И на почве этих переживаний решает поскорее самоубиться, о чем сообщает, явившись домой, своей прекрасной юной жене. Еще в первую брачную ночь он спросил ее, готова ли она умереть в тот же час, что и он – потому что не стоит жене жить без мужа. И в ту ночь она согласилась на смерть, и готовилась к ней, и нынче захотела исполнить свое обещание.

Даян... это ужасно. Вроде знаешь об этом, но когда опять читаешь - жуть.
Похоже на прятание страусом головы в песок, от страха и слабости. А тут - не голову а сердце - в смерть, спрятал, укрылся, как ребёнок под одеялом.
К слову, в японцах очень сильно это чувство детства.
То ли дело в Европе, России... помучается человек, друзей помучает рефлексией и жену изведёт, себя потом изведёт и затравит, напишет книгу об этом и лишь потом... покончит с собой)
Вроде всё оканчивается одинаково, но... тут хоть борьба есть.

Может ли быть так, что страх оказаться неправильной, плохой женой толкает юную Рэйко на самоубийство? Или она настолько растворилась в своем муже, что просто не мыслит себя отдельной личностью, с самостоятельным мышлением, отдельным от мужа телом?

Ох, тут всё так переплетено... каждый случай - особенный.
Когда в Японии было землетрясение и город оказался пустым, то ни один мародёр не тронул вещей.
Европейцы восхищались добродетелью японцев... а японцы, опуская глаза, говорили: просто людям стыдно воровать.
Т.е. добродетель не от полноты сердца, а от страха.
А любовь? Да плевать на времена и условности. Если любишь - то и правда умрёшь за любимого человека и пойдёшь на десятерых в драку.
Но когда вот это абсолютное безволие и трусость смешивается с любовью, её силой и жаром...
Ох, не хочется выносить суждений: то одно побеждает, то другое... а пальцы загибать не хочется и считать.
любить нужно.

Спасибо за рецензию, Даян, и за чудно подобранные картинки. Это уже твой почерк)


Спасибо, Саш, за интересные мысли! )))

А где-то в других странах, 1000 лет назад, жёны всходили на костёр к своим мужьям.
Интересно, вошёл бы так мужчина? Смотрел бы он как его любимая режет себя, не сойдя с ума? Какой-то чудовищный эгоизм во всём этом, рудимент.

Было такое, что мужчины шли за своими женщинами на смерть. Но у мужчин, если речь идет о смерти за женщину, нет такого понятия, как долг (мое мнение, конечно же). Мужчины иначе все-таки понимают долг, на них всегда сбрасывали ответственность за женщину, был культ героизма во имя женщины, но пойти за нею самой на смерть - это совершенно иное, это значит, что женщина принимает решение, а мужчина как бы соглашается, т.е. подчиняется, если это традиционные отношения. Если мужчина действительно приносит себя в жертву, то он делает это либо из любви к женщине (невозможно пережить мысль о расставании с любимым существом), либо из согласия с ее жизненной (политической?) позицией, а это привет из времен тоталитарных режимов. А вот этого навязанного "ты должен уйти вместе с женой!" у мужчин, к счастью, не было, ибо по долгу, а не по собственной воли это - маразм.

К слову, в японцах очень сильно это чувство детства.

Интересная мысль. Это бы объяснило их навязчивый культ смерти, вообще жестокость их культуры. Помню, меня изумляло, что даже в самую страшную для нас Вторую мировую японцы умудрялись превосходить нацистов по жестокости. То, что в Нанкине творилось, вообще описать нельзя, японцы такие ужасы массово творить успевали, что волосы дыбом. А говорят, что самая изощренная жестокость именно что от инфантильности мышления. (((


Но у мужчин, если речь идет о смерти за женщину, нет такого понятия, как долг (мое мнение, конечно же).

Может ты и права... А с другой стороны, и долг - это ведь не нечто закоснелое. Он как клинок - его можно переложить из одной руки в другую.
Дурацки выразился... я в том смысле, что возможно есть и долг перед женщиной. Хм... тогда это уже из времён рыцарской преданности и описанного тобой героизма, героизации жертвы ради женщины.
Да, ты права. Остаётся лишь по любви)
У Акутагавы где-то мельком упоминаются муж с женой, которые одновременно сделали харакири.
Жутко.. и почти романтично. Со стороны это всегда хоть чуточку, да романтика, но когда ты максимально приближен к этому, или это твои родные - то это ужас и мурашки в грязи.

А говорят, что самая изощренная жестокость именно что от инфантильности мышления. (((

Да, слышал про ужасы японцев во время войны.
Вот эти слова твои меня как-то проняли... именно - инфантильность.
С такой инфантильностью, где сытое и скучающее равнодушие смешано со злым любопытством и злобой, ребёнок запросто отрывает крылья у бабочки.
Знаешь, детского и правда много в японцах. Мельком видел их шоу по тв, где они... преодолевая свои вековые табу, выставляют напоказ свой эрос, обыгрывая различные темы: какое-то коллективное закрытие гештальта.
И всё это под невинный смех взрослых и юных.
Забавно и мило... и чуточку грустно.)

p.s. Даян, на выходных я скорее всего опубликую свою статью.
Надеюсь тебе будет интересно. Биографическая статья о любви.
Так что, приглашаю, если будет время)


Так что, приглашаю, если будет время)

К счастью, времени полно - карантин. Ловлю тебя на слове и жду. )))